|
|||
Маленький трусишка 2 страницаПо окончании строительства воспитатель дает малышам маленькие матрешки и играет с ними в игру «Солнышко и дождик». Воспитатель произносит: «Солнышко светит!» Матрешки бегают, веселятся. «Дождик начинается!» Матрешки прячутся в домиках. (Взрослый дает команды спокойно, иначе дети будут торопиться и разрушат постройки.) Занятие по рисованию Задачи. Учить детей рисовать округлые формы и создавать образ, пририсовывая некоторые элементы. Способствовать развитию творческиъ замыслов. Материал. Воздушный шар (ненадутый), листы бумаги, краски в розетках, кисти, подставки для кистей, салфетки, банки с водой, фломастеры. Методика проведения Воспитатель напоминает малышам, что скоро праздник — Новый год. «Будем украшать елку, вешать на стены шарики». Надувает воздушный шар, демонстрируя, как он из маленького становится больше, больше и наконец совсем большим. «Какой шар?» (Красный, резиновый, легкий, прозрачный, летает, непрочный — может лопнуть, большой, круглый.) Дети показывают руками в воздухе. Воспитатель и дети играют с шариком. Затем воспитатель предлагает ребятам сесть за столы и нарисовать много шаров. Показывает способ рисования шарика: рисует кончиком кисти кружок и по спирали (по часовой стрелке) увеличивает его размер («Надуваю! Надуваю!»). Подрисовывает фломастером ниточку к шарику. Вечером воспитатель читает малышам стихи Н. Пикулевой «Надувала кошка шар» и предлагает фломастеры для свободного рисования. Комплексное занятие Забава «Котик и козлик» (сл. В. Жуковского, муз. Ц. Кюи). Рассматривание дымковских козликов. Украшение силуэтов козликов (большие и маленькие точки, раскрашивание рожек, хвостов, ножек). Игра «Козочка и козлятки». Воспитатель-«козочка» поет детям-«козля- там», которые прячутся в домике, песенку: «Козлятушки-ребятушки, ото- притеся, отворитеся, ваша мама пришла, молочка принесла». Под музыку дети выбегают и пляшут с «козочкой». Игра повторяется два-три раза. Декабрь* Третья неделя Занятие по лепке Задачи. Продолжать учить скатывать круглые формы и сплющивать их. Учить приему прищипывания. Познакомить с приемом вдавливания. Материал. Глина (пластилин), доски для лепки. Методика проведения Воспитатель предлагает малышам слепить коржики и лепешки для лесных зверюшек: «В лесу холодно, зверюшки голодные, надо их накормить». Усаживает мягкие игрушки на стульчики: «Посидите, подождите, погрейтесь, пока ребята угощение приготовят». Показывает детям способ лепки: скатывает из комка пластилина шар, сплющивает его между ладонями в лепешку, прищипывает по краю большим и указательным пальцами, кладет на дощечку и делает несколько ямок на «лепешке» указательным пальцем. По окончании лепки дети «угощают» зверюшек и водят с ними хоровод вокруг елочки. Сидит мишенька под елкой, Он укрылся веткой колкой. Мишка, мишка, выходи! С нами хоровод води! Занятие по аппликации Задачи. Продолжать упражнять детей в создании несложных сюжетных изображений способом наклеивания нескольких готовых форм. Формировать навыки аккуратной работы. Содействовать проявлению творчества. Материал. Игрушечная машина, образец аппликации (рис. 8), листы бумаги, бумажные детали для аппликации, кисти для клея, подставки для кистей, клей, салфетки. Методика проведения Воспитатель вспоминает с малышами, как они вместе со старшими ребятами ходили наблюдать за движением машин на дороге: «Какие ма-
шины вы видели? Что есть у всех машин? Что крутится у машин? Ки управляет машиной?» Рассматривает с детьми игрушечную машину. Показывает и объясня ет способ размещения деталей аппликации. На тонированный лист прикладывает изображение кузова, вырезанного вместе с кабиной, прикладывает снизу колеса, на кабину — квадратно! окошко, на кузов — стилизованную елку. Предлагает детям приступит! к аппликации.
По окончании работы воспитатель выкладывает все детские аппликации в ряд: «Вот как много машин едут по дороге! Зачем они везут столько елок? Какие машины?» (Разные по цвету, немного различаются по форме и величине, едут в разные стороны, на одних машинах по одной елке, на других несколько, елки большие и маленькие и т. д.) Занятие по рисованию Задачи. Учить передавать в рисунке красоту окружающей природы. Учить рисовать округлые формы и создавать образ, пририсовывая некоторые элементы. Способствовать развитию творческих замыслов. Материал. Изображение снеговика, тонированные листы бумаги (нижняя треть листа — белая, остальная часть — голубовато-розовая), краски в розетках, кисти, подставки для кистей, банки с водой, салфетки. Методика проведения Воспитатель вспоминает с детьми, как они лепили снеговика. Вывешивает картинку (или фотографию) с изображением снеговика. Дети рассматривают картинку, показывают руками в воздухе форму его частей (круглая). Воспитатель показывает тонированный лист бумаги, спрашивает: «Какого цвета снег, небо?» Предлагает одному ребенку нарисовать тело снеговика, другому — голову, третьему — веточки-ручки и волосы (коричневой краской). Предупреждает, что не следует трогать коричневой краской белые части изображения. Делает на листе несколько точек, комментируя: «Снег идет». Предлагает малышам приступить к рисованию. Поощряет проявления творчества (например, рисование кустов, елочек и пр.). Когда высохнет краска, напоминает, что нужно нарисовать глаза, нос и рот снеговика. После занятия, выложив детские рисунки в ряд, хвалит их: «Тихий зимний вечер. Пушистые хлопья снега падают на веселых снеговиков. Снеговики рады морозу, они не любят, когда тепло. Почему?» Интегрированное занятие На участке детского сада в сугроб устанавливают елку. Ее украшают своими поделками дети старшей группы. Старшие ребята выводят малышей на прогулку, водят с ними хоровод. Малыши показывают, как они умеют метать снежки в обруч (снежки для них лепят старшие дети). Далее малыши ходят друг за другом змейкой, перешагивая через снежные кирпичики. Старшие дети учат малышей скатывать комья снега и сооружать из них снежных зайцев и медведей (по принципу снеговика). Игра «Заинька, выходи» (муз. Е.Тиличеевой). Декабрь. Четвертая неделя Занятие по лепке «Елочное украшение „Светофор"» Задачи. Продолжать учить отделять от целого куска маленькие кусочки одинакового размера и скатывать в круглые формы круговыми движениями ладоней. Материал. Пластилин, доски для лепки, картонные полоски. Методика проведения Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как выглядит светофор: «Из каких деталей состоит? Какого они цвета? Где вы его видели?» Предлагает слепить светофор. У детей на столах картонные полоски. Каждый ребенок отделяет от целых кусков пластилина красного, желтого и зеленого цветов маленькие кусочки одинакового размера. Скатывает и располагает на картонной полоске три шарика.
По окончании работы воспитатель объясняет, что обозначает каждая цвет светофора. Занятие по конструированию Задачи. Продолжать учить детей устанавливать кирпичики на узкуж короткую грань, на узкую длинную грань. Учить сооружать машинн способом наложения деталей. Побуждать играть с постройками, строив по замыслу. Способствовать развитию творческих замыслов. Материал. Строительные наборы. Методика проведения Воспитатель показывает детям разные способы построения машин способом наложения деталей. Если на кирпичик положить малую треугольную призму, получится легковая машина. Если на кирпичик поставить кубик, получится обычная грузовая. А если на длинную пластищ положить кубик и кирпичик — большая грузовая. Предлагает детям сконструировать машины по желанию. Поощряет проявления творчества. По окончании работы побуждает обыгрывать конструкции — двигать машинки, издавать звуки работающих моторов, строить ворота, возить на машинах игрушки. Рисование по замыслу (фломастеры) Задачи. Упражнять в применении полученных навыков в рисовании. Способствовать развитию творческих замыслов. Материал. Листы бумаги, фломастеры. Методика проведения Воспитатель предлагает малышам бумагу и фломастеры, побуждает придумывать сюжет и воплощать его в рисунке. Работа с детьми в свободное время Упражнения «Шарики в коробочке» (изображение фломастерами круглых форм с опорой на четыре точки), «Сеточка» (рисование фломастерами различных пересекающихся линий), «Щетки», «Расчески» (прямые горизонтальные и короткие частые линии). Игры с геометрической мозаикой и картонными полосками. Игры и упражнения по плоскостному моделированию, конструированию, изобразительной деятельности (см. Игры и упражнения для детей 3-4 лет). Конструирование из конструктора «Лето» (экспериментирование с деталями «Машинка»), Конструирование из снега. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Машина». Организация общения детей разных возрастных групп Дети старшей группы украшают елку для малышей своими поделками, принимают участие в интегрированном занятии. На прогулке учат их скатывать комья снега. Совместная экскурсия к проезжей части дороги. Каждый ребенок из подготовительной к школе группы берет за руку малыша, рассказывает ему о машинах, их строении, задает вопросы, отвечает на вопросы малыша. Январь* Первая неделя Занятие по лепке Задачи. Упражнять в лепке округлых и конусовидных форм, в скатывании шаров, раскатывании жгутов, сплющивании объемных форм. Закреплять умение отделять от куска мелкие кусочки, придавать им округлую форму. Способствовать развитию замыслов. Материал. Игрушечная мышка, глина (пластилин), доски для лепки, палочки. Методика проведения Воспитатель рассматривает с детьми мышку (игрушку или мышку, слепленную из глины или пластилина): «Кто это? Мышка прибежала из леса, чтобы повеселиться под новогодней елочкой. Мышка одна, ей скучно. Давайте поможем. Нужно слепить для нее много друзей — мышек». Обращает внимание малышей на форму тела мышки (похожа на морковку), ушей (маленькие, кругленькие), хвоста (тоненький, длинный). Напоми-
нает прием лепки (привлекает к помощи ребенка): скатывает конусовидную форму (тело мышки) и два шарика. Сплющивает шарики и присоединяй к острому концу конуса (уши). Длинный жгутик (хвост) лепит ребенок. Дети рассматривают получившуюся мышку. Воспитатель напоминав! что нужно сделать мышке глазки (продавить палочкой). Предлагает детях приступить к работе. По окончании лепки малыши сажают своих мышею под елочку и поют песенку о елочке из репертуара новогоднего утренника Занятие по аппликации Задачи. Упражнять детей в навыках наклеивания, умении создавав несложный сюжет из готовых форм. Способствовать проявлению творчества. Вызывать радость от созданного изображения. Материал. Вырезанные из зеленой бумаги силуэты елок, разноцветные бумажные звездочки, шарики, ромбы, кисти для клея, подставки дли кистей, клей в розетках, клеенки, салфетки. Методика проведения Воспитатель напоминает малышам, как они лепили мышек: «Мышки рассказали всем зверюшкам в лесу о нашей елочке. Все звери тоже хотят поиграть под нарядными елочками. Давайте нарядим елочки для зверей». Показывает детям вырезанные из зеленой бумаги силуэты елок, На подносах перед детьми лежат разноцветные бумажные звездочки, шарики, ромбы и др. Малыши выбирают понравившиеся элементы, располагают их на силуэтах елочек и приступают к наклеиванию. После любования готовыми работами воспитатель упаковывает несколько елочек в конверт, чтобы «послать их в лес зверюшкам», а остальными елочками предлагает украсить веранду. На прогулку приглашают детей подготовительной группы и просят их помочь малышам в оформлении веранды. Занятие по рисованию Задачи. Учить создавать простой сюжет, применяя усвоенные приемы рисования. Содействовать творческим проявлениям. Материал. Тонированные листы бумаги (две трети листа голубоватого цвета — небо, одна треть белого цвета — сугробы), краски в розетках, кисти, подставки для кистей, банки с водой, салфетки. Методика проведения Воспитатель предлагает малышам нарисовать елочку в лесу. Показывает способ рисования елки на тонированном листе. Прикладывает кисточку плашмя к «сугробу» (палочка направлена вверх, с наклоном клисту) со словами: «Растет, растет моя елочка — вот и вырос ствол. Что теперь надо нарисовать? Сверху веточки короткие. (Рисует две линии от макушки по направлению вниз.) Одна веточка с одной стороны — слева, вторая веточка — справа. Теперь нарисую ветки подлиннее посередине ствола и длинные ветки внизу». Предлагает малышам приступить к рисованию, побуждает нарисовать еще елки, изобразить снегопад, украсить рисунок чем-нибудь по желанию. По окончании работы дети рассматривают разложенные в ряд рисунки — получился еловый лес. Читают стихи, поют песню о елочке. Вечером малыши украшают свои елки (рисуют на них игрушки). Знакомство с искусством Рассматривание скульптуры малых форм (мышки, кошки, собачки — на усмотрение воспитателя). Воспитатель задает вопросы (см. Методика работы). Январь* Вторая неделя Занятие по лепке Задачи. Упражнять в лепке округлых и конусовидных форм, скатывании шариков, сплющивании. Учить проявлять аккуратность в работе. Материал. Глина (пластилин), доски для лепки. Методика проведения Воспитатель вывешивает на доску детские рисунки с изображением елок, склеенные в длинную гармошку. Дети рассматривают их, любуются. Воспитатель предлагает ребятам догадаться, чем забыли украсить елочки. (Макушками.) Показывает елочное украшение, напоминающее по форме сосульку. Дети рассматривают его. (Блестящее, красивое, стеклянное, разноцветное, похоже на сосульку.) Воспитатель показывает заранее слепленную макушку, напоминает приемы лепки и украшения изделия скатанными и сплющенными мелкими цветными шариками Дети приступают к лепке. По окончании работы воспитатель и дети рассматривают получив' шиеся изделия. Воспитатель складывает их в коробочку, перевязывая лентой и предлагает послать посылку в подарок лесным зверюшкам «Пусть звери украсят елочки в лесу этими красивыми макушками». Занятие по конструированию Задачи. Учить сооружать постройки со свободным внутренним пространством. Упражнять в умении делать простейшие перекрытия. По буждать конструировать по замыслу. Материал. Домик — образец постройки, строительные наборы. Методика проведения Воспитатель показывает малышам построенный заранее домик. Дета рассматривают, анализируют постройку-образец. Воспитатель спрашивает: «Из каких деталей построен домик? Какого цвета детали? Сколько кирпичиков пошло на строительство домика?» (Много.) Напоминает, как нужно устанавливать кирпичики, как делав перекрытие. Приставляет с одной стороны домика заборчик, чередуя лежащие кирпичики и малые призмы (вершина призмы направлена на внешнюю сторону заборчика). Дети приступают к конструированию. В процессе работы воспитатель побуждает малышей дополнительно построить дорожку, скамеечку, машину. По окончании строительства предлагает детям токарные елочки и мелкие игрушки для обыгрывания построек, побуждает к игровому и речевому общению. Занятие по рисованию Задачи. Упражнять малышей в декоративном рисовании (создание элементарных узоров), умении изображать прямоугольные формы. Содействовать творческим проявлениям в выборе красок для изображения. Материал. Игрушечная мышка, бумажный коврик-образец, листы бумаги, краски в розетках, кисти, подставки для кистей, банки с водой, салфетки.
Методика проведения Воспитатель обращает внимание детей на свой стол, там «спит» мышка (игрушка) на бумажном коврике. «Будит» мышку. Предлагает им нарисовать много ковриков для деток мышки — мышат, которым холодно спать на снегу. Дети рассматривают, анализируют коврик-образец. Воспитатель показывает и объясняет приемы рисования: по краю прямоугольного листа рисует прямые линии (кайма); внутри прямоугольника, отступив немного от каймы, рисует краской второй прямоугольник; в центре этого прямоугольника изображает кружок; кончиком кисти ставит точки в ряд между двумя линиями и вокруг кружка (краской другого цвета). Предлагает начать работу, побуждает их выбирать для рисования краски по желанию. По окончании работы воспитатель от лица мышки хвалит ребят, удивляется, какие разные по цвету получились коврики. Воспитатель организует игру «Найди мышку»: прячет в комнате мышку и предлагает найти ее. В ходе поисков помогает: «Наверно мышка побежала в кукольный уголок! Уж не забралась ли она в кроватку?» И так далее. Комплексное занятие Слушание: «Вальс снежных хлопьев» (муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик», оркестр). Украшение вырезанных силуэтов звезд узорами по замыслу, используя знакомые способы рисования (точки, кружочки, колечки, мазки и т.д.). Рассматривание и анализ работ. Игры и пляски из репертуара новогоднего праздника. Изготовление декоративного панно из звезд совместно с детьми старшей группы (наклеивание звезд на большой лист синего тона). Украшение веранды на прогулке. Январь* Третья неделя Занятие по лепке Задачи. Упражнять в лепке округлых и конусовидных форм. Закреплять умение отделять от куска пластилина мелкие кусочки, придавать им округлую форму. Способствовать развитию замыслов. Материал. Натуральные овощи и фрукты, пластилин разных цвета доски для лепки. Методика проведения Воспитатель заводит с детьми разговор о пользе овощей и фруш Говорит, что тот, кто их мало ест, чаще болеет; в овощах и фруктах мной витаминов, которые помогают нам быть сильными и здоровыми. Дет рассматривают натуральные овощи и фрукты. Воспитатель предлагая ребятам слепить много разных овощей и фруктов для кукол. На подносах перед детьми лежат комки пластилина разных цвети Воспитатель предлагает им брать комки пластилина, отделять комочк для лепки и класть комки на место. По окончании лепки дети называют вылепленные овощи и фрукта и раскладывают на две тарелки: на одну — овощи, на другую — фрукты Воспитатель уточняет форму, цвет овощей и фруктов, обращает внимание малышей на их разнообразие. По окончании дети угощают кукол. Воспитатель хвалит их за заботу «Теперь куклы не заболеют». Занятие по аппликации Задачи. Упражнять в навыках наклеивания, в умении создавать несложный сюжет из готовых форм. Развивать творчество. Материал. Образец аппликации — домик (рис. 9), листы бумаги, элементы аппликации, кисти для клея, подставки для кистей, клей в розетках, клеенки, салфетки. Методика проведения Воспитатель показывает малышам изображение домика (аппликация на синем с белым фоне), спрашивает: «Какого цвета стена? Какой формы? Почему на стене такое яркое желтое окошко? Какое время суток на картинке?» (Ночь.) Вызывает ребенка и просит его разложить элементы аппликации (серая стена, белый, закругленный по краям треугольник — крыша). Затем дети так же выкладывают на своих листах стены и крыши. Окошки и елочки ребята приклеивают самостоятельно, отбирая с общего подноса необходимые элементы: разные по величине елочки, оранжевые квадратики (окна), кружки для изображения луны и пр. По окончании работы мышка хвалит домики, радуется, что теперь ее детишкам-мышатам и друзьям хватит домиков для жилья. Занятие по рисованию Задачи. Учить создавать простой сюжет, применяя усвоенные приемы рисования. Упражнять в умении изображать прямоугольные формы. Содействовать творческим проявлениям. Материал. Игрушечный грузовик, лист бумаги синеватого цвета с белой полосой снизу, краски в розетках, кисти, подставки для кистей, банки с водой, салфетки. Методика проведения Воспитатель вспоминает с детьми, как они вместе со старшими ребятами ходили смотреть на машины к дороге: «Какие машины вы видели? Что есть умашины? Что можно перевозить на этой машине?» (Показывает игрушку.) Показывает способ рисования грузовика: изображает в центре листа над белой полосой (снег) прямоугольник (кузов), раскрашивает его прямыми линиями слева направо, пририсовывает кисточкой плашмя сверху квадрат (кабину), не раскрашивая ее (окно). Другой краской рисует колеса. Предупреждает детей, что при рисовании колес нельзя задевать кисточкой кузов. Воспитатель предлагает малышам сначала нарисовать прямоугольный кузов машины на листе сухой кисточкой, а затем приступить к рисованию. Видя, что малыши справились с заданием, советует им нарисовать что-нибудь еще (снег под машиной, груз в машине, елочку в сугробе перед машиной, снегопад и т. д.). После рассматривания готовых рисунков воспитатель играет с детьми в игру «Шоферы». Дети-«шоферы» «заводят мотор» круговыми движениями обеих рук и бегают, имитируя движение руля и издавая звуки работающего мотора. Интегрированное занятие Игра «Один и много» (образование существительных в родительном падеже множественного числа). Воспитатель достает из мешка предмет и предлагает детям назвать его во множественном числе: «Это — мишка А нам надо много... (мишек). Вот кошка. А нам нужно много... (кошек) И так далее. Чтение стихотворения «Мишка» (А. Барто). Лепка «Мишка» (по принципу снеговика). Игра «Мишки катают мячики» — перекатывание мячей друг друп сидя на полу, раздвинув ноги. Январь. Четвертая неделя Лепка по замыслу Задачи. Упражнять в применении полученных навыков лепки. Способствовать развитию замыслов. Материал. Глина (пластилин), доски для лепки. Методика проведения Воспитатель предлагает детям слепить то, что им хочется. В случае необходимости помогает в создании замысла. Занятие по конструированию Задачи. Учить строить горку из кубиков и призмы. Материал. Строительные наборы. Методика проведения Воспитатель показывает детям построенную им заранее горку. Дети рассматривают ее (где ступеньки, где скат, из каких деталей построена). Воспитатель показывает способ построения: ставит кубик, на него второй, рядом третий (ступенька), приставляет спереди трехгранную большую призму (спуск), к ней длинную пластину (длинный спуск). Берет куклу, показывает, как она движется — идет по ступенькам, спускается с горки. Мы на горке покатались, Но еще не наигрались. Строим горку мы теперь Из пластин и кирпичей. Рисование по замыслу (карандаши) Задачи. Учить создавать простой сюжет, применяя усвоенные приемы рисования. Содействовать творческим проявлениям. Материал. Листы бумаги, цветные карандаши. Методика проведения Воспитатель предлагает детям выполнить рисунок на любую тему. После рисования дети рассказывают о том, что изобразили. Работа с детьми в свободное время Упражнение в рисовании толстых волнистых и тонких линий с чередованием их (шторы, обои, тарелки, блюдо). Игры с геометрической мозаикой. Составление геометрических узоров и предметных изображений. Выкладывание изображений из картонных полос (елка, домик, забор). Конструирование из конструктора «Лего» «Узоры на плате». Игры и упражнения по плоскостному моделированию, конструированию, изобразительной деятельности (см. Игры и упражнения для детей 3-4 лет). Самостоятельное творчество детей. Сюжетно-ролевая игра «Машина». Организация общения детей разных возрастных групп Дети старшей группы тонируют бумагу для рисования и аппликации малышей. Дети подготовительной группы вырезают к заданию «Украсим елочку» елочные игрушки из фактурной бумаги. Февраль* Первая неделя Занятие по лепке Задачи. Упражнять в лепке округлых форм и в их сплющивании. Упражнять в объединении нескольких вылепленных элементов, умении
плотно присоединять их друг к другу, создавая образ предмета. Способствовать проявлениям творчества. Материал. Игрушечная пирамидка, пластилин, доски для лепки. Методика проведения Воспитатель рассматривает с детьми игрушку-пирамидку (трехцветную из пяти-шести колец). Вызывает ребенка и просит его разобрать пирамидку. «Из чего собирается пирамидка? (Из кружочков-колечек.) Что находита сверху пирамидки?» (Красный шарик.) Уточняет закономерность: снизу большие колечки, посередине поменьше, а сверху маленькое колечко и шарик. Воспитатель показывает прием лепки одного большого диска. Предлагает ребенку собрать пирамидку из готовых, заранее слепленных дисков. Обращает внимание малышей на лежащие перед ними на столах комочки пластилина разных цветов и размеров. Предлагает каждому ребенку взять большой комочек одного цвета, комочек поменьше другого цвета и приступить к лепке. Советует сначала слепить кружочки-колечки, а затем сложить их в пирамидку. По окончании работы рассматривает с детьми получившиеся пирамидки, удивляясь тому, какие разные они получились: «У Таниной пирамидки много колечек, а у Сашиной мало. У этой пирамидки два колечка одинакового цвета рядом. У этой пирамидки тоненькие колечки и их много, а у этой — толстые колечки и их мало. А вот совсем маленькая пирамидка, ее слепила Света. Покажи, сколько пластилина у тебя осталось после лепки, Света. Его хватит, чтобы слепить еще одну такую же маленькую пирамидку». И так далее. Занятие по аппликации Задачи. Учить аккуратно наклеивать несколько элементов, подбирая их по цвету, величине. Упражнять в навыках аппликации. Материал. Игрушка бибабо — Петрушка, двухцветный мяч, образец аппликации, бумажные половинки мячиков разных цветов и трех размеров, листы бумаги, кисти для клея, подставки для кистей, клей в розетках, клеенки, салфетки. Методика проведения Воспитатель надевает на руку игрушку бибабо — Петрушку. От лица Петрушки предлагает детям сделать много разноцветных мячей, чтобы он мог выступать с ними в цирке, играть и смешить зрителей.
Воспитатель показывает двухцветный мяч, рассматривает его с детьми, спрашивает: «Какого цвета мяч?» Предлагает ребятам показать двумя руками в воздухе его форму (круг-лый). Имитирует игру Петрушки с мячом. Читает стихотворение А. Барто «Мячик». Вывешивает образец с изображением пяти-шести мячиков разных размеров, составленных из двух половинок. Обращает внимание детей на половинки мячиков разных цветов, лежащие на общих подносах. Предлагает выложить на бумаге мячики, подбирая половинки разных цветов и размеров, затем наклеить их. По окончании работы дети рассматривают аппликации (где много мячиков, где мало, где один большой мяч, а другие мячики — маленькие, где маленький мячик, побольше и самый большой и т. д.). После занятия воспитатель играет с детьми в игру «Поймай мяч» (упражнения в ловле и бросании). Занятие по рисованию Задачи. Учить украшать силуэтные изображения (филимоновские игрушки). Способствовать развитию творческих способностей. Материал. Две-три филимоновские игрушки, силуэты филимонов- ских игрушек, краски в розетках, кисти, подставки для кистей, банки с водой, салфетки. Методика проведения Воспитатель выставляет на стол две-три филимоновские игрушки, рассматривает их с детьми: «Кто это? Какой он? Как раскрашены игрушки? (Полосками.) Из чего слеплены?» Предлагает каждому ребенку взять любой силуэт игрушки (силуэты должны быть узнаваемыми) и раскрасить его. Просит перед тем, как приступить к рисованию, показать сухой кисточкой на силуэте расположение полосок. Напоминает, что нужно не забыть нарисовать глаза, раскрасить лапы, волосы, рожки и т. д. После рассматривания готовых работ воспитатель играет с детьми в игру «Коза рогатая» (русская народная мелодия, обработка Е. Туманяна). Знакомство с искусством Воспитатель обращает внимание детей на характер росписи, цвет и расположение узоров. Спрашивает, кого изображает игрушка, какая она. (Веселая, смешная.) Уточняет, из чего она сделана, почему ее нельзя ронять.
Февраль. Вторая неделя Занятие по лепке Задачи. Учить создавать несложный сюжет. Упражнять в лепке округлых и продолговатых форм, в объединении нескольких элементов, в умении лепить мелкие детали, плотно присоединять их к основной части изделия. Учить пользоваться стекой для оформления фигурок, Способствовать проявлениям творчества.
|
|||
|