|
|||
Значение грамматических разборов.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Вопрос 1: Правильность и беглость чтения. Основные виды ошибок при чтении, способы их устранения. Методические приемы работы над правильностью и беглостью чтения. Правильность — чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в. том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания читаемого. На синтетическом этапе понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова. Дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением). В целях предупреждения таких ошибок целесообразно: – выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено; – предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; – создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов; – предварительное чтение текста про себя; – систематический контроль учителя за чтением учащихся; – методически верное исправление ошибки в зависимости от её характера. Исправляются ошибки следующим образом: – ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика; – ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному; – ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения; – к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики. Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста. Беглостьне является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения. Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает, характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение, урока читали вслух. Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения. На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям. Начиная с 3 класса, когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык. Когда ребенок освоил чтение словами, можно использовать приемы работы по формированию беглости чтения. Выделяются группы упражнений, направленные на развитие речевого аппарата, внимания и памяти, расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки на различных этапах. На аналитическом этапе формирования чтения целесообразно использовать следующие упражнения: Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата: – Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных. – Чтение чистоговорок. – Чтение и четкое проговаривание скороговорок. – Чтение скороговорок в темпе. (Скороговорки читаются четко в высоком темпе.) Такие упражнения особенно рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения. Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей: – Фонетические зарядки. – Игра “Кто больше?' (придумывание слов с определенным звуком), – Игра “Кто внимательный?" (узнай звук), – Игра “Звук заблудился". На синтетическом этапеформирования чтения целесообразно использовать следующие упражнения: Упражнения, направленные на развитие дикции:чтение шепотом и медленно, чтение тихо и умеренно, чтение громко и уверенно, чтение слова четко и быстро. Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации: · Карточки «Допиши в словах окончания». · Доскажи строчку. · Допиши букву, чтобы получилось новое слово. Упражнения, направленные на устранение регрессии: · Постепенное наращивание слова. · Чтение слов разновеликим шрифтом. · Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями. Так же приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются: · ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25- 30 минут на уроке); · неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ: выборочное чтение, ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста, нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания; · предварительная ориентация учащихся перед чтением текста. Например, перед чтением второй части сказки учитель говорит: «Сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме ежи»; перед чтением третьей части сказки: «Из предыдущей части мы узнали о том, как готовятся к зиме ежи, а из этой части узнаем, как готовятся к зиме медведи» (Н. Грибачев. «Рыжие листья»); · чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Учитель предварительно выписывает слова, сложные по слоговому и морфемному составу, на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух. · использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом. · использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания Можно использовать тексты, изучаемые в предыдущие годы. Желательно, чтобы тексты сопровождались красочными иллюстрациями. Так же полезны упражнения для развития техники чтения: · Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту все большее количество раз этот столбик. · Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп. · Выбирать из текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать. · Игра «Фотоглаз». Сфотографировать несколько слов (запомнить), написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне, или нет? · Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице). · Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного. · Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов). · За 1 минуту найти в тексте слова на какую-либо букву. Нашёл широкое применение в начальной школе способ «жужжащего» чтения (методика Зайцева). Нужно начинать урок с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения. На начальном этапе необходим индивидуальный подход: одни дети читают художественные книги, другие - книги из серии «Учимся читать», где слова разделены на слоги, третьи - слоговые таблицы. Данные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность, осознанность, скорость, выразительность, способствуют совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами), но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению. Вопрос 2: Грамматический разбор, его виды и методика про ведения по классам. 1. Значение грамматических разборов. Грамматические разборы способствуют: А) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать; Б) формированию орфографических умений и навыков; В) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать; Г) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.
|
|||
|