Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие малых групп



Развитие малых групп

В структуре детского коллектива большую роль играют органы самоуправления. Эти органы и “лидеры” считаются формальными или официально оформленными (избранными, назначенными). Помимо этих “формальных” структур существуют “неформальные”, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть “малыми группами” («микрогруппами») и “неформальными (неофициальными) лидерами”. Формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, а в основе неформальных “малых групп” и “лидерства” отдельных ребят лежат отношения психологические – личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления. В любом коллективе независимо от возраста его членов и их сплоченности есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями.

В подростковом возрасте неформальные группы приобретают все более устойчивый характер. Эти группы возникают на основе приятельских отношений, личностных симпатий.

Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение в системе неформальных отношений.

Особенно велика роль лидирующей группы, авторитет которой среди сверстников высок. Нередко она становится эталонной. Таким образом, неофициальная структура коллектива в значительной мере и степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспитания.

В тех случаях, когда неформальная группа становится носителем позитивных социальных ценностей и когда она авторитарна для ребенка, ее влияние обогащает процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива.

Если рассматривать подростковые коллективы, то, как правило, можно выделить типичные группы, складывающиеся на этом этапе. (Заметим, что в подростковом возрасте по составу эти группы, как правило, однополые).

Первая группа - девочек с позитивными ценностными ориентациями, активно участвующих в отрядной деятельности, являющихся опорой вожатого. Они охотно отзываются на различные инициативы, «болеют» за интересы отряда. Педагог должен поддерживать их, способствовать созданию их авторитета в отряде, развивать организаторские и лидерские качества.

Вторая группа – мальчиков с позитивными ценностными ориентациями, интересы которых носят познавательных характер. Это может быть увлечение компьютерами, какими-либо областями деятельности (особенно, если речь идет о специализированных профильных сменах или отрядах). Они могут интересоваться, а могут не интересоваться общественной работой, их поведение, как правило, не доставляет хлопот педагогу и его задача сводится к тому, чтобы их интересы не были односторонними. Этих ребят необходимо активнее вовлекать в организацию различных воспитательных мероприятий.

Третья группа – мальчиков, объединенных вокруг лидера со знаком «-». Их социальные ценности противостоят коллективным нормам и установкам. Это, как правило, дети в основном из неблагополучных семей, подростки, стремящиеся установить власть над другими с помощью физической силы, а сегодня – это нередко дети из очень обеспеченных семей, подчиняющие себе других с помощью дорогостоящих вещей.

В работе с неблагополучными подростками главное выяснить причину их негативного поведения. Редко бывает так, что мальчик принципиально не хочет подчиняться требованиям лагеря. Чаще всего это делается для того, чтобы таким образом выделиться, обратить на себя внимание, самоутвердиться. Поэтому с самого начала, узнав, что интересует этих ребят более всего, в чем они сильны, целесообразно включить их в позитивные виды деятельности, полезные для всего отряда и создать такие условия, чтобы они достигли успеха и были оценены ребятами. Педагог должен отмечать и поддерживать каждый успешный шаг такого подростка, попытаться сблизиться с ним и сделать его своим сторонником. Ребятам, которые стараются утвердить свое лидерство с помощью материального достатка, необходимо постоянно показывать, что ценности людей не сводятся только к деньгам, и важно обладать определенными качествами личности, чтобы заслужить уважение ребят.

Четвертая группа – девочек, ориентированных не на своих отрядных товарищей, а на общение с более старшими ребятами. Это, как правило, девочки, опережающие в своем развитии (особенно физическом) сверстников,  поэтому их интересы не совпадают с интересами сверстников. Их также надо привлекать к совместной творческой деятельности, и они охотно будут это делать, когда речь идет о соревнованиях между отрядами лагеря, об общелагерных мероприятиях.

В группировки объединяются дети, испытывающие потребность в более близких, теплых отношениях, чем те, которые они получают в отряде, а также испытывающие потребность в подчинении или превосходстве, причем в этом случае они часто объединяются в одну иерархическую группировку. Иногда один, но сильный “антилидер” подбирает себе в подчинение довольно большую часть детского коллектива, вызывая тем самым серьезный конфликт в отряде. Случаи антагонизма между группировками в отряде – вещь довольно частая, обычная и нужная, если между группами детей есть здоровое соперничество. Правильное конструктивное разрешение конфликтов движет вперед и развивает детский коллектив.

Чтобы увеличить сплоченность группы, необходимо заранее, в самом начале совместной деятельности представить детям в положительном ключе самые важные нормы и правила отрядной жизни, которые определяют тип “хорошего” поведения. В ходе совместной работы руководитель должен быть образцом выполнения этих правил и поощрять детей, принимающих норму.

Постепенно педагог уходит в «скрытую» педагогическую позицию, передавая позиции лидера активистам. В своей деятельности ребята обращены уже не только на оценку педагога, но и на оценки друг друга. Работа может строиться на основе средней перспективы.

Особое внимание в это время педагог должен уделить аутсайдерам – ребятам, не входящим ни в одну из группировок, замкнутым, не принимающим участие в жизни детского коллектива. Здесь целесообразна только индивидуальная работа, осторожное выяснение причин замкнутости и нежелания общаться со сверстниками. Ведь подростковый возраст – тот, когда у ребят могут быть различные комплексы, сомнения, разочарования. Только ненавязчивое внимание педагога, совет в косвенной форме может повлиять на такого ребенка. Очень важно отмечать все успехи таких ребят, чаще хвалить их, по возможности создавать «ситуацию успеха» для них.

На этом этапе педагог должен способствовать максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива:

§ создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений;

§ способствовать обогащению содержания коллективной деятельности и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого;

§ воспитывать в подростках чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответственность;

§ научить ребят ставить перед собой социально-значимые цели и достигать их,

§ привить подросткам умение объективно оценивать себя, отстаивать свою точку зрения; научить ребят осмысливать свою деятельность; развить и обогатить социальные ориентации всего детского коллектива и каждого его члена.


Система самоуправления и соуправления в ВДК…

Рассматривая вопросы управления, следует подчеркнуть, что в организации деятельности детей в детском оздоровительном лагере важная роль принадлежит детскому самоуправлению.

Самоуправление – самодеятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации, где выбор всех основных задач, их решение организуются и контролируются самими детьми.

Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами, которые реально могут организовать сами дети (но не делами администрации, педагогов, вожатых).

Самоуправление строится на соблюдении определенных принципов:

- Открытость и доступность. Все дети могут принимать участие в самоуправлении.

- Добровольность и творчество. Отряду предоставляется право свободного выбора содержания деятельности, форм работы. Творчество выражается в проведении новых по замыслу, не повторяющихся по форме и отличных по содержанию дел.

- Равенство и сотрудничество. Вожатый, выборный актив и рядовые члены занимают равное положение. В условиях детского коллектива нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок попробовал себя в роли ответственного (организатора).

 

Самоуправление по своей природе не является абсолютно «детским». Речь должна идти о соуправлении, об объединении усилий детей и взрослых в решении интересных для детей и полезных для общества задач. И здесь роль взрослого – это роль консультанта, эксперта, методиста, партнера для детей и очень тактичного контролера.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.