ПСИХОАНАЛИЗ
ПСИХОАНАЛИЗ
Психоанализ-направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других психических процессов в жизни человека и общества. Основателем является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд(1856-1939). В ходе практической деятельности, анализируя психику, Фрейд сделал два главных открытия:
во-первых, бессознательного- особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и, в значительной степени, контролирует его;
во-вторых, реакции вытеснения(из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций и всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики. Отрицательные эмоции, нереализованные желания вытесненные в бессознательное рано или поздно проявляют себя в виде «случайных» спонтанных действий, поступков, оговорок, ошибок и иных «странностей». Фрейд утверждает, что сны являются проявлением жизни бессознательного. В снах реализуются скрытые стремления человека (то, что нереализовалось в реальной действительности, и тем самым, наступает психическое равновесие. Он схематично представляет психикукак совокупность трех слоев: оно; Я; сверх-Я. 1. «Оно» -мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. 2. «Я»- сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. 3. «Сверх-Я» -давящая и влияющая на человека внешняя реальность (цензура общества): законы, запреты, мораль, культурные традиции и др. «Я» пытается подчинить себе «Оно». Это ему практически никогда не удается, а как правило, случается наоборот. Фрейд образно иллюстрирует это, сравнивая всадника и лошадь, где всадник это «Я», а лошадь-«Оно». С первого взгляда кажется, что всадник «Я» контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь «Оно» в действительности сильнее всадника, так как несет его на себе. В некоторых случаях она вообще не подчиняется всаднику и везет его куда заблагорассудится. «Сверх-Я» (нормы и запреты действующие в обществе) так же подчиняют себе «Я». Таким образом, утверждает Фрейд, «несчастное человеческое «Я»» испытывает мощное давление с трех сторон: во-первых,бессознательного «Оно»; во-вторых,внешнего мира; в-третьих, норм и запретов «сверх-Я». Быть здоровым в этой ситуации «Я» просто не может. Главными факторами,которые управляют психикой являются: а) удовольствие(психика всегда стремиться к удовольствию); б) вытеснение(психика всегда вытесняет в бессознательное те желания и идеи, которые невозможно реализовать). Вытесненные в бессознательное мысли и желания сублимируются- преобразуются в разрешенные виды деятельности (искусство, творчество и т.п.). Отвечая на вопрос, что является «ядром», двигательной силой бессознательногоФрейд сформулировал две точки знания: первая - господствовала до 1920г.; вторая - после 1920г.. Согласно первой- в основе бессознательного находится «либидо»- сексуальный инстинкт, который ищет выхода в трех возможных проявлениях: во-первых, он может реализоваться в сексуальных действиях любого проявления; во-вторых,он может быть вытеснен из бессознательного через сублимацию, т.е. преобразован в несексуальную энергию; в-третьих, он может быть подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль). Следовательно, психическая деятельность человекаесть процесс превращения его сексуального инстинкта. Согласно второй- в основе бессознательного находятся Эрос и Танатос. Эрос (инстинкт жизни)обеспечивает конструктивное поведение человека, направленное на созидание. Благодаря ему человек удовлетворяет свои потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти)подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушении всего того, что кажется ему чужим и опасным. Жизнь человекаесть постоянная борьба Эроса и Танатоса. На основе учения Фрейда возникло философское течение-неофрейдизм. Видными представителями являются Альфред Адлер, Густав Юнг, Эрих Фромм, Герберт Маркузе. Альфред Адлер(1870-1937) австрийский врач психиатр и психолог, ученик Фрейда считал, что главным источником мотивации человеческой деятельности является стремление к самоутверждению. Оно же выступает как компенсация возникающая в раннем детстве чувство неполноценности. Именно вытесненный комплекс неполноценности вызывает к жизни гиперактивность человека, сверхстремление, которые позволяют добиться успеха в бизнесе, политики, науках, искусстве, личной жизни. Карл Густав Юнг(1875-196) швейцарский психолог и философ, развил учение о коллективном бессознательном, которое выступает в виде архетипов.Юнг утверждает, что у человека жизненная энергия (включая и сексуальную) наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей среды, сублимируется не в индивидуальное бессознательное, а в коллективное (всеобщее) бессознательное в виде архетипов. Архетипы- универсальные образы «код» вытесненной общечеловеческой жизненной энергии. Ими могут быть мифы, грезы, галлюцинации, парапсихологические эффекты, содержание снов. Архетипы являются как бы зашифрованной историей человечества (Родина-мать, богатырь, змей-Горыныч и т.д.). Цель философии,по мнению Юнга, помочь человеку расшифровать архетипы, понять их мысли, а через них - себя и окружающую действительность. Эрих Фромм(1900-1980) немецкий-американский (с1933 г. в США) психолог и социолог, поставил проблему противоречивости человеческого существования. Он выделил следующие основные противоречия: а) патриархат и матриархат; б) гуманистическое и авторитарное сознание; в) власть и подчинение; г) стремление к обладанию и просто жизнь; д) личное открытие и историческое бытие (история); е) «свобода от» и «свобода для». Цель философии - помочь человеку решить эти противоречия.Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделатьмир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», т.е. разрушительные инстинкты. Герберт Маркузе(1898-1979) немецко-американский философ и социолог, в своем главным произведении «Одномерный человек» утверждает, что современное «одномерное общество» формирует нормального, но «одномерного человека». Его основные желания, интересы, увлечения направлены на потребление. Человек-потребитель постепенно становиться «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, подавляет самого себя. Выход из данного положения - «прорыв» одномерного общества, который возможен, как утверждает Маркузе, в полной сексуальной свободе и раскрепощенности.
|