Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Неотомизм –официальная философия Римско-католической церкви, которая обосновывает существование и всемогущество христианского триединого Бога. Его возникновение датируется 70-ми гг. ХIX в., когда в связи с энцикликой (обращением ) папы Льва XIII, принятой



Неотомизм –официальная философия Римско-католической церкви, которая обосновывает существование и всемогущество христианского триединого Бога. Его возникновение датируется 70-ми гг. ХIX в., когда в связи с энцикликой (обращением ) папы Льва XIII, принятой в 1879 г., томистское видение мира получило второе рождение. Теоретическим источником неотомизма является учение Фомы Аквинского ( латинское написание имени – Thomas – отсюда томизм; приставка нео – новейший томизм, неотомизм ). Его представители – Ж. Маритен ( 1882 – 1973 ), Э. Жильсон ( 1884 – 1978 ), Тейяр де Шарден ( 1881-1955 ), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. Стенберг (р. 1904), К. Войтика (р. 1920-2005 ). Цель неотомистов:во-первых, доказать истинность католицизма и католической философии; во-вторых, приспособить католицизм к современным условиям. Основные положения неотомизма. 1. Мир един. Однако, единство мира состоит не в его материальности, а в бытии, т.е. существовании. 2. Под “бытием вообще” они понимают бытие Бога, который является первичной и универсальной реальностью. Бытие Бога доказывается путём аналогии с бытием мира, причём, бытие Бога - бесконечное. 3. Отрицая свою принадлежность к лагерю идеализма, неотомисты уверяют, что разрабатывают “реализм”, утверждая наличие объективной реальности, независимой от нашего сознания, подразумевают под этой объективной реальностью Бога и Душу человека, которая бессмертна. 4. Защищая принцип “гармонии” веры и разума, религии и науки, неотомизм на деле исходит из вторичности науки. Утверждает, что наука способна познать только заранее заложенное Богом в природу. Отсюда любое достижения науки доказывает силу и помощь божественного духа, подтверждает абсолютную истинность догматов веры, которые сами по себе недоступны человеческому разуму. 5. Неотомисты различают три ступени знания, образующие иерархию. Её основусоставляют частные науки, центр– философия, а ее вершину– религия. 6. Ступеням знания соответствуют три этапа познания: а) чувственное; б) разумное; в) божественное откровение, доступное вере, а не разуму. 7. Центральной проблемой является не теоцентризм, а проблема человека, отстаивание общечеловеческих ценностей, исследование смысла человеческого бытия и миссии человека в истории, смысл скорби. Стремление показать человеку и понять вечные ценности и ценности сегодняшние: а) утверждается, что человек всегда личность – персона, сутью которой является Душа;б) Душа фокусирует в себе космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью; в) история и общество развиваются через личность человека. Отсюда, основная проблема– это вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Неотомизм создал новый образ человека, который творит свой культурноисторический мир, побуждаемый к этому Творцом. Поскольку человек есть основной элемент бытияи через него проходит история, ведущая к “Граду Божьему”, то история имеет гуманный смысл и назначение построение общества на высших религиозно – нравственных ценностях.

ГЕРМЕНЕВТИКА


Герменевтика
(от греч. germeneutikos – разъясняю, истолковываю) –
искусство и теория истолкования текста.К сути, заложенной в этом понятии, обращались уже философы древности: истолковывали мифы, философские тексты, афоризмы, символы и иносказания. (Эзоп, разъяснение произведений Гомера и др. )
С возникновением христианства, интерпретация текста Библии рассматривалась как искусство, инструмент правильного её понимания. Ещё Отцы церкви обнаружили в Cвященном тексте несколько смысловых уровней: за первым, буквальным смыслом был обнаружен более глубокий, духовный смысл Евангелия.
Как философская проблема, герменевтикабыла поставлена и разработана немецким протестантским теологом Фридрихом Шлейермахером( 1768-1834 ). Для него герменевтикастала способом понимания характера и психологии автора текста. Следующий этап в развитии герменевтики связан с именем немецкого философа Вильгельма Дильтея( 1833 – 1911 ). Он утверждает, что для правильного толкования текста обязательно необходимо понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые события, факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа. Необходимо отыскать и понять индивидуальные особенности, главные жизненные моменты автора.
Следующий шаг в развитии герменевтики был сделан в XX веке.
Видными представителями являются немецкий философ Х.– Г. Гадамер(1900), французский философ Поль Рикер(1913 ), американский философ Томас Кун(1922 ) и др.
Приверженцы герменевтики утверждают.
1. Герменевтикаиз метода познания социально-гуманитарных наук превратилась в учение о бытии. “Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании.” Следовательно, пониманиеявляется не только способом познания, но и способом существования человека.
2. Интерпретация(толкование) является процессомпроникновения в глубь смысловой структуры текста, т.е. движение от явного смысла к скрытому.
3. Интерпретация подчинена достижению понимания– это главная цельгерменевтики.

 В этом процессе всгда просматривается так называемый герменевтический круг, сутью которого является взаимосвязь части и целого:

А) понимание целого складывается из понимания отдельных частей;

Б) беспредпосылочного понимания не существует. Для того, чтобы начать понимать какой-либо текст, необходимо иметь некоторое представление о том, что предстоит понять.

Разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр и являются процессом понимания смысла текста.
5. Для этого необходимопроникнуть (понять) внутренний мир человека, писавшего данный текст, дух иной культуры, т.е. перенестись в жизнь автора текста.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.