|
|||
Неотомизм –официальная философия Римско-католической церкви, которая обосновывает существование и всемогущество христианского триединого Бога. Его возникновение датируется 70-ми гг. ХIX в., когда в связи с энцикликой (обращением ) папы Льва XIII, принятойНеотомизм –официальная философия Римско-католической церкви, которая обосновывает существование и всемогущество христианского триединого Бога. Его возникновение датируется 70-ми гг. ХIX в., когда в связи с энцикликой (обращением ) папы Льва XIII, принятой в 1879 г., томистское видение мира получило второе рождение. Теоретическим источником неотомизма является учение Фомы Аквинского ( латинское написание имени – Thomas – отсюда томизм; приставка нео – новейший томизм, неотомизм ). Его представители – Ж. Маритен ( 1882 – 1973 ), Э. Жильсон ( 1884 – 1978 ), Тейяр де Шарден ( 1881-1955 ), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. Стенберг (р. 1904), К. Войтика (р. 1920-2005 ). Цель неотомистов:во-первых, доказать истинность католицизма и католической философии; во-вторых, приспособить католицизм к современным условиям. Основные положения неотомизма. 1. Мир един. Однако, единство мира состоит не в его материальности, а в бытии, т.е. существовании. 2. Под “бытием вообще” они понимают бытие Бога, который является первичной и универсальной реальностью. Бытие Бога доказывается путём аналогии с бытием мира, причём, бытие Бога - бесконечное. 3. Отрицая свою принадлежность к лагерю идеализма, неотомисты уверяют, что разрабатывают “реализм”, утверждая наличие объективной реальности, независимой от нашего сознания, подразумевают под этой объективной реальностью Бога и Душу человека, которая бессмертна. 4. Защищая принцип “гармонии” веры и разума, религии и науки, неотомизм на деле исходит из вторичности науки. Утверждает, что наука способна познать только заранее заложенное Богом в природу. Отсюда любое достижения науки доказывает силу и помощь божественного духа, подтверждает абсолютную истинность догматов веры, которые сами по себе недоступны человеческому разуму. 5. Неотомисты различают три ступени знания, образующие иерархию. Её основусоставляют частные науки, центр– философия, а ее вершину– религия. 6. Ступеням знания соответствуют три этапа познания: а) чувственное; б) разумное; в) божественное откровение, доступное вере, а не разуму. 7. Центральной проблемой является не теоцентризм, а проблема человека, отстаивание общечеловеческих ценностей, исследование смысла человеческого бытия и миссии человека в истории, смысл скорби. Стремление показать человеку и понять вечные ценности и ценности сегодняшние: а) утверждается, что человек всегда личность – персона, сутью которой является Душа;б) Душа фокусирует в себе космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью; в) история и общество развиваются через личность человека. Отсюда, основная проблема– это вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Неотомизм создал новый образ человека, который творит свой культурноисторический мир, побуждаемый к этому Творцом. Поскольку человек есть основной элемент бытияи через него проходит история, ведущая к “Граду Божьему”, то история имеет гуманный смысл и назначение построение общества на высших религиозно – нравственных ценностях. ГЕРМЕНЕВТИКА
В этом процессе всгда просматривается так называемый герменевтический круг, сутью которого является взаимосвязь части и целого: А) понимание целого складывается из понимания отдельных частей; Б) беспредпосылочного понимания не существует. Для того, чтобы начать понимать какой-либо текст, необходимо иметь некоторое представление о том, что предстоит понять. Разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр и являются процессом понимания смысла текста.
|
|||
|