Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 13 ФИЛОСОФИЯ XX века



Лекция 13 ФИЛОСОФИЯ XX века


Философия конца XIX – XX вв. – сложное духовное образование. На её становление оказали существенное влияние особенности развития:
а) политических систем;
б) науки и техники;
в) искусства и культуры;
г) взаимопереплетение культурных традиций и взаимообогащение духовного опыта народов и т.д.
Философия XX. в. предстаёт в различных направлениях:
· идеализм и материализм;
· антропологизм и натурализм;
· рационализм и иррационализм;
· сциентизм и антисциентизм и др.
Иррационализм( от лат. – неразумный, бессознательный ) противопоставляет рациональному познанию созерцание, интуицию, инстинкт, веру. Он обращается к иррациональным силам, таящимся якобы в самом человеке. Иррационализм пытается доказать, что в человеческом сознании под тонким слоем логического мышления дремлют иррациональные, тёмные силы, определяющие это мышление.
Сциентизм( от лат. scientia – наука ) – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные
проблемы.
Антисциентизм –течение, которое не отрицая силы воздействия науки на
общественную жизнь и человека, но это влияние истолковывает, как негативное,
разрушительное.
Основные направления современных философских течений:
1. Неопозитивизм
2. Неотомизм
3. Экзистенционизм
4. Герменевтика
5. Феноменология

6. Философия жизни

7. Философия воли

8. Неокантианство

9. Неомарксизм

10. Психоанализ и др.
Почему философские течения, возникшие ещё в XIX в. оказались столь жизнестойкими?
Во-первых,дело в том, что они исследуют (изучают) проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность:
а) роль философского и научного познания;
б) человека и его жизнедеятельность;
в) взаимодействие духовного и материального;
г) взаимодействие объективного и субъективного и т.д.
Во-вторых,философские течения (практически все) выступают как некие матрицы, из которых произрастают философские теории, идеи, концепции, образуются школы, которые в той или иной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня.


 НЕОПОЗИТИВИЗМ.


Неопозитивизм является третьим этапом в развитии позитивизма– течения, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу. Оно зародилось в 30 – 40-е годы XIX столетия. Основателем является французский философ Огюст Конт– (1798 – 1857), ученик Сен-Симона.
Большой вклад в развитие позитивизма внесли также английские учёные
Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).
Суть позитивизма.
1. Позитивисты утверждают, что спор между материализмом и идеализмом бессмысленный. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.
2. Истинные знания о мире могут дать исключительно физика, химия, и др. позитивные науки, причём всякая наука сама себе философия. Таким образом, традиционная философия, как мировоззренческая наука, отрицается.
3. Философское (научное) знание должно быть абсолютно точным, достоверным и основываться на научном методе – эмпирическом наблюдении.
4. Философия должна исследовать лишь факты, а не их причины.
5. Философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного
характера при исследовании. Она отвечать на вопрос «как», а не «почему».
6. Конт сформулировал закон двойственно эволюциичеловечества – интеллектуальной и технической.

Интеллектуальная:

А) теологическая (религиозная)

Б) метафизическая
Техническая- отражает стадии технического развития общества:
а) традиционное общество;
б) доиндустриальное общество;
в) индустриальное общество.
Стадии интеллектуального и технического развития общества в целом
соответствуют друг другу и налицо тесная взаимосвязь.
Философия Конта заложила основы позитивизма.
Второй этапв развитии позитивизма – эмпириокритицизм(критика опыта)
или махизм, возник в конце XIX – начале XX вв.
Его создателями являются австрийский физик и философ Эрнст Мах(1836 –
1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус(1843– 1896). Причиной появления эмпириокритицизма явился прогресс естественнонаучного знания, связанный с развитием квантовой физики. Это поставило под сомнение эмпирическую методологию научного познания, поскольку была вскрытазависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. А поскольку все предметы и явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений», то, следовательно, изучение
окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.
В связи с этим, философия должна стать:
во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой;
во-вторых, наукой об ощущениях человека, т.е. перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса не существует сама по себе, а существует то, что человек ощущает массой).
Таким образом, принципиальное различиемежду позитивизмом и
махизмом заключается в том, что:
во-первых, махизм поставил в центр своего исследования вопросы, которые
Конт считал совершенно абсурдными:
· о природе познания;
· об отношении субъекта к объекту;
· о взаимоотношении психического и физического;
· о характере и истоках «опыта» и др.;
во-вторых, в этой философии преобладают субъективно-идеалистические
идеи, переходящие в субъективный идеализм.
В силу этого эмпириокритицизм не получил широкого распространения. Третий этапнеопозитивизм.Его представляют учёные, входившие в так называемый “Венский кружок”, возникший в Венском университете ( 1922 ) австрийский физик М. Шлик( 1882 – 1936 ), немецкий философ Р. Карнап( 1891-1970 ), английский философ К. Поппер( 1902 ) и др.
Неопозитивизм неоднороден, он состоит из 2-ух направлений:
а) логического анализа философии;
б) лингвистической философии.
1. Философия – это не теория, а деятельность.
2. Эта деятельность состоит в исследовании логического анализа языка науки,поскольку язык – главное средство через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир.
3. Поскольку все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний, то центральной задачей философииявляется разработка принципов проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека – принципы верификации(от лат. verus – истинный и facio – делаю) – можно перевести как подтверждение.
4. Положение, понятие имеет смысл и представляет интерес для науки лишь тогда, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверки фактами.
5. Поскольку большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, материя и др.) верифицировать невозможно, следовательно, они не имеют достоверного научного разрешения и поэтому из философии должны быть исключены.
В конце XX века оформился новейший вариант позитивизма – постпозитивизм.Его представителями являются К. Поппер(1902 - 1994) и Т. Кун(род. 1922).
Постпозитивизм отходит от проблем логического исследования научного знания (языка, понятий), а сосредотачивается на исследовании развития научного знания.Основными вопросами постпозитивизма являются:
а) как возникает новая теория?
б) как она добивается признания?
в) каковы критерии сравнения научных теорий (родственных и конкурирующих)?
г) возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?
1. Американский философ Томас Кун сформулировал представление о науке, как едином стиле мышления, назвав его парадигмойт.е. единая модель постановки проблем и их решения.
2. Парадигмы носят исторический характер, а их смена происходит в ходе научных революций. Таким образом, формирование и развитие знаний осуществляется в определённом пространстве предпосылок,
характерных для данного общества на данном этапе его развития.
3. Развитие науки – это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления, методологии и методике научного исследования.
Подводя итогследует сказать, что неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Но сутьв том, что философский анализс точки зрения неопозитивистов не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь непосредственным опытом или языком.


 НЕОТОМИЗМ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.