Лекция 13 ФИЛОСОФИЯ XX века
Лекция 13 ФИЛОСОФИЯ XX века
Философия конца XIX – XX вв. – сложное духовное образование. На её становление оказали существенное влияние особенности развития: а) политических систем; б) науки и техники; в) искусства и культуры; г) взаимопереплетение культурных традиций и взаимообогащение духовного опыта народов и т.д. Философия XX. в. предстаёт в различных направлениях: · идеализм и материализм; · антропологизм и натурализм; · рационализм и иррационализм; · сциентизм и антисциентизм и др. Иррационализм( от лат. – неразумный, бессознательный ) противопоставляет рациональному познанию созерцание, интуицию, инстинкт, веру. Он обращается к иррациональным силам, таящимся якобы в самом человеке. Иррационализм пытается доказать, что в человеческом сознании под тонким слоем логического мышления дремлют иррациональные, тёмные силы, определяющие это мышление. Сциентизм( от лат. scientia – наука ) – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Антисциентизм –течение, которое не отрицая силы воздействия науки на общественную жизнь и человека, но это влияние истолковывает, как негативное, разрушительное. Основные направления современных философских течений: 1. Неопозитивизм 2. Неотомизм 3. Экзистенционизм 4. Герменевтика 5. Феноменология
6. Философия жизни
7. Философия воли
8. Неокантианство
9. Неомарксизм
10. Психоанализ и др. Почему философские течения, возникшие ещё в XIX в. оказались столь жизнестойкими? Во-первых,дело в том, что они исследуют (изучают) проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность: а) роль философского и научного познания; б) человека и его жизнедеятельность; в) взаимодействие духовного и материального; г) взаимодействие объективного и субъективного и т.д. Во-вторых,философские течения (практически все) выступают как некие матрицы, из которых произрастают философские теории, идеи, концепции, образуются школы, которые в той или иной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня.
НЕОПОЗИТИВИЗМ.
Неопозитивизм является третьим этапом в развитии позитивизма– течения, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу. Оно зародилось в 30 – 40-е годы XIX столетия. Основателем является французский философ Огюст Конт– (1798 – 1857), ученик Сен-Симона. Большой вклад в развитие позитивизма внесли также английские учёные Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903). Суть позитивизма. 1. Позитивисты утверждают, что спор между материализмом и идеализмом бессмысленный. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. 2. Истинные знания о мире могут дать исключительно физика, химия, и др. позитивные науки, причём всякая наука сама себе философия. Таким образом, традиционная философия, как мировоззренческая наука, отрицается. 3. Философское (научное) знание должно быть абсолютно точным, достоверным и основываться на научном методе – эмпирическом наблюдении. 4. Философия должна исследовать лишь факты, а не их причины. 5. Философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании. Она отвечать на вопрос «как», а не «почему». 6. Конт сформулировал закон двойственно эволюциичеловечества – интеллектуальной и технической.
Интеллектуальная:
А) теологическая (религиозная)
Б) метафизическая Техническая- отражает стадии технического развития общества: а) традиционное общество; б) доиндустриальное общество; в) индустриальное общество. Стадии интеллектуального и технического развития общества в целом соответствуют друг другу и налицо тесная взаимосвязь. Философия Конта заложила основы позитивизма. Второй этапв развитии позитивизма – эмпириокритицизм(критика опыта) или махизм, возник в конце XIX – начале XX вв. Его создателями являются австрийский физик и философ Эрнст Мах(1836 – 1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус(1843– 1896). Причиной появления эмпириокритицизма явился прогресс естественнонаучного знания, связанный с развитием квантовой физики. Это поставило под сомнение эмпирическую методологию научного познания, поскольку была вскрытазависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. А поскольку все предметы и явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений», то, следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. В связи с этим, философия должна стать: во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой; во-вторых, наукой об ощущениях человека, т.е. перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса не существует сама по себе, а существует то, что человек ощущает массой). Таким образом, принципиальное различиемежду позитивизмом и махизмом заключается в том, что: во-первых, махизм поставил в центр своего исследования вопросы, которые Конт считал совершенно абсурдными: · о природе познания; · об отношении субъекта к объекту; · о взаимоотношении психического и физического; · о характере и истоках «опыта» и др.; во-вторых, в этой философии преобладают субъективно-идеалистические идеи, переходящие в субъективный идеализм. В силу этого эмпириокритицизм не получил широкого распространения. Третий этап– неопозитивизм.Его представляют учёные, входившие в так называемый “Венский кружок”, возникший в Венском университете ( 1922 ) австрийский физик М. Шлик( 1882 – 1936 ), немецкий философ Р. Карнап( 1891-1970 ), английский философ К. Поппер( 1902 ) и др. Неопозитивизм неоднороден, он состоит из 2-ух направлений: а) логического анализа философии; б) лингвистической философии. 1. Философия – это не теория, а деятельность. 2. Эта деятельность состоит в исследовании логического анализа языка науки,поскольку язык – главное средство через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир. 3. Поскольку все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний, то центральной задачей философииявляется разработка принципов проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека – принципы верификации(от лат. verus – истинный и facio – делаю) – можно перевести как подтверждение. 4. Положение, понятие имеет смысл и представляет интерес для науки лишь тогда, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверки фактами. 5. Поскольку большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, материя и др.) верифицировать невозможно, следовательно, они не имеют достоверного научного разрешения и поэтому из философии должны быть исключены. В конце XX века оформился новейший вариант позитивизма – постпозитивизм.Его представителями являются К. Поппер(1902 - 1994) и Т. Кун(род. 1922). Постпозитивизм отходит от проблем логического исследования научного знания (языка, понятий), а сосредотачивается на исследовании развития научного знания.Основными вопросами постпозитивизма являются: а) как возникает новая теория? б) как она добивается признания? в) каковы критерии сравнения научных теорий (родственных и конкурирующих)? г) возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий? 1. Американский философ Томас Кун сформулировал представление о науке, как едином стиле мышления, назвав его парадигмойт.е. единая модель постановки проблем и их решения. 2. Парадигмы носят исторический характер, а их смена происходит в ходе научных революций. Таким образом, формирование и развитие знаний осуществляется в определённом пространстве предпосылок, характерных для данного общества на данном этапе его развития. 3. Развитие науки – это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления, методологии и методике научного исследования. Подводя итогследует сказать, что неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Но сутьв том, что философский анализс точки зрения неопозитивистов не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь непосредственным опытом или языком.
НЕОТОМИЗМ
|