|
|||
Вопрос из зала: Действительно, если ребёночек хочет причаститься, ему 7-8 лет, а родители у него никакие, что ему – все три канона вычитывать?Вопрос из зала: Действительно, если ребёночек хочет причаститься, ему 7-8 лет, а родители у него никакие, что ему – все три канона вычитывать? Да это глупости! Я разве говорил, сколько вычитывать? Но мы сейчас говорим только о пище и посте. Ещё раз говорю: кто неделю готовится, кто сколько, но мы говорим конкретно о посте. Сегодня постная пища, а кто-то рыбку ел, и не обязательно надо мясо: если мяса или молока я не поел – значит, всё пропало... А вычитывать – конечно, маленькому человеку, если он только пошёл в школу, это не столь необходимо, есть папа-мама. Но мы же и утренние и вечерние молитвы не читаем вместе, а мы это обязаны! Если бы мы с этого начинали, тогда бы у нас тяга была и ко причастию какие-то молитвочки почитать. А так у нас только обсуждение, один разговор. У нас всё равно до дела-то не доходит. Ну, примем мы это, а выполнять не будем. Мы же не понимаем, что разговор или диалог с Богом должен быть непрекращаемый! Сколько говорим: встал, и сразу: Господи, благослови меня на день сей, на дела, на труд мой и на всё. И вот она пошла, молитва. Если я не умею читать, то утренние молитвы я обязан знать наизусть. Там всё выражено, как и что, и своими словами это нельзя. Конечно, говорят, Серафим Саровский давал поблажку, но вы не забывайте: Серафим Саровский жил, когда ещё было крепостное право, когда это всё тяжело было, люди обездоленные были, трудились от зари до зари, и он давал поблажку. Но мы-то сегодня и «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий», да даже просто «Господи, помилуй» не говорим! Ведь этим даже восполнить молитвы можно: «Символ веры» или покаянный канон не прочитал, а вот «Господи, помилуй» я прочитал сто раз... Да мы и десять раз не говорим - некогда нам: маленькие бегают, а взрослые работают... Вот это наша обыденность, от этого никуда не денешься. Поэтому я прошу: вы только не трожьте эти каноны, чтобы не на общее послабление всё это было. Мы и так ничего не делаем, так давай и для всех так же устанавливать! У каждого ребёнка должна быть тяга к молитве, если б мы её сами разнообразили чем-то. У вас, может, есть совсем маленькие, которые по слогам читают, а вообще в семье должна быть очерёдность, график должен висеть: сегодня Лида, завтра Федя читает, послезавтра Степан; вот это утренняя, вот это вечерняя молитва и прочее. Глава семьи должен читать хоть через два раза. А если у кого-то есть тяга к пению, то тропарь спели, «Богородице Дево, радуйся» или ещё что такое. Это будет стимул, это будет жизнь и обыденность, будет необходимость для семьи. Если б мы это делали, и разговора бы никакого не было. Мы бы сами тогда прочитали это правило к Причастию, или канон, или акафист, или ещё что, если б мы любили это: послушай, сынок, или прочитай! А если этого нет, то что об этом говорить? И разговор этот – всё пустое. Я вас ещё раз призываю: быть может, придёт время и будет какое-то голосование по этому вопросу, но вы не дерзайте брать на себя такое. Если я сам ничего не исполняю, это не дает мне права голосовать за то, чтобы всем принимать что-то или отбросить. Мы тогда влезем в такие дебри, что потом ответить за это не сможем. Потому что за нами стоят новые поколения. А если мы ещё от монастыря скажем, то скажут: у них здесь община, вон они какие!
|
|||
|