Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос: Как часто надо причащаться школьникам?



 

О ПОДГОТОВКЕ К ПРИЧАСТИЮ

Архимандрит Иоанн (Луговских). «Ищите Царствие Божие...». Часть II. Слова на собраниях общины при Никольском монастыре (1993-2917 годы), с. 245 – 261.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ОБЩИНЫ 2 июня 2010 года

К собранию о. Иоанникий приготовил для батюшки несколько вопросов, чтобы он на них ответил на собрании.

Вопрос: Как часто надо причащаться школьникам?

Игумен Иоанн: В нашей церковной истории было, что даже монахи причащались раз в году. В году 365 дней, значит, получается, они 364 дня работали на себя, а один – Богу...

А если вы спрашиваете, как часто причащаться, то я вам уже не раз говорил: каждую соборную службу. Мы для того здесь и собраны Богом, чтобы соборно помолиться и соборно причаститься. Чтобы вы знали: каждая литургия называется «литургия верных». Раньше оглашенные в это время выходили из храма и стояли вместе с «обуреваемыми», а все верные были готовы.

И зачем тогда на литургию идти, если не причащаешься? Потому что Сам Господь говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Я в нем». Вот вам все понятия. Хочешь с Богом пребывать и в Нём быть – причащайся, не хочешь – не причащайся. Всё это на свободной основе. Поэтому обязать каждую семью, наверно, не в наших полномочиях. Да это и не проверить.

Вопрос: «Сколько времени школьникам перед Причастием поститься?»

Пред Богом мы все одинаковые: нищий, больной, хромой, мужчина, женщина, эллин, язычник... И понятия должны быть одинаковые, не разграничивать: ребёнок, не ребёнок, а поститься всем одинаково. Вас не садят на хлеб и воду, но с чего это всё начиналось? Надо вам предисловие рассказать, чтобы вы хотя бы понимали, что вы хотите от этого получить.

Когда Господь создал человека, никто животную пищу не употреблял, в раю все ели растительную. Господь так и создал нас, чтобы мы не угрызали друг друга. И этих животных Он нам дал, чтобы радовать наш глаз творением Божиим. А потом разрешил это творение Божие ещё и кушать. По нашему жестокосердию и по любви Божией, когда Господь выгнал Адама из рая, и всё человечество потом стало плодиться, размножаться и расширяться, после потопа Он пошёл навстречу и разрешил [Ною] употреблять мясо, животную пищу. Но, я ещё раз вам повторяю, это больше по нашей нерассудительности... Вот мы говорим: «грех чревоугодия», и мы это чрево наполняем и наполняем, и оно уже растёт и впереди нас идёт, и мы, когда едим, желаем его погладить и напитать. Но чрез него всё-всё происходит...

Раньше люди неделю постились, сейчас ограничили: три дня. А я вам всегда рекомендовал: если мы по-христиански живём, соблюдаем постные дни среду и пятницу, то мы в пятницу-субботу попостимся, а в воскресенье все, что бы там ни было, обязательно должны причащаться.

Но у нас сейчас демократия, и вот мы сделали подборку статей. Я почитал, что в Москве было небольшое собрание священства, обсуждали как раз этот вопрос. Что тут можно сказать? Этот вопрос должен, наверно, соборно решаться духовниками монастырей, людьми духовного направления, которые могут своим опытом поделиться, могут нам что-то рассказать. А там выражалось, я почитал, вольномыслие. Это присуще нашей демократии, когда мы скидываем с себя всякие рамки приличия и каких-то правил. Говорим всё, что нам на ум пришло. Там один духовник дошёл до того, что сказал: без подготовки можно причащаться, и своей пастве он запрещает исповедоваться в каких-то монастырях, мол, там младостарцы, и вам наговорят, кто что хочет. На этом форуме они, конечно, старались сглаживать такие места, но больше было вольнодумства. Многие молодые батюшки высказывались, не зная, за что ратуют и чего они хотят. Кто-то из них только пришёл в Церковь – и уже причащать можно без подготовки...

Многие высказывались, что не надо исповедоваться перед каждым причастием, достаточно это сделать раз в месяц или ещё реже: просто пришёл, причастился – и всё...

Я выписал всё это, чтобы мы знали. Потому что у нас в общине и в приходе есть люди, которые тоже имеют такое мнение.

На Пасху мы всех причащаем, кто желает; не причащать на Пасху – это неприлично или даже кощунственно: если человек пришёл на праздник, он обязательно должен причаститься. А что это за Пасха, что это за праздник, если мы не причащаемся?

У нас ещё есть новшество. В городских соборах на Пасху практически не причащают: два-три человека от силы, и всё. А на Светлой седмице дают послабление и говорят, что можно причащаться без подготовки. Такая вольность, такие предрассудки сквозят в нашей демократии, чтоб вы понимали.

Поэтому, когда у нас возникают вопросы, надо их решать сообща, а не думать, не входить в чуждые нам рассуждения. То есть, молчать нельзя, надо обязательно всё говорить. Потому что если даже каждый из нас искренне желает себе спасения или чего-то хорошего, руководствоваться обязательно должен вот этим материалом («О мытарствах Феодоры»), знать, что такое ГРЕХ и в чём он выражается, иметь молитвослов. И если вы читаете утренние или вечерние молитвы, то эти мытарства Феодоры тоже обязательно каждый должен иметь. Потому что иногда возникает вопрос: а что я буду говорить одно и то же? Мол, надоело мне, и по этой причине можно раз в год исповедаться...

А в этих двадцати мытарствах всё нам показано, и мы сопричастны к этому, нам здесь всё открывается.

Чтобы вы немного поняли, возьмём первое мытарство. Там истязуются грехи празднословия, то есть бесед безрассудности. Мы беседуем каждый день, мы каждый день осуждаем друг друга и считаем, что это нормально. Поэтому как я могу причащаться без исповеди? Для меня это непонятно. Если человек сам себя контролирует, об этом даже разговаривать не приходится, понимаете? Этот вопрос даже не должен ставиться на обсуждение. Потому что мы беседуем и празднословим постоянно. И если мы не будем в этом исповедоваться, не будем себя исправлять, то для чего причащаться, Кого обманывать?

Поэтому смысл этого Таинства Покаяния (оно ведь установлено Самим Господом, а не каким-то человеком) в том, чтоб мы имели воздержание, имели понятие, к Чему приступаем. Христианин, согрешающий после Крещения, может получить прощение грехов: вы вслушайтесь, ведь это всё надо знать! – и может восстановить Божию благодать. Почему подчёркивается, что именно после Крещения? Если крещается человек взрослый, то он должен понять (почему и огласительное слово даётся), во что он крестится, для чего он крестится. И если какие-то согрешения имел (может, пил, гулял, сквернословил или ещё что было), то он после Крещения это прекращает, живёт богоугодно. Живёт теми принципами христианства, которые ведут нас в Жизнь Вечную. Если он этим не руководствуется, значит, каждый раз нужно покаяние.

Поэтому и говорится: «Чтобы христианин, согрешающий после Крещения, мог получить прощение грехов и мог восстановить или умножить благодать, полученную во святом Крещении». А если мы живём безрассудно и безответственно относимся к своему спасению, мы даже не понимаем грех: ну, все ругаются, все возмущаются – всё нормально вроде... «Для того чтобы удостоиться прощения грехов и восприять Божию благодать, необходимо первое: исповедовать, то есть открыть все свои грехи священнику; второе: чистосердечно раскаяться в них; третье: принять на себя ответственность и больше не грешить». Если б мы такие были и по духу жили, конечно, нам бы и раз в год можно было исповедоваться. Потому что исповедовались – и мы больше ни с кем не разговариваем (молчание – золото). Пустыннику, и то приходят разные мысли в голову, и он рассуждает. Мы эти моменты должны понять и, прежде чем касаться этого вопроса, как тут быть, это надо хотя бы знать. А просто огульно говорить, что кто-то там проголосовал – и всё, за принцип возьмём, так и будем делать - ну, кому мы хуже делаем? Сами себе.

Господь пришёл и говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи», потому что лицемеры. Сами эти законы не исполняли, а на народ налагали. А при людях - мы все эти законы знаем, всё понимаем, но молчим и не исполняем. Вот это лицемерие. Эти моменты нужно обязательно знать.

В царской России низшие слои жили, может быть, обездоленно, трудились, ходили и наполняли церкви, а всё привилегированное общество жило, как хочется, как мы сегодня все живём. Потому что мы сегодня все такие вот «дворяне», люди вольные, то есть полная свобода! Нет крепостного права, и в школе сегодня нам что говорят? Что эта свобода ведёт нас к распутью (к выбору – прим.). Вот я учился в 50-е годы, и никогда такого не было. Мама разбудила и говорит: «Сынок, пора, собирайся в школу!» И не было никаких разговоров, и даже мыслей не было, чтобы я пошёл в другое место.

А сегодня дети, видите, где-то прогуляли, проиграли, в школу не пошли. Почему? Да потому что мы все сами так живём. Если бы та же Шура или Татьяна привела сама за ручку эту девочку: сиди тут, а потом сама бы забрала обратно, вот это была бы забота матери. А так матери всё равно, папе всё равно, он чужой человек, а девочка – что она там понимает...

Вот эта вольность, эта расхлябанность ведёт к тому, что им уже вообще ничего не надо сегодня: в огородах не хотим работать, то или это не хотим, вот такая безалаберность, безответственность. И умирать нам не надо, и у нас нет никакой цели, вот так живём и живём...

Поэтому и у монахов нерадение о своём спасении, оно привело к революции, к уничтожению всего. Хорошего было мало. И новая наша история, и новое наше поколение – лучше мы не стали, мы такие же.

Вы всегда бойтесь надежды в Церкви не на Создателя, а на своё мнение, на своё Я. Всё это уже было! И это привело к наказанию Божию. Рим гнал христиан, вы знаете историю. А когда сам этот Рим воцерковился, он пришёл со всеми своими недостатками, со всей своей распущенностью, со всей вольностью. То есть он закон Божий не исполнял, это вы знайте.

Кратенько, чтобы вы в курсе были. Когда была огненная Апостольская Церковь, то была публичная исповедь. Не общая, как у нас сейчас, а публичная. Каждый человек вставал перед всеми и громко исповедовал: вот, я богохульник, я блудник, я пьяница и прочее, простите меня, братья и сестры! И вот, собирается 20 или 30 человек, и это общество соборно, при священнике, даёт ему епитимью. Встаёт следующий: простите, я убийца, я блудник, рукоблудник, он бьёт себя в грудь, кланяется, просит прощения, и точно так же всё идёт.

Это было до 10-го века. С 10-го по 12-й век эта публичная исповедь потихонечку отошла, её отменили. А теперь мы видим, что и на общей исповеди кто-то о покаянии не думает: батюшка пришёл, сказал, что положено, а человек ничего не осознал.

Что лучше и как лучше? Я считаю, что вот эта публичная исповедь была самая добросовестная, самая яркая. Потому что если ты хотел, чтоб не стыдно смотреть было в глаза, раз сказал – и больше этого не касайся. Это было более убедительно. Если сейчас её ввести, то мы ещё подумаем: говорить перед Галей, говорить перед Натальей... они не лучше меня! Мы так все скажем друг другу: а ты что, лучше меня? Поэтому я так тихонечко на ухо сказал, и ладно. А сейчас, в нашей демократии, мы обсуждаем, что даже этого не надо делать, я и так не грешный!

Если мы имеем к себе уважительное отношение в деле своего спасения, то эти минусы должны видеть и понимать. И тогда приходить на исповедь с записочкой. Иначе мы не видим и не понимаем, в чём нам каяться, мы не грешные... Спроси любого человека невоцерковленного, и он скажет: нет, я не убивал! Потому всё это надо перечитывать, знать и у себя на памяти иметь.

Недавно приехала паломница и сказала мне: батюшка, а у нас в городе на Светлой причащают без подготовки. А я говорю: тебе что, до этого в пост не хватило причащаться? Приходи, каждый раз причащайся. Но на Светлой седмице, вкусив мяса, яиц или сыра, зачем лезть на Причастие? Значит, у тебя нет никакого уважения к себе и к Божеству.

Поэтому думаю, что такой вопрос не должен возникать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.