Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культу­ра в 30-е гг. XX в.



Культу­ра в 30-е гг. XX в.

Раз­ви­тие культу­ры, прос­ве­щение на­рода счи­тались од­ни­ми из глав­ных при­ори­тетов Со­вет­ско­го го­сударс­тва. Осу­щест­вле­ние культур­ной ре­волю­ции пред­по­лага­ло все­об­щую гра­мот­ность на­селе­ния. К пре­пода­ванию прив­ле­кались по­мимо про­фес­си­ональных учи­телей сту­ден­ты и школьни­ки.

Ог­ромное зна­чение для ду­хов­но­го обо­гаще­ния име­ло при­об­ще­ние на­рода к сок­ро­вищам оте­чес­твен­ной и ми­ровой культу­ры. Уве­личи­лись ти­ражи про­из­ве­дений А. С. Пуш­ки­на, М. Ю. Лер­монто­ва, Л. Н. Тол­сто­го, Н. В. Гого­ля и дру­гих вы­да­ющих­ся рус­ских и за­рубеж­ных пи­сате­лей и по­этов.

Од­новре­мен­но уси­лил­ся кон­троль со сто­роны ор­га­нов влас­ти за раз­ви­ти­ем культу­ры. От­дельны­ми ее от­расля­ми те­перь ру­ково­дили спе­ци­альные ко­мите­ты. Большое зна­чение при­дава­лось ут­вер­жде­нию идей мар­ксиз­ма в соз­на­нии лю­дей. Сре­ди де­яте­лей культу­ры ис­ка­ли «клас­со­вых вра­гов», ко­торые под­верга­лись реп­ресси­ям. Бо­ролись так­же с «ре­лиги­оз­ны­ми пред­рассуд­ка­ми». Ак­тивную ра­боту вел Со­юз во­инс­тву­ющих без­божни­ков, ате­ис­ти­чес­кая про­паган­да шла че­рез лек­ции, пе­чать, ра­дио, ки­но.

Од­ной из важ­нейших за­дач культур­ной ре­волю­ции бы­ло фор­ми­рова­ние но­вой ин­телли­ген­ции, пре­дан­ной иде­ям со­ци­ализ­ма.

Новая Москва. Художник Ю. И. Пименов

В ли­тера­туре и ис­кусс­тве глав­ным ме­тодом был объяв­лен со­ци­алис­ти­чес­кий ре­ализм. Пи­сате­ли и ху­дож­ни­ки дол­жны бы­ли «по­казы­вать жизнь в ее ре­волю­ци­он­ном раз­ви­тии». Впро­чем, от­не­сение тех или иных про­из­ве­дений к соц­ре­ализ­му дик­то­валось в ос­новном ло­яльностью их ав­то­ров к влас­ти. В 30-е гг. ог­ромным ус­пе­хом пользо­вались ро­маны М. А. Шоло­хова «Ти­хий Дон», «Под­ня­тая це­лина», А. Н. Тол­сто­го «Хож­де­ние по му­кам», «Петр Пер­вый» и др. Сре­ди жи­вопис­цев и скульпто­ров вы­деля­лись А. А. Дейне­ка, М. В. Нес­те­ров, П. Д. Корин, М. Б. Гре­ков, Ю. И. Пиме­нов, В. И. Мухи­на и др. Очень по­пуляр­ной бы­ла му­зыка С. С. Про­кофьева, Д. Д. Шос­та­кови­ча, А. И. Хача­туря­на, Т. Н. Хрен­ни­кова, Д. Б. Ка­балев­ско­го, И. О. Дуна­ев­ско­го и др.

Будущие летчики. Художник А. А. Дейнека

В СССР в 30-е гг. бур­но раз­ви­вал­ся ки­нема­тог­раф, ко­торым по су­щес­тву ру­ково­дил сам И. В. Ста­лин.

В 1931 г. вы­шел пер­вый со­вет­ский зву­ковой фильм «Пу­тев­ка в жизнь» (реж. Н. В. Экк). Этот фильм, рас­ска­зыва­ющий о пе­ревос­пи­тании бес­при­зор­ни­ков, был приз­нан луч­шим фильмом по оп­ро­су зри­телей на Ве­неци­ан­ском меж­ду­народ­ном ки­нофес­ти­вале 1932 г.

Мно­гое из соз­данно­го в то вре­мя до сих пор сох­ра­ня­ет свою по­пуляр­ность, нап­ри­мер: фильмы Г. А. Алек­сан­дро­ва «Ве­селые ре­бята», «Цирк», «Вол­га-Вол­га», И. А. Пырьева «Трак­то­рис­ты», «Сви­нар­ка и пас­тух», С. А. Гера­симо­ва «Се­меро сме­лых», С. М. Эйзен­штейна «Алек­сандр Нев­ский», братьев Ва­сильевых «Ча­па­ев» и др. Не­мало вы­соко­худо­жес­твен­ных лент бы­ло пос­вя­щено ре­волю­ци­он­ной эпо­хе: «Ле­нин в Ок­тябре» и «Ле­нин в 1918 го­ду» (реж. М. И. Ромм), «Мы из Крон­штад­та» (реж. Е. Л. Дзи­ган), три­логия о Мак­си­ме (реж. Г. М. Козин­цев и Л. З. Тра­уберг) и др. Но­вым яв­ле­ни­ем ста­ло дет­ское ки­но («Зо­лотой клю­чик», «Ти­мур и его ко­ман­да», «Де­ти ка­пита­на Гран­та» и др.).

В сфе­ре об­ра­зова­ния осо­бое вни­мание уде­лялось под­го­тов­ке тех­ни­чес­кой ин­телли­ген­ции, спе­ци­алис­тов в об­ласти на­род­но­го хо­зяйства. Уве­личи­лось чис­ло ву­зов и ака­демий.

В 1934 г. бы­ло при­нято Пос­та­нов­ле­ние о пре­пода­вании ис­то­рии в шко­лах. В уни­вер­си­тетах вос­ста­нав­ли­вались ис­то­ричес­кие фа­культе­ты, под­го­тав­ли­вались но­вые учеб­ни­ки по ис­то­рии, в ко­торых ис­то­ричес­кий про­цесс ин­тер­пре­тиро­вал­ся с клас­со­вых по­зиций.

Мно­го де­лалось для раз­ви­тия школьной сис­те­мы об­ра­зова­ния. С 1930—1931 гг. бы­ло вве­дено обя­зательное на­чальное (4 го­да) обу­чение. Бы­ли уве­личе­ны рас­хо­ды на строи­тельство, ре­монт и обо­рудо­вание школ, улуч­ше­но ма­тери­альное по­ложе­ние учи­телей, де­ти обес­пе­чива­лись учеб­ни­ками, письмен­ны­ми при­над­лежнос­тя­ми. К 1939 г. гра­мот­ных в СССР бы­ло 81,2% на­селе­ния стар­ше 9 лет (90,8% муж­чин и 72,6% жен­щин).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.