|
|||
Культурное пространство советского общества в 1920—1930-е гг.Стр 1 из 3Следующая ⇒ § 82. Культурное пространство советского общества в 1920—1930-е гг. Культура эпохи революции. Важнейшим направлением политики большевиков стало развитие образования. В 1919 г. вышел Декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, правда, большинство из них оказались неудачными. К концу 20-х гг. грамотные люди составляли уже половину населения страны. Обучение неграмотных. 20-е гг. XX в. В годы Гражданской войны особый расцвет переживало искусство плаката. Запоминающиеся произведения создали художники: В. Н. Дени, Д. С. Моор, В. В. Маяковский и др. Плакат оставался одним из самых востребованных средств пропаганды и в последующее время. Очень быстро новая власть осознала и значимость кинематографа, названного В. И. Лениным «важнейшим из искусств». Здесь крупнейшим событием не только российского, но и мирового масштаба стал выход в 1925 г. великого фильма режиссера С. М. Эйзенштейна«Броненосец“Потемкин”». Революционные события внесли раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть творческой интеллигенции осталась на родине из патриотических соображений, но большинство искренне восприняли идеи революции. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С. Мельников и другие искали новые начала в искусстве. Они придерживались авангардистских течений — футуризма, конструктивизма и др. Характерными памятниками архитектуры в стиле конструктивизма стали рабочие клубы (Клуб имени И. В. Русакова — архитектора К. С. Мельникова, Клуб имени С. М. Зуева — архитектора И. А. Голосова и др.). Одновременно в искусстве развивалось реалистическое направление. В эти годы творили великие режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, великий русский поэт С. А. Есенин, продолжавший традиции крестьянской поэзии. Большой популярностью пользовались реалистические произведения о Гражданской войне Д. А. Фурманова, А. С. Серафимовича, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, А. А. Фадеева, А. Веселого, К. А. Тренева, Вс.В. Иванова и др. В 1928 г. увидела свет первая часть гениальной эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба между сторонниками «нового искусства» и приверженцами традиционных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой власти, поскольку выступали с позиций «пролетарской культуры». Для первых лет советской власти характерно многообразие культурного развития, но при этом делались попытки удушения «классово чуждых» направлений. Критике в печати часто подвергались так называемые «попутчики». В их число записывали деятелей культуры, поддерживающих новую власть, но занимающих достаточно самостоятельную позицию. Среди таких писателей выделялись А. Н. Толстой, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Федин, М. М. Пришвин, Л. М. Леонов и др.
|
|||
|