Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культурное пространство советского общества в 1920—1930-е гг.



§ 82. Культурное пространство советского общества в 1920—1930-е гг.

Культу­ра эпо­хи ре­волю­ции.

Важ­нейшим нап­равле­ни­ем по­лити­ки больше­виков ста­ло раз­ви­тие об­ра­зова­ния. В 1919 г. вы­шел Дек­рет о борьбе с нег­ра­мот­ностью, в 1920 г. соз­да­ет­ся Чрез­вы­чайная ко­мис­сия по лик­ви­дации нег­ра­мот­ности. От­кры­лись ты­сячи пун­ктов обу­чения де­тей и взрос­лых. В шко­лах про­води­лось не­мало эк­спе­римен­тов по внед­ре­нию но­вых форм обу­чения, прав­да, большинс­тво из них ока­зались не­удач­ны­ми. К кон­цу 20-х гг. гра­мот­ные лю­ди сос­тавля­ли уже по­лови­ну на­селе­ния стра­ны.

Обучение неграмотных. 20-е гг. XX в.

В го­ды Граж­дан­ской войны осо­бый рас­цвет пе­режи­вало ис­кусс­тво пла­ката. За­поми­на­ющи­еся про­из­ве­дения соз­да­ли ху­дож­ни­ки: В. Н. Дени, Д. С. Мо­ор, В. В. Ма­яков­ский и др. Пла­кат ос­та­вал­ся од­ним из са­мых вос­тре­бован­ных средств про­паган­ды и в пос­ле­ду­ющее вре­мя. Очень быс­тро но­вая власть осоз­на­ла и зна­чимость ки­нема­тог­ра­фа, наз­ванно­го В. И. Лени­ным «важ­нейшим из ис­кусств». Здесь круп­нейшим со­быти­ем не только рос­сийско­го, но и ми­рово­го мас­шта­ба стал вы­ход в 1925 г. ве­лико­го фильма ре­жис­се­ра С. М. Эйзен­штейна«Бро­нено­сецПо­тем­кин”».

Ре­волю­ци­он­ные со­бытия внес­ли рас­кол в ря­ды де­яте­лей культу­ры. Мно­гие из них ока­зались в эмиг­ра­ции. Дру­гие про­дол­жа­ли тво­рить в Рос­сии. Часть твор­ческой ин­телли­ген­ции ос­та­лась на ро­дине из пат­ри­оти­чес­ких со­об­ра­жений, но большинс­тво ис­крен­не вос­при­няли идеи ре­волю­ции. По­эт В. В. Ма­яков­ский, ре­жис­се­ры В. Э. Мейер­хольд, А. Я. Та­иров, ар­хи­тек­то­ры В. Е. Тат­лин, К. С. Мельни­ков и дру­гие ис­ка­ли но­вые на­чала в ис­кусс­тве. Они при­дер­жи­вались аван­гардист­ских те­чений — фу­туриз­ма, конс­трук­ти­виз­ма и др. Ха­рак­терны­ми па­мят­ни­ками ар­хи­тек­ту­ры в сти­ле конс­трук­ти­виз­ма ста­ли ра­бочие клу­бы (Клуб име­ни И. В. Руса­кова — ар­хи­тек­то­ра К. С. Мельни­кова, Клуб име­ни С. М. Зу­ева — ар­хи­тек­то­ра И. А. Голо­сова и др.).

Од­новре­мен­но в ис­кусс­тве раз­ви­валось ре­алис­ти­чес­кое нап­равле­ние. В эти го­ды тво­рили ве­ликие ре­жис­се­ры К. С. Ста­нис­лав­ский и В. И. Неми­рович-Дан­ченко, ве­ликий рус­ский по­эт С. А. Есе­нин, про­дол­жавший тра­диции крестьян­ской по­эзии. Большой по­пуляр­ностью пользо­вались ре­алис­ти­чес­кие про­из­ве­дения о Граж­дан­ской войне Д. А. Фур­ма­нова, А. С. Сера­фимо­вича, И. Э. Бабе­ля, М. А. Бул­га­кова, А. А. Фаде­ева, А. Весе­лого, К. А. Тре­нева, Вс.В. Ива­нова и др. В 1928 г. уви­дела свет пер­вая часть ге­ни­альной эпо­пеи М. А. Шоло­хова «Ти­хий Дон». Шла ос­трая идейная борьба меж­ду сто­рон­ни­ками «но­вого ис­кусс­тва» и при­вер­женца­ми тра­дици­он­ных нап­равле­ний. Пер­вые не­ред­ко пользо­вались под­дер­жкой влас­ти, пос­кольку выс­ту­пали с по­зиций «про­летар­ской культу­ры».

Для пер­вых лет со­вет­ской влас­ти ха­рак­терно мно­го­об­ра­зие культур­но­го раз­ви­тия, но при этом де­лались по­пыт­ки уду­шения «клас­со­во чуж­дых» нап­равле­ний.

Кри­тике в пе­чати час­то под­верга­лись так на­зыва­емые «по­пут­чи­ки». В их чис­ло за­писы­вали де­яте­лей культу­ры, под­держи­ва­ющих но­вую власть, но за­нима­ющих дос­та­точ­но са­мос­то­ятельную по­зицию. Сре­ди та­ких пи­сате­лей вы­деля­лись А. Н. Тол­стой, М. А. Бул­га­ков, М. М. Зощен­ко, В. А. Каве­рин, К. А. Федин, М. М. Приш­вин, Л. М. Ле­онов и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.