Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фили́ппо Тальо́ни



Фили́ппо Тальо́ни

 

Фили́ппо Тальо́ни — итальянский танцовщик и педагог, выдающийся хореограф эпохи романтизма. Представитель знаменитой итальянской балетной династии, отец балерины Марии Тальони и танцовщика и хореографа Поля Тальони. Родился в семье танцовщика, балетмейстера и импресарио Карло Тальони и (предположительно) танцовщицы Марии Петракки. Филиппо Тальони начал свою артистическую деятельность в 1794 году, выступая в различных театрах Италии, в 1795-1798 годах был первым танцовщиком в театрах Ливорно, Флоренции, Венеции, Турина, Милана.Дебютировал в Пизе в возрасте 17 лет, после чего танцевал в различных труппах Италии. В 22 года впервые вышел на сцену Парижской Оперы. В 1802 году был приглашён в Стокгольм, в труппу Королевского балета на должность первого танцовщика и балетмейстера.9 октября 1803 года Филиппо женился на танцовщице и художнице Софии Эдвиге Карстен.В 1805-1828 годах работал в театрах Вены, Мюнхена, Штутгарта. Поставленный в Вене балет «Атланта и Иппомен» (1805) стал балетмейстерским дебютом танцовщика. В 1830-1836 годах Тальони был балетмейстером Парижской оперы, на сцене которой поставил дивертисменты в операх: «Бог и баядерка» (1830) Д.Ф. Обера, «Густав III, или Бал-маскарад» (1833) Д.Ф. Обера, «Роберт-дьявол» (1831) Дж. Мейербера, «Гугеноты» (1836) Дж. Мейербера, «Жидовка» Ф. Галеви (1835), балеты: «Сильфида» и «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца и М. Э. Карафы ди Колобрано - оба 1832, «Восстание в серале» Т. Лабара (1833), «Бразилия, или Племя женщин» В.Р. Галленберга (1835), «Дева Дуная» (1836). Вместе с дочерью он гастролировал в в Петербурге, где поставил спектакли: «Гитана, испанская цыганка» И.Ф. Шмидта и Обера, «Миранда, или Кораблекрушение» на музыку Обера и Дж. Россини (оба 1838), «Тень» Л.В. Маурера (1839), «Морской разбойник» А. Адана (1840), «Аглая, или Воспитанница Амура» (1841), «Герта» и «Дая» (1842) — все Келлера. Впоследствии Тальони работал в театрах Швейцарии, Германии, Австрии, Италии. В «Ла Скала» поставил спектакли: «Сатанилла, или Любовь и ад» Ф. Бенуа и Н. Ребера (1842), «Пери» Дж. Паниццы (1843).Значительную часть творческой жизни Тальони посвятил хореографическому образованию и сценической карьере своей дочери Марии. Многие его постановки были осуществлены в расчете только на ее исключительные данные. Обученная по методу отца, Мария Тальони обладала удивительной устойчивостью, была способна долго стоять на кончике носка или парить в прыжке, задерживаясь, и как бы повисая в воздухе. Балетмейстер-новатор создал новый стиль танца, который называли воздушным. Он расширил тематику балетных спектаклей, раздвинув границы жанра, вводил в балетные спектакли жанрово-бытовые эпизоды, стилизованные народные танцы и пантомимы.Филиппо Тальони стал одним из новаторов хореографического искусства. В 1832 году Филиппо Тальони поставил для своей дочери балет "Сильфида" на сцене Парижской оперы, в котором с наибольшей полнотой были воплощены художественные принципы романтизма, что способствовало утверждению на сцене более разнообразной тематики, совершенствованию и углублению выразительных средств (он вводил жанрово-бытовые эпизоды, стилизованные народные танцы и пантомимические сцены) и техники классического танца (Тальони первым применил танец на пуантах, для создания романтических образов провел реформу костюма – воздушный костюм - туника). Создание нового исполнительского стиля было неотделимо от реформы балетного спектакля в целом, коснувшейся также декорационного оформления (балетмейстер использовал в спектаклях полеты, сценические трюки, превращения). Тальони был выдающимся педагогом классического танца. Балет «Сильфида» впоследствии стал символом романтического балета. Музыку к нему написал композитор Ж. Шнейцхоффер. Сильфида - дух воздуха - была гостьей на земле, ее воздушность балетмейстер подчеркивал в танце: в нем преобладали прыжки, парения над сценой. Филипп Тальони поднял на новый уровень эмоциональную выразительность кордебалетного танца, придал новый смысл синхронности движений, широко использовал принцип фуги – когда группы танцовщиц одна за другой повторяли и варьировали цикл заданных движений. Впоследствии идеи Тальони получили развитие и у Петипа, и у Фокина, и у их последователей. Родился балетный симфонизм.Тальони был выдающимся педагогом классического танца. После 1862 года он оставил педагогическую и сценическую деятельность. Из его балетов наиболее продолжительную жизнь имела «Сильфида». Дети Филиппо Тальони продолжили дело отца. Выдающейся балериной стала Мария Тальони. Сын Поль (Паоло) Тальони (1808-1884) как танцовщик выступал во многих городах Европы, часто с сестрой Марией; ставил балеты в Лондоне, Милане, в 1856-1883 годах был балетмейстером Берлинской оперы.Балет, в том виде, каком мы знаем его сегодня, многим обязан Филиппо. Именно Тальони реформировал устаревшие приёмы. До него балет по большей части состоял из пантомимы, Тальони же главным выразительным средством сделал танец.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.