Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ноябрь. «На тройке»



Ноябрь. «На тройке»

 

«Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши».

Н. Некрасов

                        А. Орловский «Курьер, едущий на тройке»

 

В России XIX века катание на тройках лошадей было одним из популярных развлечений, об этом сложено немало народных песен. Осеннее-зимние пейзажи созвучны лирическому настроению и, как писал Чайковский, «до того прекрасны, что трудно выразить словами”.

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме. Основная тема пьесы льётся, как широкая песнь ямщика, сквозь которую порой слышится звон колокольчиков тройки.

Средняя часть представляет жанровую сценку. Песню сменяет танец.

В третьей части – репризе – к основной теме добавляется «звучание колокольчиков».

Тройка удаляется — фразы её темы становятся короче (уже одноголосные, не в октаву), теперь они едва долетают до нас. Бубенцы тройки хотя и звенят так же переливчато (тройка едет быстро), но все менее отчетливо (в более низком регистре) и все тише (их звучание растворяется в pianissimo).

Эта пьеса стала особенно популярной благодаря гениальной интерпретации С.Рахманинова, который выучил ее четырнадцатилетним мальчиком и с тех пор играл в своих концертах на протяжении всей артистической деятельности. Он проникся ее образностью не только как великий пианист, но и как композитор: достаточно вспомнить его собственную Прелюдию соль-диез минор, чтобы осознать, насколько образ дороги, бубенцов тройки и всего, что навевает русский зимний пейзаж, было ему дорого.

 

 

Декабрь. «Святки»   

 

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали»

В. Жуковский

 

Святки - время от Рождества до Крещенья, праздник, в котором сочетались элементы христианского обряда с древними, языческими. На Святках ряженые, ходили из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. Девушки гадали о своей судьбе. В семьях царило праздничное веселье.                          

                                                                                  К. Брюллов «Гадающая Светлана»

 

Эта пьеса в рукописи композитора называется “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников.

Пьеса написана в сложной трёхчастной репризной форме.

Основная тема вальса грациозна и изысканна.

Средняя часть обозначена самим композитором как Трио. Оно придает новое «освещение» вальсу: бемольная тональность (ля-бемоль мажор) в крайних частях сменяется в Трио диезной (ми мажор), это очень свежо звучит.

В пьесе есть кода. Не смотря на то, что она очень органично «выливается» из репризы, до некоторой степени самостоятельна и, оказавшись последней страницей всего цикла, воспринимается не только кодой данной пьесы, но и заключительным разделом всего цикла, прощанием с уходящим годом в целом.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.