|
|||||
Январь. «У Камелька»Январь. «У Камелька»
«И мирной неги уголок А Пушкин
Камелек - это русское название маленького камина. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. И. Грабарь «Иней. Восход солнца»
Эта пьеса имеет сложную трёхчастную репризную форму с кодой. Музыка создает настроение покоя, умиротворенности и уюта. Крайние части рисуют картинку с элегически - мечтательным настроением, которое ощущается в письмах Чайковского: "Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло… ". Мелодию легко напеть, она покоится на мягком аккомпанементе, напоминающем звучание струнных инструментов. Средний раздел более оживленный по характеру, переливы пассажей в нём, напоминают звучание арфы.
Апрель. «Подснежник»
«Голубенький, чистый подснежник – цветок, А. Майков
Подснежник – символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Эта пьеса построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы. С. Жуковский «Праздник весны» В пьесе три раздела, но между ними нет яркого контраста, скорее, это смена настроения, разные оттенки одного и того же чувства.
Июнь. «Баркарола»
«Выйдем на берег, там волны А. Плещеев Э. Фоссати «Венеция»
Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, ритм такой песни, как правило, подражал плавному движению лодки под равномерные всплески весел. В XIX веке баркаролы были очень популярны в русской музыке, поэзии, живописи. “Баркарола” Чайковского из цикла «Времена года» – это один петербургский музыкальный пейзаж. Произведение написано в трёхчастной форме. Основная тема пьесы очень выразительна и вокальна. Её сопровождает аккомпанемент, напоминающий звучание гитары или мандолины. Средняя часть вносит контраст, оживление в несколько меланхолическое настроение крайних частей.
А. Манеско «Венеция»
Сентябрь. «Охота»
«Пора, пора! Рога трубят; А. Пушкин
В. Перов «Охотники на привале»
Охота - очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы: трубят охотничьи рога, слышен визг и лай охотничьих собак, шум и веселье. Охота была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта. Пьеса написана в трёхчастной форме. Если крайние части пьесы изображают торжественный, радостный, шумный выезд на охоту с призывными звуками охотничьих рогов, то в средней части картина меняется: можно предположить, что переданы детали самой охоты. Нарастание динамики в средней части приводит к кульминации. В третьей части – репризе – музыка первой части повторяется без изменений.
|
|||||
|