Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Январь. «У Камелька»



Январь. «У Камелька»   

 

 «И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела».

А Пушкин

 

Камелек - это русское название маленького

камина. В долгие зимние вечера у очага

(камина) собиралась вся семья.                                         И. Грабарь «Иней. Восход солнца»

 

Эта пьеса имеет сложную трёхчастную репризную форму с кодой. Музыка создает настроение покоя, умиротворенности и уюта. Крайние части рисуют картинку с элегически - мечтательным настроением, которое ощущается в письмах Чайковского: "Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло… ". Мелодию легко напеть, она покоится на мягком аккомпанементе, напоминающем звучание струнных инструментов.

Средний раздел более оживленный по характеру, переливы пассажей в нём, напоминают звучание арфы.

 

Апрель. «Подснежник»

 

«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином».

А. Майков

 

Подснежник – символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Эта пьеса построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы.

                                                                                               С. Жуковский «Праздник весны»

В пьесе три раздела, но между ними нет яркого контраста, скорее, это смена настроения, разные оттенки одного и того же чувства.

 

Июнь. «Баркарола»  

 

«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять».

А. Плещеев

                         Э. Фоссати «Венеция»

 

Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, ритм такой песни, как правило, подражал плавному движению лодки под равномерные всплески весел.

В XIX веке баркаролы были очень популярны в русской музыке, поэзии, живописи. “Баркарола” Чайковского из цикла «Времена года» – это один петербургский музыкальный пейзаж. Произведение написано в трёхчастной форме. Основная тема пьесы очень выразительна и вокальна. Её сопровождает аккомпанемент, напоминающий звучание гитары или мандолины. Средняя часть вносит контраст, оживление в несколько меланхолическое настроение крайних частей.

 

 

      А. Манеско «Венеция»

 

Сентябрь. «Охота»   

 

«Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах».  

А. Пушкин

 

                     В. Перов «Охотники на привале»

 

Охота - очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы: трубят охотничьи рога, слышен визг и лай охотничьих собак, шум и веселье. Охота была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.

Пьеса написана в трёхчастной форме. Если крайние части пьесы изображают торжественный, радостный, шумный выезд на охоту с призывными звуками охотничьих рогов, то в средней части картина меняется: можно предположить, что переданы детали самой охоты. Нарастание динамики в средней части приводит к кульминации. В третьей части – репризе – музыка первой части повторяется без изменений.

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.