|
|||
Морфологические нормыМорфологические нормы 1. Вместо точек напишите, где нужно, недостающие буквы. 1. Когда актер снял огромные круглые очки и надел небольш...е пенсне в золотой оправе, лицо его словно преобразилось. 2. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск... кофе. 3. Поздн... барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 4. В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... свыше семидесяти лет назад доктором Л. Заменгофом. 5. На портрете красуется молодая женщина, на плечи ее накинут... пушист... боа. 6. Дв... колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Сочи расположен... на побережье Черного моря, южнее его находится солнечн... Сухуми. 8. Перу был... одной из первых жертв испанских конкистадоров. 9. «Юманите» обратил...сь с призывом к французским гражданам принять активное участие в избирательной кампании. 10. Минфин организовал... проверку уплаты подоходного налога. 12. СМИ разослал... по учреждениям и организациям предложения об информационном сотрудничестве. 2. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор. 1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Ничего хорошего не получится, если вливать новое вино в старые (мехи – меха). 3. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы – кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 4. Крупные (лоскуты – лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 5. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскуты – лоскутья) его одежды развевались по ветру. 6. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны – тона) свирели. 7. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны – тона). 8. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы – тормоза), мешающие нашему движению вперед. 9. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря)-инструментальщики. 10. Важнейшие отделы и (секторы – сектора) учреждений были реорганизованы. 11. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы – невода). 12. У причала столпились военные (катеры – катера), на внешнем рейде стояли (крейсеры – крейсера). 13. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шоферы – шофера). 14. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели – штабеля) кирпичей. 15. Многочисленные (прожекторы – прожектора) ярко освещали площади и улицы праздничной Москвы. 16. В доме отдыха оказались (учители – учителя), (бухгалтеры – бухгалтера), (инженеры – инженера), (кондукторы – кондуктора) железнодорожных поездов. 17. (Лагери – лагеря) лесорубов жили полной жизнью; (тракторы – трактора) непрерывно возили древесину. 18. Почти одновременно все (штепсели – штепселя) были вставлены в розетки, и приборы начали действовать. 19. Завод был реконструирован, многие (цехи – цеха) изменились до неузнаваемости. 3. Вместо точек вставьте, где нужно, подходящие буквы; мотивируйте выбор варианта. 1. Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар... . 2. Поставлен новый электросчетчик на 10 ампер... . 3. На курсе учатся несколько якут... и туркмен... . 4. Одесская киностудия выпустила ряд научно-популярных фильм..., которые с успехом демонстрируются в клубе юнг... . 5. В домашней обстановке, в простой гимнастерке без погон..., молодой человек не производил впечатления строевого офицера. 6. В галантерейном магазине имеется большой выбор чул...к... и нос...к... . 7. Начиная с весны ежедневно в нашем буфете можно получить салат из свежих огурцов и помидор... . 8. В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных дол... . 9. Тускло горели огарки стеариновых свеч... . 10. В эту душную ночь приятно было ощущать свежесть льняных простын... . 11. Быстро проносились легкие коляски неутомимых рикш... . 12. Вдоль западных побереж... Америки тянется цепь Кордильер... и Анд... . 13. Девушка с облегчением освободила свои уши от сжимавших их клипс... . 14. Организованы специальные курсы для подготовки работников детских яс...л... . 15. Старик что-то искал в траве, потом встал с колен... и побрел дальше. 4. Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных; назовите другие речевые ошибки. Дайте варианты стилистической правки предложений. 1. Проблема языка и стиля является одной из самых важнейших в современной лингвистике. 2. В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта. 3. Снаружи «ЛАЗ-698» выигрывал у своих старших собратьев. 4. Бытовые условия в загородном коттеджном поселке оказались более предпочтительнее, чем в городе. 5. А сейчас, в текущем году, более лучшие условия для творческого труда получают художники и музыканты: в поселке вступает в строй здание культурного центра. 6. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. 7. В истории фигурного катания эта пара сыграла очень выдающуюся роль. 8. Ленька подскочил к двери и с наивозможнейшим сарказмом спросил: «Свои?» 9. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста. 5. Перепишите текст, произведя необходимую правку (цифры – прописью) и заменяя точки необходимыми окончаниями числительных и существительных. 1. Встреча альпинистов состоялась на высоте девят... тысяч метров. 2. На участке до пят... тысяч... метров разбит фруктовый сад. 3. Кинофильм «Человек с тысяч... лиц» имел шумный успех. 4. Через шлюзы канала проходит ежедневно до тридцат... четыр... барж. 5. В начале поездки я располагал тысяч... рубл... 500 евро. Вернулся же домой с 20 рубл... . 6. Библиотека располагает 25 987 книг… . 7. Из 201 претендент... на первенство никого не осталось. 8. В синхрофазотроне в Дубне цикл ускорения продолжается 3,3 секунд... . 9. Колонны солдат заняли всю улицу, заполнив ее топотом тысяч... ног. 10. В Гаграх я встретил нескольк... знакомых. 11. Разница в полсотн... рублей не удержала Петра от покупки прибора. 6. Из поставленных в скобки слов выберите слова с нужной формой. Все цифры дайте прописью. 1. В области намечено открыть пять новых школ. (Четыре, четверо) из них уже действуют. 2. Ближайшая больница находилась в (полтора, полутора, полуторых) милях от аэродрома. 3. В туристскую поездку Петровы взяли с собой (обеих, обоих) дочерей. 5. После перерыва большая (половина, часть) болельщиков была разочарована игрой динамовцев. 6. Кран легко поднял «пакет» весом в 1265 (килограмм, килограммов) и перенес его так далеко, как позволяла 12,5-метровая стрела. 7. В 46 году нашей эры римляне стали считать год равным 365 1/4 суткам. 8. В более чем (полторастах, полутораста, полуторастах) ящиках хранились фрукты. 7. Образуйте форму третьего лица единственного настоящего времени от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие. Махать, сыпать, мяукать, мурлыкать, полоскать, щипать, пахать, рыскать, хныкать. 8. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, чем вы руководствовались при выборе той или иной формы несовершенного вида глагола. 1. Комиссия пришла к заключению, что преждевременный ремонт машин обусл...вливается в ряде случаев небрежной работой бригады слесарей. 2. – Уполном...чивать кого бы то ни было на какие бы то ни было действия вы не вправе,– железным голосом сказал он. 3. Усв...ивать лекционный материал значительно легче, если через каждые 45 минут делать небольшие перерывы. 4. Все усилия необходимо сосредот...чивать на выполнении этих важных дел. 5. Когда к Алеше пришла Вера, она тоже стала его успок...ивать, но совсем не так, как это делали все до нее. 6. Мой конь постукивал копытами в обнаженные корни, храпел, настор...живался, прислушиваясь к гулко щелкающему в лесу эху. 7. В камере, где проводились опыты, не нак...пливалось ни углекислого газа, ни метана или этана. 8. Годами выраб...тывался особый язык релейных схем, построенный на законах такой парадоксальной науки, как алгебра логики. 9. – Меня здесь каждая росомаха знает,– отвечает он, посасывая трубку,– все тропинки я прот...птывал. 10. Несправедливо было бы запод...зривать в этом и других приехавших с ночным поездом пассажиров. 11. Работа не клеилась. Напрасно бригадир старался подзад...ривать ребят, напоминая об успехах. 12. Павел приезжал в родной город каждый год, стараясь приур...чивать свой приезд к традиционной встрече выпускников училища. 9. Раскройте скобки, выберите подходящую форму; мотивируйте выбор, укажите возможность варианта. 1. Какие-то люди (ходили – шли) по аллеям парка. 2. Машины (возят – везут) песок на стройку. 3. Утром врач (приходил – пришел) к больному и сразу поставил верный диагноз. 4. Каждый год во время каникул я (ехал – ездил) к своим родным. 5. После напряженной работы он (ездил – съездил) на курорт и снова (занимался – занялся) любимым делом. 6. Почтальон (приносил – принес) заказное письмо. 7. Кто-то неслышно (подходил – подошел) к дому. 8. Опытный шофер превосходно (водит – ведет) машину. 9. Улитка (ползает – ползет) непостижимо медленно. 10. На работу я обычно (еду – езжу) на автобусе. 11. Никогда еще наш знаменитый спринтер (не бегал – не бежал) так быстро, как сейчас. 12. Сосед соседа гнал из своего дома, а ведь его самого никто никогда (не гонял – не гнал). 10. В данных ниже предложениях найдите ошибки, связанные с нарушением морфологических норм русского языка. Объясните ошибки, исправьте, если это возможно. 1. Площадь будущего строительства составляет больше семиста метров в квадрате. 2. Пушкиными облюбовалась для жизни набережная реки Мойки. 3. Из каждого отряда было по несколько храбрецов. 4. Ее радость очень тяжело передать словами. Сначала она завизжала, как ненормальная. 5. Всё расплывалося в глазах. 6. В отборочном туре было пять вопросов, на которых нужно было отвечать с дополнительной литературой. 7. Я помню около четырёхста метров своего пути. 8. Я мог опоздать на танцы и на день рождение. 9. В 2005 году в деревне Простоквашине произошел кошмар. И не один, а два! 10. Автор глубоко проникнул в эту тему. 11. В книгах может быть спрятана та драгоценная кладезь знаний, которая нужна для людей. 12. Любовь до такой степени поразила его душу, что он чуть не задохся от восторга, а всё бежал. 13. И тут писатель наполняется радостью и теплом. 14. Проблема текста легко решима. 15. Этот текст может научить людей быть более связаннее между собой. 16. Если мы сохраним лес, то каждое утро будем видеть на подоконнике бабочку или какую-нибудь другую красивую насекомую. 17. Какова сегодня критерия героизма? 18. И совесть тебя угрызает… 19. Ведь дуб, которого он считает своим, уже много тысяч лет растет на этой земле. 20. Да что говорить! Деградируется нам!
|
|||
|