Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Орфоэпические нормы. Нормы словоупотребления



Орфоэпические нормы

 

1. Прочитайте слова. Следите за правильным произношением согласного звука [г].

Гагары, галерея, галстук, глобус, глагол, гараж, гвардия, география, гигант, гимнастика, гнездо, геологи, богатырь, глазурь, горжетка, глицерин.

2. Прочитайте слова вслух, четко произнося звуки [г] и [х].

Год – ход, гоп – хоп, гогот – хохот, голос – холост, гвоздь – хвост.

3. Прочитайте вслух следующие слова. Следите за произношением конечного согласного.

Пирог, порог, сапог, рог, плуг, снег, враг, слог, четверг, поджог, творог, вдруг, друг.

4. Запомните: в данных словах написание «гт» произносится как [кт]:

Ноготь – ногтя, коготь – когтя, деготь – дегтя.

5. Какой согласный звук нужно произносить перед [э] в следующих словах:

а) бифштекс, пионер, фонема, текст, рельс, интеграл, бутерброд, стратегия, брюнет, фанера, термос, инертный, конкретно, сардельки, реле, кофе, кафе, фортепиано, шимпанзе, музей, тенденция, паштет, сонет, метр, бассейн, декан, сессия, тезис, капелла, новелла, синтети­ка, термин, компетентный, сейф, неореализм;

б) айсберг, артерия, бандероль, баронесса, велотрек, водевиль, гипотетический, дегустация, дефект, регресс, секстет, сентиментальный, сервант, теодолит, терапевт, террорист, эфемерный?

6. Прочитайте вслух, обращая внимание на сочетание чн.

Ключница, нарочно, двоечник, девичник, полуночник, прачечная, пустячный, сказочный, яичница, булочная, молочный, горячечный, беспечный, скворечник, сердечный, мелочный, Фоминична, Кузьминична, скучно, подсвечник, очечник, беспорядочный, будничный, взяточник, войлочный, бутылочный.

 

Нормы словоупотребления

1. Устраните ошибки в данных предложениях.

1. Сегодня многие русские писатели пристально занимаются политикой. 2. Иван Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян, студентов. 3. Анна Керн осталась в мышлении Пушкина всего лишь мимолетным видением. 4. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т. п. 6. В тексте автор активно использует диалекты. 7. В данном тексте тщательно показано, как герой любит свою девушку Настю. 8. Важным фактором хорошей успеваемости являются регулярные занятия. 9. Этот поступок приятеля привел меня в неясность. 10. Писатель часто использует очень экспрессивную пунктуацию. 11. Я считаю, надо больше проводить для молодежи воспитательных мероприятий, акций. В крайнем случае надо проводить исправительные работы.

2. Определите смысловые различия паронимов в следующих группах, составьте с ними словосочетания.

Костный – костяной, лирический – лиричный, выплатить – заплатить, основать – обосновать, встать – стать, значение – значимость, веский – весомый, несчастный – несчастливый, разный – различный, редкий – редкостный, экономический – экономичный, лесистый – лесной, уплатить – оплатить, представить – предоставить, мифический – мифологический.

3. Исправьте ошибки, возникшие в результате неразличения паронимов. При выполнении задания пользуйтесь толковым словарем.

1. Места переправ должны быть оборудованы указателями, спасительными средствами. 2. Отсутствие подъездных путей и низкие темпы земляных работ сдерживают строителей. 3. Метро перевозит в сутки около трех миллионов пассажиров, а надземный транспорт – семь миллионов. 4. Как же отображает образ героя этот писатель? 5. Постепенно определялись наклонности Лизы к музыке. 6. Существо данной книги – в ее народности. 7. Взгляд у него был не то утомляющий, не то серьезный, не то возмущенный.

4. Распределите синонимы по четырем группам.

Артачиться, безжалостно, бессердечно, бесхитростный, бесчеловечно, безыскуcственный, естественный, жестоко, зверски, люто, настаивать, незамысловатый, немудреный, первенство, перевес, превосходство, преимущество, преобладание, примитивный, приоритет, свирепо, упорствовать, упрямиться, элементарный.

5. Укажите случаи неправильного употребления заимствованных и устаревших слов, а также случаи неоправданного употребления сниженной лексики, жаргонизмов и профессионализмов.

1. Одна мысль о нем вызывала незнакомый доселе трепет. 2. Изменен регламент работы компьютеров. 3. Нас попросили репрезентовать некоторые материалы. 4. Стены дома скрепляют при помощи сблачивания. 5. Парень вертел в руках железяку с винтом и асбестноцементной изоляцией. 6. На репетиции я пытался таким манером показать, как им быстрее избавиться от этой восточноевропейской скованности и зажатости. 7. Актеры учинили иск на директора театра. 8. Вчера был сильный дождь и гроза, а ныне день теплый и светлый. 9. Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов. 10. Даже целый сонм политиков не изменит мое мнение о жизни в стране. 11. Конвенция новой фирмы нас не устраивала. 12. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком. 13. Мать Николая часто приходила в школу для разборок.

6. Исправьте ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний, определите вид ошибки, восстановите фразеологизм.

1. Здесь важную скрипку играют демократы. 2. Не веришь политикам, которые фразы сыплют бисером. 3. Этот ученик стал басней во языцех. 4. Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 5. Нельзя всех мерить под одну гребенку. 6. Ночь, наступившая среди бела дня, не могла не навести ужаса на суеверных людей. 7. Один за одним друзья вышли из школы. 8. Фильм произвел огромный фурор на зрителей. 9. Поведение мальчика ни в какие рамки не годится! 10. Он был подлецом с большой буквы. 11. Дети забывают родителей, бросая их на самотёк. 12. Чехов рассказывает, как низко могут упасть люди, как они черствеют со временем.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.