Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСПРАВЬ ОШИБКУ. ОБРАЗУЙ СЛОВА . СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ. КОМУ ЧТО НУЖНО



ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

ОБРАЗУЙ СЛОВА        

Цель:расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал:предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

«Четвертый лишний (смячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка,земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот,портфель,газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка,морковь,василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка, санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник, альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца ваза – две…вазы

стул – два ..стула вишня – две…вишни

стол - два…стола слива – две…сливы

кот - два …кота кошка – две…кошки чашка – две…чашки

окно – два…окна машина – две…машины

дерево – два…дерева

тюльпан – два …тюльпана роза – две…розы

помидор – два…помидора

кастрюля – две…кастрюли костюм – два…костюма майка – две…майки

 

Рекомендуется использовать задания, которые развивают умение анализа и синтеза предложений.
1. Составить предложения из двух-трех слов. Придумать предложение про дом, про предмет, сделанный из бумаги, железа, дерева.
2. Повторить в заданном предложении только два первых слова. Осенний лес красив.
3. На место последнего слова поставить другое. Девочка кормит кур.
4. Составить предложение по заданной схеме.
5. Составить предложение с заданными опорными словами. Пушистые… кружатся.
6. Восстановить деформированное предложение.
7. Составить предложение со сложными словами. Ледоход, пчеловод, снегопад.
8. Составить сложноподчиненное предложение с союзами и записать его графически. Мальчик упал, потому что споткнулся.
9. Самостоятельно сконструировать предложение по данному началу. Птицы улетают на юг, когда…
10. Соединить простые предложения в одно сложное. Воробьи зимующие… Скворцы перелетные…
11. Распутать предложения-небылицы «Путаница». Летит красный крокодил. - Ползет зеленый крокодил.
12. Составить предложение из «живых слов».
13. Составить предложение по иллюстрации или иллюстративно-графической записи.
14. Составить предложение из трех слов, добавив свои слова. Кошка, мальчик, сад.
Годовой план по работе
над предложением
Сентябрь
3 неделя. Выделение предложения из речи: чтение рассказа, сказки.
4 неделя. Заучивание короткого рассказа. Называние предложения по порядку.
Октябрь
1 неделя. Придумывание рассказа по картинке, подсчет количества предложений в нем.
2 неделя. Называние предложения в рассказе по порядку (на предложение накладываются палочки).
3 неделя. Работа с графическим изображением предложения по карточкам.
4 неделя. Выкладывание знаков-карточек по количеству предложений в рассказе.
Ноябрь
1 неделя. Подсчет предложений в рассказе. Подсчет ведется «в темноте»: дети кладут голову на стол, закрывают глаза и поднимают нужное количество пальчиков.
2 неделя. Членение предложений на слова, определение их количества.
3 неделя. Игра «Живые слова». Дети подсчитывают слова в предложении, уясняют их по-
следовательность, отдельность написания.
4 неделя. Игра «Хор». Дети должны понять, что все слова в предложении стоят на своих местах и произносятся не одновременно, а по порядку.
Декабрь
1 неделя. Знакомство с графическим изображением слова.
2 неделя. Знакомство с графическим изображением предложения, определение порядкового места слова в нем. Работа проводится индивидуально и со всем классом.
3 неделя. Игры «Слова потерялись», «Слова заблудились».
4 неделя. Составление предложений по демонстрации и действию. Дифференциация понятий слово - предложение.
Январь
1 неделя. Составление предложений по теме «Новый год».
2 неделя. Добавление слов в предложение, чтобы оно стало длиннее. Применяется игра «Живые слова».
3 неделя. Распространение предложения с помощью вопросов.
4 неделя. Распространение предложений с помощью игры «Добавь слово». Знакомство с предлогом и его графическим изображением.
Февраль
1 неделя. Исправление деформированного предложения с помощью игры «Какое слово за-
блудилось?».
2 неделя. Освоение понятия о длине предложения, составление его графической записи.
3 неделя. Задавание вопросов к каждому слову в предложении по образцу.
4 неделя. Придумывание предложений по графической схеме.
Март
1 неделя. Придумывание предложений из двух-трех слов по картинке «Весна».
2 неделя. Восстановление деформированного предложения. Применяется игра с Незнайкой.
3 неделя. Составление предложений со сложными словами (ледоход, снегопад). Их графическая запись.
4 неделя. Составление сложноподчиненных предложений с союзами чтобы, потому что.
Апрель
1 неделя. Самостоятельное конструирование предложений по данному началу.
2 неделя. Соединение простых предложений в одно сложное с помощью союза а: Воробьи зимующие птицы, а ласточки перелетные птицы.
3 неделя. Составление предложений по иллюстративно-графической записи.
4 неделя. Распутывание предложений-небылиц «Путаница». Самостоятельное придумывание небылиц.
Май
1 неделя. Составление предложений с предлогом. Используется разная интонация.
2 неделя. Графическая запись предложений с предлогами.
3 неделя. Игры «Предлог в предложении», «Кто на чем поедет?».
4 неделя. Графический диктант.
Примерные конспекты занятий
Выделение предложения из речи
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Освоение понятия о предложении.

Обучение подсчету количества предложений в рассказе.

Заучивание предложений.

Дифференциация овощей и фруктов.

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Игрушки: Петрушка, куклы.
2. Фишки.
3. Предметные картинки.
4. Овощи, фрукты.
* * *
Организационный момент
Логопед. Сегодня я пришла в детский сад пораньше и привела Петрушку. Посмотрите, у него в конверте рассказ. Давайте прочитаем его.
Наступила осень. На полях убрали урожай. Птицы улетают на юг. Звери готовятся к зиме.
Дети, придумайте к этому рассказу название. (Вывешивает на доску картинки с изображением четырех времен года.) Выберите на доске картинку про осень.
Дети выполняют задание.
Понятие о предложении
Логопед. Ребята, Петрушка был сегодня в школе и узнал, что любой рассказ, сказка, да и просто наша речь - состоят из предложений.
Петрушка. Можно, я прочитаю первое предложение в рассказе? (Читает.) А сейчас второе и третье. (Читает.)
Логопед. Дети, а можно сосчитать, сколько предложений в рассказе? Давайте будем откладывать фишки на каждое предложение в рассказе.
Логопед читает рассказ еще раз, дети откладывают фишки, считают их.
Игра «Умный магнитофон»
Магнитофон изображают все дети группы.
Логопед. Скажите, ребята, а вы можете запомнить все предложения в рассказе? Покажем Петрушке, как мы умеем это делать. Поиграем в игру «Умный магнитофон». Первый раз вы «запишите» первое предложение, второй - второе и т.д. А потом я скажу: «Включай магнитофон», и каждый ряд по очереди повторит записанное предложение. А вместе получится рассказ про осень. Вот Петрушка удивится!
Дети выполняют задание.
Дифференциация овощей
и фруктов
Входят куклы с кузовками. Выкладывают на стол фрукты и овощи.
Логопед. Ребята, куклы ходили в сад и огород. На грядках они собирали овощи, а на деревьях - фрукты. Помогите им положить в один кузовок для куклы Огородницы - овощи, а для куклы Фруктонинки - фрукты.
Дети раскладывают по кузовкам овощи и фрукты, объясняют свой выбор.
Игра «Что купила бабушка
на базаре?»
Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Что купила бабушка на базаре?». Попробуйте отгадать мои загадки. Он на дереве растет. На вкус сладкий, сам круглый, красный. Что это за фрукт?
Дети. Яблоко.
Таким же образом отгадываются загадки про все овощи и фрукты.
Итог занятия
Логопед. Посмотрите, ребята, пока мы играли, Петрушка ушел и конверт унес. Что в нем было?
Дети. Рассказ.
Логопед. А из чего состоит рассказ?
Дети. Из предложений.
Логопед. Вы молодцы, все узнали и поняли. А завтра придумайте дома тоже маленький рассказ про овощи. Потом в садике мы посчитаем, сколько в нем предложений.
Знакомство с графическим
изображением предложения
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Придумывание рассказов по картинке.

Изображение предложения графически.

Запоминание предложения по порядку с помощью пиктограмм.

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Звуковые письма.
2. Карточки с графическим изображением предложения.
3. Банки с «соком».
4. Ручки, тетради.
* * *
Организационный момент
Логопед. Ребята, Буратино и Мальвина прислали нам сегодня звуковые письма. Давайте сначала послушаем письмо Буратино.
Буратино читает «деревянным» голосом, без интонационной оформленности предложений, без пауз между ними.
Хорошо осенью в саду. Спелые груши и яблоки так и просятся в рот. Быстро возьмем корзину и соберем фрукты. Мама будет рада урожаю.
Ребята, вы поняли, что написал Буратино?
Дети. Нет.
Логопед. А теперь послушайте, как прочитает это письмо Мальвина.
Звучит письмо Мальвины.
Почему мы хорошо поняли, что читала Мальвина? Правильно, она читала выразительно, отделяла одно предложение от другого. Можно сосчитать предложения в этом рассказе? Кто скажет, сколько их?
Дети. Четыре.
Графическое изображение предложения
Логопед. Ребята, я принесла вам сегодня карточки, на которых изображено предложение. (Раздает карточки.) Уголок - это большая буква в начале предложения, потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, а в конце - точка.
_______.
Сейчас я еще раз прочту рассказ Буратино и Мальвины, а вы на каждое предложение будете выкладывать свои карточки. Потом мы сосчитаем, сколько предложений в рассказе.
Дети выполняют задание.
Рисунки по теме предложений
Логопед. Чтобы лучше запомнить рассказ, мы на каждое предложение сделаем маленький рисунок, который потом поможет вам вспомнить его и вечером рассказать маме.
Дети на каждое предложение делают небольшую зарисовку по его содержанию.
А сейчас вспомним весь рассказ. Первый рисунок - сад, вспоминаем предложение: Хорошо осенью в саду. Второй рисунок - яблоки, груши, всё предложение: Спелые груши и яблоки так и просятся в рот. И т.д.
Составление рассказов
по картинкам
На столе лежат картинки. У каждого ребенка - своя.
Логопед. Дети, придумайте по своим картинкам рассказы. Выложите столько карточек-схем, сколько у вас в рассказе предложений. Задание каждый выполняет самостоятельно.
Далее логопед проверяет с детьми все рассказы. Один ребенок записывает графически предложения на доске.
Игра «Вкусный сок»
На столе находятся банки с разными «соками».
Логопед. Мама на зиму сварила вкусный сок из груш. Как можно назвать его по-другому? Какой сок?
Дети. Грушевый.
Логопед. А какой из яблок? Из слив? И т.д.
Дети отвечают на каждый вопрос.
Итог занятия
Логопед. Что за карточки лежат у вас на столе?
Дети. Это схемы предложения.
Логопед. А как вы догадались, что это предложение?
Дети. Оно начинается с большой буквы, а в конце у него стоит точка.
Ознакомление со словарным
составом предложения
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Закрепление знаний о том, что мысль выражается предложением, которое состоит из слов.

Ознакомление с предложением, состоящим из одного-двух слов.

Определение места каждого слова в предложении.

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Игрушки (самолет, лопатка, матрешка, ракета).
2. Кассы с графическим изображением предложения и слов.
3. Ручки, тетради.
* * *
Организационный момент
Логопед. Сегодня мы познакомимся со словарным составом предложения. (Показывает игрушечный самолет.) Каким словом можно назвать эту игрушку?
Дети. Самолет.
Логопед. Правильно, теперь скажите про самолет двумя словами.
Дети. Самолет летит. Самолет гудит. Самолет большой.
Логопед. У нас получилось предложение.
Составление коротких
предложений
Логопед. Сережа, скажи свое предложение про самолет.
Сережа. Самолет приземлился.
Логопед. Сколько в нем слов?
Сережа. Два слова.
Логопед. Назови первое слово, потом второе.
Ребенок называет слова.
Я сейчас возьму игрушку и скажу о ней предложение. (Берет лопатку.) Лопатка. Сколько в моем предложении слов?
Дети. Одно.
Логопед. Это длинное предложение или короткое? В нем много слов или мало?
Дети. Короткое, в нем одно слово.
Логопед. Сейчас я буду показывать игрушки, а вы придумывайте предложения с их названиями.
Дети придумывают предложения про матрешку, ракету, считают количество слов, называют первое, второе слова.
Игра «Живые слова»
Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова». Ты, Миша, будешь слово ракета. А ты, Даша, слово летит. Называйте свои слова, вначале Миша, потом Даша. Сколько слов в этом предложении? Какое первое?
Дети. В предложении два слова. Первое слово ракета.
Логопед. А второе?
Дети. Летит.
Графическая запись
предложения
Логопед. Видите, ребята, в предложении слова располагаются друг за другом. Я сейчас черточками запишу это предложение на доске. Каждая черточка будет означать слово, уголок - это большая буква, а в конце точка. Запишите предложение Ракета летит в тетрадях.
Дети выполняют задание.
У вас в кассах есть такие же карточки. Найдите, какая карточка означает первое слово (с уголком), а какая последнее (с точкой). Вы должны выложить предложение Матрешка стоит.
Дети выполняют задание.
Саша, а ты начерти на доске столько черточек, сколько слов в этом предложении.
Ребенок выполняет задание.
Молодец, Саша, ты записал предложение. Сколько в нем слов? Какое слово первое? Какое второе?
Дети отвечают на вопросы.
Итог занятия
Логопед. Ребята, вы сего-
дня узнали, что предложение состоит из слов, а слова располагаются друг за другом. Узнали, как записать предложение и составить его из карточек. Все вы были молодцами, все старались, и все у вас получилось!
Составление предложений
с заданными словами
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
§ Обучение составлению разнообразных предложений по заданию.
§ Закрепление умения графически записывать предложение, составлять предложения карточками.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Сюжетные картинки, игрушки.
2. Тетради, ручки.
3. Кассы с сигналами.
* * *
Организационный момент
Логопед. Сегодня мы с вами будем придумывать предложения. Я придумала предложение про кошку. Оно начинается со слова кошка. Ребята, а вы сможете отгадать мое предложение? (Вывешивает на доске картинки.)
Дети. Кошка мяукает. Кошка лакает молоко. Кошка поймала мышку.
Логопед. Молодцы, ребята, вы разные предложения придумали, а у меня было такое: Кошка играет. Давайте запишем его в тетрадях, а кто-нибудь напишет на доске.
Дети пишут в тетрадях. Один ребенок пишет на доске с комментариями.
Ребенок. Первое слово кошка, второе слово играет, в этом предложении два слова.
Основная часть
Логопед. Теперь, ребята, придумайте предложение со словом мальчик. Саша не будет говорить нам свое предложение, а мы постараемся отгадать его.
Дети. Мальчик играет. Мальчик купается в речке. Мальчик читает.
Логопед. Скажи, Саша, дети угадали твое предложение? Что ты придумал?
Саша. Не отгадали. Я придумал Мальчик учит уроки.
Логопед. Вот какое хорошее предложение сочинил Саша. Давайте сосчитаем, сколько в нем слов. На каждое слово нужно достать из кассы карточку и выложить предложение.
Дети (выкладывают предложение из карточек). В этом предложении три слова. Первое слово - мальчик, второе - учит, третье - уроки.
Логопед. Вы всё правильно сделали, ребята, молодцы.
А теперь придумайте предложение о курице.
Дети. Курица клюет зерно.
Логопед. О ком в этом предложении говорится?
Дети. О курице.
Логопед. Что говорится о курице?
Дети. Что она клюет зерно.
Логопед. Вот видите, ребята, в предложении предмет не только называется, но о нем говорится что-то новое, интересное. Из этого предложения мы узнаём о том, что курица клюет зерно. Послушайте еще: бабушка, внучка, любит. Я сказала предложение?
Дети. Нет.
Логопед. Правильно, это не предложение, а просто отдельные слова. Чтобы получилось предложение, слова надо правильно расставить, чтобы слова дружили. Маша, попробуй сказать предложение про бабушку.
Маша. Бабушка любит внучку.
Логопед. Очень хорошо, мы узнали, что бабушка любит внучку. А теперь Наташа придумает предложение про внучку.
Наташа. Внучка любит бабушку.
Итог занятия
Логопед. Итак, ребята, мы хорошо научились составлять предложения, правильно записывать их, выкладывать карточки. Что вам понравилось на занятии, а чье предложение запомнилось? Дома придумайте предложение о любимой игрушке.
Дети отвечают на вопросы.


1. «А что у нас?» (Союз а.) У мальчиков машинки, а у девочек куклы. Взрослые катаются на лыжах, а дети — на санках. Конфета сладкая, а лимон кислый. Помидоры красные, а огурцы зелёные.

(Детям предлагают сравнить предметы по вкусу, по цвету, сравнить материалы, из которого сделаны предметы; сравнить размеры: полотенце широкое, а лента узкая и др.)

2. «Объединим». (Союз и.)Обучающий произносит два простых предложения:

—Девочка играла в мяч. Мяч закатился под стол. Как лучше сказать вместе?

—Девочка играла в мяч, и он закатился под стол.

—Я погладила кошку, и она замурлыкала.

—Мама позвонила, и я разговаривал с ней по телефону.

3. «Почему?» (Союз потому что.)

—Почему осенью падают листья с деревьев?

—Потому что солнце мало греет, становится холодно.

—Почему нельзя дразнить собаку?

(На все вопросы отвечать следует полным ответом, с союзом потому что.)

4. «Как сказать иначе?» Шёл дождь, и я взял зонт. — Я взял зонт, потому что шёл дождь. Я захотел есть и стал накрывать на стол. — Я стал накрывать на стол, потому что захотел есть.

5. «Почему нельзя так делать?» Нельзя переходить дорогу на красный свет, потому что можно попасть под машину. Вопросы: Почему нельзя есть снег? Почему нельзя грубить старшим? Почему нельзя громко разговаривать?

6. «Исправь ошибку».

— Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Выпало много снега, потому что дети пошли кататься на санках.

7. «Почему он это сделал?»

—Перед обедом Вова помыл руки. Почему?

—Потому что перед едой надо всегда мыть руки.

—Катя убрала игрушки после игры. Почему?

—Потому что любит порядок.

—Дети разговаривают шёпотом. Почем)?

—Потому что кто-то болен или спит.

8. «Хочу, чтобы...» (Союз чтобы.)

Хочу, чтобы Саша поиграл со мной. Хочу, чтобы мама была всегда весёлая. Хочу, чтобы мне купили куклу Барби.

9. «Что тебе сказали?» (Союзы: чтобы, что; умение передать чужую речь с этими союзами.)

—Таня сказала, чтобы я дала ей посмотреть картинку.

—Мама сказала, что завтра мы пойдём в цирк.

10.«Если бы я был волшебником...». (Союз если, если бы; сослагательное наклонение.)

—Что бы ты сделал, если бы был волшебником?

—Если бы я был волшебником, то я бы полетел на ковре-самолёте... (Все ответы начинаются с союза если.)

11. «А что, если бы...»

—А что, если бы повар не приготовил обед?

—А что, если бы не было ни одной школы?

—А что, если бы не было деревьев?

12. «Что надо сделать?» (Союз чтобы.)

Детям показывают на картинке сломанный стул, непричёсанную куклу и др. —Чтобы садиться на такой стул, его надо отремонтировать.

—Чтобы отремонтировать стул, нужны молоток и гвозди или клей.

—Чтобы играть с этой куклой, её надо привести в порядок.

—Чтобы кукла была красивой, её надо умыть, причесать и т. д.

13. «Письма от Петрушки». (Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам.)

Ребёнок-почтальон раздаёт детям конверты с картинками от Петрушки. Дети по очереди вскрывают конверты и «читают письма». Обучающий должен помочь ребятам отвечать на наводящие вопросы сложными предложениями.

14. «Придумай начало и конец». (Составить рассказ по сюжетной картинке, придумать начало и конец.)

Образец рассказа: «Однажды в ясный солнечный день курочка встретила утку. Она пригласила её к себе в гости. Дома она предложила гостье стул, потом накрыла на стол: постелила скатерть, поставила горшок каши, положила ложки». (Это начало рассказа.)

Хорошо бы заранее отработать слова: предложила стул вместо ... сказала: «Садись на стул»; вместо ... сказала: «Пойдём ко мне в гости» — пригласила; вместо ... сказала: «Спасибо» — поблагодарила; вместо ... сказала: «До свидания» — попрощалась. (Это середина.)

Уточка поблагодарила курочку за вкусный обед, пригласила её к себе в гости и попрощалась. (Это конец рассказа.)

15. «Чем закончилась сказка?»

Сказка рассказывается не полностью. Конец к ней придумывают дети.

16. «Составь рассказ». Составление сообщений на темы.

а) Как я провёл выходной день.

б) Прогулка в парке, в лесу.

в) Мой двор, квартира, дом.

г) Моя семья.

д) Мои любимые друзья, игры, игрушки.

е) Что мне больше всего запомнилось в цирке, в зоопарке.

17. «Все картинки — в один рассказ».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Примерные темы на выбор.

а) Новогоднее путешествие Деда Мороза.

б) Собака.

в) Почтальон (и другие профессии).

г) Животные и птицы.

д) Экскурсия по городу, в магазин и т. д.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.