![]()
|
|||
Опрос. Разновидности опросов. опросы работников торговых предприятий;. опросы экспертов.Опрос Самый распространенный способ получения необходимой информации -опрос определенного круга людей, имеющих непосредственное отношение к исследуемой проблеме. Провести опрос - это означает выявить существующие позиции опрашиваемых по некоторому кругу вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме. Анкетирование: Для анкетирования разрабатывается специальный опросный бланк - анкета. В анкете одновременно с указанием вопросов, как правило, приводятся возможные ответы на них. Это позволяет опрашиваемым при минимуме затрат времени ответить на поставленные вопросы, а исследователю упростить процесс обработки собранной информации. Анкетные опросы проводятся как в устной, так и в письменной форме. При устном опросе исследователь обращается к опрашиваемому с устными вопросами (по тексту анкеты) и сам фиксирует ответы в бланке анкеты. При письменном опросе анкетный бланк вручается опрашиваемому и тот лично заполняет его. Вопросы анкеты должны быть понятными, следует употреблять простые, общеизвестные слова и краткие предложения. Вопросы должны быть точными, не допускающими двусмысленных толкований. Разновидности опросов В зависимости от того кем являются опрашиваемые лица, опросы классифицируют по следующим группам: ■ опросы потребителей; ■ опросы работников торговых предприятий; ■ опросы экспертов. По степени охвата опрашиваемых опросы делятся на: ■ сплошные, когда изучается мнение всех лиц данной совокупности; ■ выборочные, охватывающие только часть единиц данной совокупности. Опросы населения в большинстве случаев проводятся выборочно, так как организация сплошного опроса весьма трудоемка, а во многих случаях даже невозможна и нецелесообразна. По частоте проведения обследования бывают двух видов: ■ спорадические — опросы отдельных групп потребителей, проводящиеся в случае необходимости решения конкретной проблемы; ■ панельные - многократные опросы одной и той же группы лиц, В практике деятельности различных фирм чаще используются спорадические опросы, в то время как панельные, т. е, опросы специально подобранных лиц, повторяющиеся через определенные интервалы, проводятся значительно реже, хотя они наиболее ценны, так как позволяют проследить динамику происходящих процессов.
|
|||
|