Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. Лебедев-Любимов 36 страница



Глава 7. Психологические проблемы рекламной деятельности 355

жи, приемы, идеи, текст, графику, цвет и т. д. Причем, как показывают ис-\ следования, потребителями, имеющими потребность в товаре, лучше всего 1 осознается (воспринимается, запоминается и пр.) содержание рекламы и на­много хуже ее формально-динамические характеристики. Но элементы воз­действия на подсознание содержатся прежде всего именно в формально-ди­намических характеристиках рекламы.

7. Одна из основных задач психологии рекламы — оценка психологической эф­фективности рекламной деятельности. Понятие эффективности может быть рассмотрено с различных точек зрения. Так, экономисты, говоря об эффек­тивности, определяют, сколько денег нужно потратить на проведение рек­ламной кампании, сколько это даст прибыли и т. д. Оценка психологичес­кой эффективности рекламной деятельности должна включать степень воз­действия рекламы на потребителя, точность ее восприятия, длительность удержания в памяти полученной информации, возникновение желания при­обрести товар, а также уровень удовлетворенности рекламой и ее соци­альный эффект (отношение к ней общественности). То есть психология дол­жна оценивать рекламу как социокультурное явление.

8. Взаиморазвитие субъектов рекламной деятельности окажется успешным лишь только в том случае, если для этого процесса будут созданы необходи­мые внешние и внутренние условия. Например, процессы обмена информа­цией и ее переработки должны соответствовать природе и возможностям субъектов. Именно эти условия обеспечивают легкость понимания субъек­тами друг друга, необходимую степень усвоения и сохранения информации, а также тех действий, которые нужны для ее превращения в структурные со­ставляющие их внутреннего мира. Интеллектуально развиваясь, рекламист стимулирует развитие потребителя. В свою очередь, развиваясь, потребитель создает условия для интеллектуального и др. развития рекламиста. Поиск новизны требует усложнения способов привлечения и удержания внимания партнера, отрицания достигнутого и перехода ко все более интеллектуально сложным рекламным аргументам.

9. В отечественной социальной психологии было выработано представление об общении (коммуникации) как процессе, в котором может происходить не только обмен информацией, полезной для его субъектов, или воздействие одного субъекта на другого, но и процесс их взаимного развития и самораз­вития. Именно этим отличается диалог как высшая форма общения (ком­муникации) от обычных проявлений общения. Диалог — это этап и уровень развития рекламной коммуникации, характеризующийся возникновением условий, при которых субъекты рекламной деятельности способствуют раз­витию друг друга (интеллектуальному, этическому, эстетическому и пр.). То есть реклама, принимающая форму диалога, способна не только продавать, удовлетворяя потребности одних людей и обогащая других, но и вызывать социальные изменения, формировать ценности и социальные нормы. От того, каким будет это влияние, зависит будущее общества. Иными словами, про­блемы этики и воспитания так же имеют прямое отношение к психологии рекламы, как отрасли психологического знания.

Заключение

Психология рекламы, или психология рекламной деятельности как самостоятель­ное направление в науке возникла на рубеже XIX-XX веков. Она представляет со­бой отрасль научных знаний, которая постоянно развивается и совершенствуется в силу того, что изучаемый ею объект — рекламная деятельность — находится в по­стоянном движении, изменении и развитии.

Психология рекламной деятельности не может ограничиваться изучением толь­ко одной традиционной и хорошо всем известной коммерческой рекламы, с кото­рой каждый человек постоянно сталкивается сегодня в виде телевизионных рек­ламных роликов, щитов на улицах городов или объявлений в газетах и журналах.

Рекламная деятельность — это сложная система связей и отношений между людьми, которая включает в себя большое количество различных способов взаим­ного воздействия людей друг на друга. При этом рекламные воздействия не явля­ются однонаправленными и односторонними, а представляют собой многоуровне­вую противоречивую систему коммуникаций с широкой сетью всевозможных об­ратных связей. Поэтому о рекламной деятельности говорят сегодня как о системе рекламных коммуникаций.

В настоящее время многие психологи рассматривают рекламу (рекламную де­ятельность) как системное явление, которое включает в себя комплекс взаимовли-яющих друг на друга элементов. Элементы этой системы функционируют по од­ним и тем же психологическим законам на основе одних и тех же психологических механизмов. Поэтому психологи должны изучать их как некий целостный систем­ный объект. Его элементами являются не только традиционная реклама, но и са­мореклама, коммерческая и политическая пропаганда, «паблик рилейшнз», «сейлз промоушн», «директ-маркетинг» и др., а также личные продажи и всевозможные формы отношений, в основе которых лежат социальные сравнения, социальные оценки, мода.

В нашей стране изучение и преподавание новых направлений в психологичес­кой науке сегодня предполагает преодоление некоторых стереотипов, возникших в прошлом, когда идеи разрешались или не разрешались сверху. Именно эта сво­бода выбора обусловливает желание многих отечественных авторов определить предмет психологии рекламы только сферой предпринимательства, потребления и психологических воздействий, то есть по сути дела воспроизвести логику мыш­ления психологов рекламы первой половины XX века, когда потребитель рассмат­ривался как пассивный объект влияния и манипулирования.

В последние годы в нашей стране создано большое количество факультетов и кафедр рекламы, где изучают психологию. Психологические вузы также вводят специальности «психология рекламы», «психология маркетинга», «психология «паблик рилейшнз» и другие. Образование питается наукой, поэтому чрезмерное разнообразие подходов к дисциплине, изучающей рекламную деятельность, может послужить источником разногласий среди преподавателей психологии рекламы.

Глава 7. Психологические проблемы рекламной деятельности 357

Сегодня для преподавателей спецкурса «Психология рекламы» нет единого учебного стандарта. Каждый преподаватель строит свой курс самостоятельно, пе­редает знания в той последовательности и в том объеме, которые считает необхо­димыми. Поэтому иногда психологию рекламы отождествляют с суггестией, а иногда рассматривают ее в рамках системы маркетинговых коммуникаций. Мы считаем, что психология рекламы как отрасль науки должна состоять как минимум из трех разделов:

1. «Человек и рекламная деятельность».

2. «Рекламная деятельность как система коммуникаций».

3. «Психологические проблемы рекламной деятельности с точки зрения куль­туры и общества».

С точки зрения психологии реклама и самореклама человека являются источ­ником его развития как личности. В форме всевозможных самопрезентаций само­реклама обнаруживается у животных и даже у древних предков современного че­ловека. Поэтому рекламную деятельность психология сегодня уже не может рас­сматривать лишь как вид или этап бизнеса, как элемент маркетинга, как сугубо экономическое явление, связанное только с конкуренцией и рыночным производ­ством. Рекламная деятельность — это один из важнейших механизмов развития личности и одновременно — источник, механизм развития национальной культу­ры общества. Это сложная социальная функция, которая возникает при определен­ных условиях в силу многочисленных социальных мотивов и потребностей, в силу ориентации людей на социальные оценки друг друга.

Рекламная деятельность — противоречивое явление, а значит, способное к из­менению и развитию. В процессе развития общества она неизбежно будет при­нимать все более сложные и специфические формы. От позиции общества по от­ношению к рекламе зависит не только ее будущее, но и будущее самого общества, будущее национальной культуры. При правильном понимании психологической сущности данного феномена рекламная деятельность может принимать свою наивысшую форму — взаиморазвивающего диалога. Эти тенденции рекламы дол­жны рассматриваться психологами в рамках обобщающего «адвертологическо-го» подхода.

Литература

Адлер А. Понять природу человека. / Пер. с нем. — СПб.: Академический проект, 1997.

Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. — СПб.: Питер, 2000.

Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Труды Госуд. Ин-та мозга им. В. М. Бехтерева. Т. IV. - М.-Л., 1935.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания // Советская педагогика — 1965, № 1.

Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: МГУ, 1988.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / Пер. с англ. / Общ. ред. В. С. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 1998.

Ассэлъ Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 1999.

Бадалов Д. С, Кисмерешкин В. Г. Регулирование рекламной деятельности. — М.: Рекламный совет России, 2000.

Батра Р., Майерс Дж., АакерД. Рекламный менеджмент. / Пер. с англ. 5-е изд. — М., СПб., К.: Издательский дом «Вильяме», 1999.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.

Бирюков Б. В., Зарипов Р. X., Плотников С. Я. Исследование социокибернетических аспектов культуры (вступительная статья) // Моль. А. Социодинамика куль­туры. / Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1973.

Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.

Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М.: 1997.

Богораз В. Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии // Этно­графическое обозрение. 1910. № 1-2.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

Бородина В. Самореклама: мода и традиции. — М.: РИП — холдинг, 2000.

Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Бронников И. Н. Развитие осознания поступков у дошкольников // Новые иссле­дования в педагогических науках. Вып. IV. — М.: 1965.

Брушлинский А. В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981.

Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — Минск: Универси­тетское, 1990.

Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Институт прак­тической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1996.

Литература 359

Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. — М.: МГУ, 1982.

Вершин А. Русская реклама. — СПб., 1898.

Викентъев И. Л. Приемы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов. 14 практических приложений и 200 примеров. — Новосибирск: ЦЭРИС, 1993.

Викентъев И. Л. Приемы рекламы и public relations. — СПб.: ТРИЗ-ШАНСД995.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды. / Пер. с польск. — М.: Про­гресс, 1981.

Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. — М.; Л.: АН СССР, 1949.

Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. / Пер. с англ. — М.: Мир, 1968.

ВундтВ. Очерки психологии. — М.: Космос, 1912.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А. Н. Леонтьева. — М.: АПН РСФСР, 1956.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. / Общ. ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983.

Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986.

Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. — 1958. № 3.

Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: Изд-во Ленинградского уни­верситета, 1984.

Гарифуллин Р. Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция: психология обмана, манипуляций, кодирования. — Казань, Изд-во Книга и Ко, 1997.

Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. — М., 1994.

Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Голядкин Н. Творческая телереклама (из американского опыта). Учебное пособие. — М.: НИАНО Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998.

Гордякова О. В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе // Психологи­ческий журнал. 2000. № 4.

Трошев И. В. Полоролевые стереотипы и тендерная невербальная коммуникация в зеркале рекламы // Вестник Тамбовского государственного технического уни­верситета. 1998. Том 4. № 4.

ДейянА. Реклама. / Пер. с франц. / Общ. ред. B.C. Загашвили. — М.: АО Издатель­ская группа «Прогресс», 1993.

Дейян А., Анни и Лоик Троадек. Стимулирование сбыта и реклама на местах прода­жи. / Пер. с франц. / Общ. ред. В. С. Загашвили. — М.: АО Издательская группа «Прогресс», Универс, 1994.

Джидарьян И. А. Психология общения и развития личности // Психология фор­мирования и развития личности. — М.: Наука, 1981.

360 Психология рекламы

Дикая Л. Г. Системная детерминация саморегуляции психического состояния че­ловека // Труды института психологии РАН. — М.: ИП РАН, 1997. Т. 2.

Донцов А. И. Психология коллектива. (Методологические проблемы исследова­ния). - М.: МГУ, 1984.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, МГУ, 1997.

Дэвид Г. Метод парных сравнений. / Пер. с англ. / Общ ред. Ю. Адлера. — М.: Ста­тистика, 1978.

Евстафьев В. А., Ясонов В. Н. Введение в медиапланирование. Учебное пособие для начинающих медиапланеров. — М.: РИП — холдинг, 1998.

Журавлев А. Л., Таранов Е. В. Социально-психологические основы опосредствован­ных методов руководства // Психологические механизмы регуляции социаль­ного поведения. — М.: Наука, 1979.

Журавлев А. Л. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изме­нений в обществе // Труды Института психологии РАН. — М.: ИП РАН, 1997. Т. 2.

Журавлев А. Л. Современные социально-психологические проблемы предприни­мательства и руководства // Социально-психологические исследования руко­водства и предпринимательства. Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. — М.: ИП РАН, 1999.

Журавлев А. Л., Купрейчеко А. Б. Отношение современных российских предпри­нимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. - М.: ИП РАН, 1999.

Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организацион­но-экономических изменений / Дисс. в виде научного доклада на соискание уч. степени д. п. н. — М.: 1999.

Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. — М.: ДатаСтром, 1992.

ЗейгарникБ. В. Личность и патология деятельности. — М.: МГУ, 1971.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2000.

Зинченко В. П., Назаров А. И. Когнитивная психология в контексте психологии (вступительная статья) // Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996.

Знаков В. В. Психология понимания правды. — СПб.: Алетейя, 1999. Иванченко Г. В. Реальность паблик рилейшнз. — М.: Смысл, 1999. Изард К. Психология эмоций. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

Карпинская О. Как ваше слово отзовется? / Рекламный мир. 1996. № 8 (47).

Касавин И. Т. Этот тайный странный мир. Размышления о магии, ее природе и судь­бе // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Перевод / Сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. — М.: Республика, 1994.

Литература 361

Кёниг Т. Психология рекламы: ее современное состояние и практическое значение. / Пер. с нем. — М.: Современные проблемы, 1925.

Клике Ф. Пробуждающееся мышление. История развития человеческого интеллек­та. / Пер. с нем. — Киев: Вища школа, 1985.

Коломинский Н. Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношени­ях. — Канд. дисс. Минск, 1972.

Кон И.С. Открытие Я. — М.: Политиздат, 1978.

Конецкая. В. П. Социология коммуникации. Учебник. — М.: Международный уни­верситет бизнеса и управления,1997.

Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Чудо воображения. — Новосибирск: Наука, 1975.

Котлер Ф. Управление маркетингом. / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1980.

Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. — М.: Бизнес-книга, ИМА — Кросс. Плюс, 1995.

Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. / Пер. с англ. — 2-е европ. изд. — М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильяме», 1999.

Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. — СПб.: Питер, 2000.

Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Академический проект, 2000.

Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. — М.: Центр, 1996.

Крылов И. В. Маркетинг. — М.: Центр, 1998.

Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митъкин А. А. Психология восприятия и искусство пла­ката. — М.: Плакат, 1987.

Кучинский Г. М. Диалог и мышление. — Минск: БГУ, 1983.

ЛавринА. П. Хроники Харона. — М.: Московский рабочий, 1993.

Лайнбарджер П. Психологическая война. — М.: Политиздат, 1962.

Лебедев А. Н. Исследование динамики эмоционального отношения российского потребителя к рекламе // Вопросы психологии. 1996 а. №4.

Лебедев А. Н. Психология российской рекламы: а нужен ли рекламисту потреби­тель? // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996 а. №1.

Лебедев А. Н. Зигзаг удачи или точные технологии?(Психологическая экспертиза наружной рекламы: проблемы и методы) // Рекламный мир. 1996 в. №8.

Лебедев А. Н. Наружная реклама: экспериментально-психологический подход к оценке эффективности // Наружная реклама России. 1997 а. № 9-10.

Лебедев А. Н. Опыт психологической экспертизы наружной рекламы // Реклама и жизнь. 1997 6. №1.

Лебедев А. Н. Социально-психологические характеристики рекламно-информаци­онного пространства супермаркета // Социально-психологические исследова­ния руководства и предпринимательства / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шо-рохова. - М.: ИП РАН, 1999.

362 Психология рекламы

Лебедев А. Н. Психология рекламы // Психология. Учебник для экономических вузов / Общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000 а.

Лебедев А. Н. Две методологические традиции в организации научно-практических исследований и разработок в психологии рекламы // Психологический журнал. 2000 б. Т. 21. №4.

Лебедев А. Н. Психологические основы адвертологии // Социальная психология: практика, теория, эксперимент, практика / Под ред. В. В. Козлова. — Ярославль: 2000 в. Т. 2.

Лебедев А. Н. Психология рекламной деятельности с точки зрения системного под­хода// Современная психология: состояние и перспективы. Тезисы докладов / Отв. ред. А. В. Брушлинский, А. Л. Журавлев. - М.: ИП РАН, 2002. Т. 2.

Лебедев А. Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рек­ламе. — М: Издательский центр «Академия», 1995.

Лебедев АЛ., Арацкая Н. Интерьер торговых залов как способ воздействия на при­нятие решения о покупке // Реклама, 2000 г. № 3.

Лебои Г. Психология масс // Психология масс. Хрестоматия. — Самара: Издатель­ский Дом «Бахрах», 1998.

Леви-Стросс К. Колдун и его магия // Природа. 1974. № 8.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.

Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. — М.: Мир, 1974.

Лобок А. М. Миф как основание детского мышления // Мир психологии. 1998. № 3 (15). — Москва-Воронеж: Изд-во московский психолого-социальный ин­ститут НПО МОДЭК, 1998.

Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: На­ука, 1984.

Любищев А. А. Генетика и этика // Химия и жизнь. 1991. №6.

Люшер М. Цвет вашего характера. / Пер. с англ. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, Вече, 1997.

МайерсД. Социальная психология. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1996.

Макиавелли Н. Государь. / Пер. с ит. — М.: Планета, 1990.

МаккейД. Кутузовский проспект, 2001. №7 (22).

Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. / Пер. с англ. — М.: Мир, 1988.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. / Пер. с англ. — М.: Рефл-бук, 1998.

Мануйлов М. А. Психология рекламы. — М.: ГТИ, 1925.

МаслоуА. Г. Мотивация и личность. / Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 1999.

Матвеев В. Ф. Учебное пособие по психиатрии. — М.: Медицина, 1975.

Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Молчанова Ю. В. Психология телевизионной ком­муникации. — М: Учебно-методический коллектор «ПСИХОЛОГИЯ», 2000.

Литература 363

Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — СПб., Изд-во С- Петербургского унив., 1996.

Менегетти А. Система и личность // Психология бизнеса. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1998.

Митъкин А. А. Системный подход и психология развития: формы и уровни взаи­модействия // Труды Института психологии РАН. — М.: ИП РАН, 1997. Т. 2.

Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. / Пер. с франц. — М.: Мир, 1966.

Моль А. Социодинамика культуры. / Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1973.

Морозов Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни (с основами меди­цинской психологии). Изд. 5-е. — М.: Медицина, 1976.

Московичи С. Машина, творящая богов. / Пер. с франц. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

Музыкант В. Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. — М.: Право и Закон, 1996.

Музыкант В, Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 1,2. Монография. — М.: Евразийский регион, 1998.

Мухина В. С. Детская психология. Учеб. для студентов пед. ин-тов / Общ. ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985.

Мюнстерберг Г. Основы психотехники. 4.1. — СПб.: П.Э.Т., 1996.

Мясищев В. Н. Работоспособность и болезни личности. — Невропатология, психи­атрия, психиатрия и психогигиена, 1935, t.IV. Вып. 9-10.

Немое Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности кол­лектива. — М.: Педагогика, 1984.

Паккард В. Скрытые увещеватели (дайджест) // Хромов Л.Н. Рекламная деятель­ность: искусство, теория, практика. — Петрозаводск: Фолиум, 1994.

Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. Практическое ру­ководство. — М.: Институт психотерапии, 2000.

Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: Ин­формационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.

Перминов В. Я. Проблема причинности в философии и естествознании. — М.: МГУ, 1979.

Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Учеб. пособие. — Смоленск: СГУ, 1997.

Петровский В. А. К психологии активности личности / Вопросы психологии. 1975. №3.

Плеханов Г. В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь. — М.: Изд-во художественной литературы, 1956.

Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1999.

Почепцов Г. Г. Психологические войны. — М.: Релф-бук, К.: Ваклер, 2000.

Пронина Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы. — М.: РИП — холдинг, 2000.

364 Психология рекламы

Пряжников Н. С. S=\$, или личность в эпоху продажности. Учебно-методическое пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.

Ревуненкова Е. В. Народы Малайзии и Западной Индонезии. — М.: Наука, 1980.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс, 1979.

Ривз Р. Реальность в рекламе (дайджест) // Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. — Петрозаводск: Фолиум, 1994.

Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. / Пер. с фр. — М.: Прогресс, 1988.

Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. — М.: МГУ, 1982.

Рожков И. Я. Реклама: планка для «профи». — М.: Юрайт, 1997.

Роматп Е. Реклама в системе маркетинга. Учеб. пособие. — Харьков: Харьк. гос. ака­демия технол. и орг. питания, 1995.

Росс Л., Нисбеттп Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. / Общ. ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 1999.

Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. / Пер.с англ. / Общ. ред. Л. А. Волковой - СПб.: Питер, 2000.

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: АН СССР, 1958.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. — М.: Педагогика, 1989.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1998.

Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подрост­ков. - М., 1972.

Селъченок К. В. Создание рекламного образа (имиджпроектирование) // Психоло­гия бизнеса: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1998.

Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников / / Ученические записки тамбовского педагогического института. Вып. 10, 1956.

Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Пси­хология влияния. Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2000.

Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональ-ные аспекты. — М.: Наука, 1975.

Слободяник А. П. Психотерапия, внушение, гипноз. 4-е изд., испр. и доп. — Киев: Здоро'я, 1983.

Слюсаревский Н. Н., Карамушка Л. Н., Федоришин А. Б. Слово. Рисунок. Цвет: Психологический анализ наглядных средств политической агитации. — К.: AT «Реклама», 1995.

Смирнова Е. Э. О методах измерения некоторых эффектов восприятия человече­ского лица // Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Л., 1972.

Солсо Р. Л. Когнитивная психология. / Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996.

Спаркс М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.

Литература 365

Стопин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. / Пер. с англ.

/ Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1989. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М.: Изд-во политической литературы, 1989. Тартп Ч. Состояния сознания // Магический кристалл: Магия глазами ученых и

чародеев. / Перевод / Сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. — М.: Республика, 1994. Тезисы материалов Первой Всероссийской конференции «Психология в рекламе».

- М.: ИП РАН, 1996. Технология «25-го кадра» и другие методы инструментального воздействия на мозг

человека. / Общ. ред. А. Н. Лебедева — М.: ПАРИ, 2000.

Толстпова Ю. Н. Измерение в социологии: курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1998. Тоффлер Б. Э., Имбер Дж. Словарь маркетинговых терминов. — М.: ИНФРА-М,

2000. Узнадзе Д. Н. Теория установки / Общ. ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. — М.:

Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. Ушакова Т. Н. Системный подход и дискурсивная психология // Труды Института

психологии РАН. - М.: ИП РАН, 1997. Т. 2.

Уэллс У., Вернет Дж., Mopuapmu С. Реклама: принципы и практика. — СПб.: Пи­тер, 1999.

Федеральный закон о рекламе. — М.: Кросна-Лекс, 1997. Феофанов О. А. США: реклама и общество. — М.: Мысль, 1974. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. — СПб.: Питер, 2000. Фегеле 3. Директ-маркетинг. 99 практических советов, как найти потребителя. /

Пер. с нем. — М.: АО «Интерэксперт», 1998.

Филонов Л. Б. Интерес к собственной личности и регуляции человеком своего по­ведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. —

М.: Наука, 1979.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1989. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Психология масс.

Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. Фридлендер К. Т. Путь к покупателю (теория и практика рекламного дела) / Пер. с

нем. - М.-Л.: ВСНХ ЦУП СССР, 1926.

Харузина В. Н. Примитивные формы драматического искусства // Этнография. 1928. №1.

Хайн Т. Все об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных ба­нок и тюбиков. / Пер. с англ. — СПб.: Азбука-Терра, 1997.

Хащенко В. А., Шибанова Е. С. Представления о богатом и бедном человеке в совре­менном российском обществе // Современная психология: состояние и перс­пективы. Тезисы докладов / Отв. ред. А. В. Брушлинский, А. Л. Журавлев. — М.:ИПРАН,2002.Т.2.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем. /Под ред. Б. М. Велич-ковского. — М.: Педагогика, 1986.

366 Психология рекламы

Хеллер С, Стил Т. Л. Монстры и волшебные палочки. / Пер. с англ. — К.: Тест, 1995.

Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Настольная книга делового человека — менеджера и бизнесмена. — Петрозаводск: АО «Фо-лиум», 1994.

Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Питер Ком, 1999.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.