Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция №3.



Лекция №3.

С точки зрения иудеев Тора – это слово Бога, посредством которого он творит и поддерживает мир, это Бог в его самораскрытии.

Возникновение иудаизма датируют примерно XIIIв. До н.э ., когда заселившие Палестину древнееврейские племена объединились вокруг культа бога Яхве.

Талмудический период (II в н.э. – V в н.э.)

- преобразование иудаизма в связи с разрушением храма и окончательной утратой государственности

- богослужение в храме заменено молитвенными собраниями в синогогах под руководством учителей религиозного закона (раввинов) вместо жрецов.

- к VI в был создан Талмуд

Иудаизм периода Второго храма (VI в до н.э. – II в н.э.)

- возвращение иудеев из Вавилона в Иерусалим в 516 году до н.э. и строительство Второго храма

- завоевание А. Македонским 332 год до н.э., евреи под властью эллинистических государств, частичная эллинизация культуры

- римский протекторат 6-66 г.н.э.

- антиримская война 66-70 г.н.э., разрушение Второго храма в 70 г.н.э.

- антиримское восстание под предводительством Симона Бар-Кохбы в 131-136 гг.н.э., закончившееся поражением

Раввинистический период (VI-XVIII в.н.э.)

- дальнейшая разработка учения была предложена рабби (раввинами) – религиозными учителями и руководителями иудейских общин

- тяжелое положение евреев в средневековой христианской Европе. Их обособленное существование, нежелание и невозможность интеграции в принимающие культуры. Кровавые наветы, гонения, жизнь в гетто

- X-XI в развитие рационалистической еврейской философии

- XI-XVI в развитие мистических движений в иудаизме, связанное с потребностью живого личного религиозного опыта взамен знания о Боге. Каббалисты стремились выявить потаеный смысл Торы.

Современный период (с сер.XVIII в по настоящее время)

- середина XVIII в – возникновение идеологии Хаскалы – движения, которое выступало за принятие евреями ценностей Просвещения включение евреев Европы в светскую жизнь и реформирование иудаизма

- XIX в начало интеграции евреев в современную культуру

- XIX-XX в возникают новые течения в рамках иудаизма (ортодоксальный иудаизм: продолжает классическую форму еврейской религии и считает обязательным соблюдение еврейского закона в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуте, реформистский иудаизм: возник на основе идей рационализма и изменения системы заповедей – сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей, консервативный иудаизм: возник как ответ на слишком либеральные позиции реформистского иудаизма и попытка найти компромисс между традиционным вероучением и либеральным)

Основные религиозно философские идеи иудаизма:

1) Идея творения – мир имеет начало во времени и сотворен извечно существующим Богом «из ничего» в акте свободного воления.

Иудаизм утверждает идею трансцендентности Бога. Вместе с тем признается также и имманентное (внутреннее) присутствие Бога в мире. Традиционные направления иудаизма признают, что Бог присутствует в мире в виде его воли.

Мидраш «Берешит Рабба» /описание процесса воздействия человеческих поступков на Шхину (божественное присутствие)/.

Для обеспечения пребывания Шхины в материальном мире был необходим особый тип человеческого поведения – исполнение всех предписаний Торы, касающихся человеческих поступков.

С точки зрения талмудического иудаизма исполнение требований Бога, предъявляемой еврейскому народу, воздействует на божество, побуждая его к благосклонности и милосердию, т.е. пребыванию Шхины с народом Израиля. С точки зрения еврейской мистики, которая дополняет талмудическое понимание, исполнение мицвот не просто побуждает Бога поддерживать благоденствие народа, но и «усиливает» его, ведет к поддержанию установленного Богом миропорядка.

Исполнение мицвот – основной способ приближения человека к Богу, и вместе с тем способ поддержания и усовершенствования нашего мира. Конечная цель человека – не просто преображение самого себя, но и мира в целом.

Мидраш «Берешит Рабба» /описание сотворения человека/ Тогда Бог сказал: «Сотворим человека по подобию нашему и да будет это творение не только продуктом земли, но также одаренным небесными, духовными элементами, которые даруют ему разум, интеллект, понимание». Человек, достигающий богоподобия, святости, посредством исполнения мицвот тем самым способствует мировой гармонии, помогает мира стать более совершенным.

Символ веры иудаизма: Молитва «Шма Ицраэль» («Слушай Израиль»). Здесь декларируется единственность Бога, любовь к нему и верность его заповедям.

Этика иудаизма.

Любовь к человеку содержит в себе и любовь к Богу, чей образ он в себе несет. Таким образом, этические требования получают религиозное обоснование, которое подтверждает и усиливает необходимость их исполнения.

Богосообразность человека дает двойное обоснование необходимости нравственного совершенствования. С точки зрения современного иудаизма, задача человека, возложенная на него Богом, заключается в постоянном стремлении к личному нравственному совершенству.

Все люди несут в себе образ Бога, все люди созданы Богом и достойны любви и сострадания, независимо от социального происхождения, национальности и вероисповедания.

Согласно Торе обязанности человека перед окружающим миром предполагают распространение милосердия и заботы и на животный мир. Закон милосердия касаются также и растительного мира.

Иудаизм и медицина.

Ценность человеческой жизни – одно из основополагающих положений, имеющее огромное значение для иудаизма в целом, и для медицины, связанной с иудейской традицией в частности.

Пикуах Нефеш («спасение души») – принцип, который гласит, что ради спасения человеческой души или ее продления хотя бы на короткое время возможно нарушения практически всех запрещающих заповедей Торы.

Поскольку каждый человек создан по образу Бога, его жизнь должна уважаться в любом варианте, даже в физически слабых и уродливых детях.

Иудаизм не рассматривает тело человека как что-то неизменное и нечистое. И божественная душа, и тело считаются данными Богом, сотворенными им во благо человека. Иудаизм провозглашает в качестве галахического правила, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье, о своем организме, беречь его. С точки зрения иудаизма физическое здоровье требует заботы не только о теле, но и о душе.

Талмудическая традиция полагает, что здоровье является как бы наградой за человеческую праведность и преданность Богу. Мистическая традиция, пытаясь объяснить взаимосвязь между исполнением мицвот и здоровьем человеческого тела учит, что каждая заповедь соответствует определенной части тела.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.