Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция №2.



Лекция №2.

Примерно в I тыс. до н.э. нравственность как таковая не является объектом обсуждения, размышления, рефлексии. Существуют моральные наставления, но еще нет этического дискуса.

Период времени с VIII в до н.э. по II в до н.э. называется «осевым временем» истории человечества.

Разрушается мифологическое сознание, в котором человек считает себя продолжением природы и коллектива.

Не только окружающий мир, но и самого себя, свои поступки, человек делает предметом наблюдения, размышления, самооценки, что дает импульс для дальнейшего внутреннего развития, самосовершенствования.

Это приводит к возникновению этических учений, которые формируются с одной стороны в рамках новых более развитых форм религии, с другой стороны, этический дискурс развивается в рамках древнегреческой философии, которая была не связана с традиционной религией.

Золотое правило нравственности: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой».

Золотое правило обращено к конкретному человеку, выступающему в качестве субъекта действия, и предлагает ему руководствоваться своими собственными представлениями о хорошем и плохом. Соответственно речь идет уже о личном, осознанном выборе правильного действия, а не о следовании обычаю.

Основателем буддизма считается царевич Сидхарта Гуатама. Южнопалийская традиция считает, что нирвана Будды произошла в 544 г. До н.э.

4 благородные истины буддизма:

1) О страдании

2) О причине страдания

3) Об освобождении от страдания

4) О пути, ведущему к освобождению

 

1. Первая истина гласит, что «все есть страдание». Страдание – фундаментальная характеристика бытия и оно бесконечно так же как и сам мир.

Сансара – бесконечное чередование смертей и рождений.

Карма – закон, регулирующий положение живых существ в сансаре.

2. Причина страдания – желания, влечения, привязанности.

Стремление к удовольствию лишает человека спокойствия и отсутствие удовольствия воспринимается как страдание. Привязанность к кому-нибудь или чему-нибудь вызывает страдание, когда человек лишается объекта привязанности.

3. Третья истина гласит, что человек способен достигнуть освобождения от страданий, то есть состояния нирваны.

Основной характеристикой нирваны является нестрадание, и в этом смысле блаженство.

Паринирвана – окончательная нирвана, которая достигается после физической смерти человека, достигшего полного просветления и подразумевающая выход за пределы сансары.

«Нирвана с остатком» - состояние освобождения от страданий, которое может быть достигнуто уже при этой жизни.

4. Существует путь, ведущий к нирване – благородный восьмеричный путь, включающий в себя три этапа.

А) этап мудрости

Б) этап соблюдения норм морали

В) этап сосредоточения

Основные направления буддизма:

Хинаяна – «Малая Колесница». Распространена в странах к югу и юго-востоку от Индии. Идеалом считается «архат» (достойный). Это святой, монах, достигший нирваны. Будда – это просветлённая личность, являющаяся идеалом и объектом почитания.

Махаяна – «Великая Колесница». Северный буддизм. Идеалом считается «бодхисаттва» (пробужденный), достигший просветления, но отказавшийся от вступления в нирвану ради спасения всех живых существ. Будда – это абсолют, истинная реальность, абсолютное чистое сознание.

Буддийская антропология.

Специфика буддийских представлений и человеке вытекает из доктрины анатмана и состоит в отрицании ценности индивидуального человеческого «я», личности. Для буддизма характерно стремление отрешиться от собственного «я».

Атман – одно из главных понятий философии индуизма. Это истинное чистое «я», являющееся основой психической жизни человека. Буддизм отрицаем существование атмана, как вечной неизменной души, которая перемещалась бы из тела в тело.

Христианство: «Когда душа соединяется с Богом, она не растворяется в нем, а сохраняет свою уникальность».

Буддизм: «Абсолют носит безличностный характер, и соединение с ним может представлять из себя лишь слияние индивидуального сознания с абсолютным, растворение в нем, предполагающее разотождествление собственного «я»».

Буддизм характеризуется верой в человека.

Христианство: «Бог создал по своему образу и подобию и, тем самым, выделил его из всего творения, возвысил над природой».

Буддизм: «Все живые существа несут в себе зачаток сознания, являются каждый на своем уровне воплощением абсолютного сознания, содержат в себе будду.»

Основой буддийской этики является сострадание. Главный принцип – «не преумножай страдания в этом мире».

Пять базовых этических наставлений буддизма

1. «Принцип ненасилия»

2. Не брать того, что не является твоим

3. Избегать неправильного сексуального поведения

4. Избегать неправдивой речи

5. Отказаться от алкоголя и наркотиков, которые затуманивают разум.

Христианство: «Процесс нравственного совершенствования человека на пути его приближения к Богу – это богоуподобление».

Буддизм: «Нравственное совершенствование ведет к стиранию личности».

Этические традиции врачевания в буддизме.

В Тибете считается, что искусство исцеления пришло от Будды Медицины. Через него это учение воплотилось в «Четыре Медицинские Тантары», основу тибетской медицины.

В основе тибетской медицины лежат представления о том, что физические недуги как правило являются следствием духовных недугов, и укрепление здоровья связывается с совершенствованием духовной сферы. Представления о высоком нравственном значении деятельности, направленной на облегчение страданий, формировали отношение к врачебному искусству не только как к средству достижения высокого социального и материального положения, но прежде  всего как к бескорыстной помощи всем больным и страдающим.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.