Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юнг К.Гюстав 23 страница



 

  

 

00.htm - glava46

ПУТЬ К ЦЕНТРУ

 

Мы рассмотрели проявление корневых архетипов психики, которое носит во многом природный характер. Инстинкт самосохранения обнаруживает себя в формировании Персоны и Тени, стремление к партнеру - в образах Анимы и Анимуса, а прошлая детская зависимость от родителей вызывает в памяти архетипы Мудрого Старца и Великой Матери. Теперь перейдем к наиболее человеческой потребности найти себя и определить пространство вокруг себя, которую у Юнга выражает образ Самости и связанный с ним геометрический мандальный символизм.

 

 

 

Понятие Самости у Юнга состоит, с одной стороны, из знания своей уникальной природы, а с другой - от близких взаимоотношений со всей жизнью: не только человеческой, но растительной и животной и даже с неорганической материей и космосом. Оно приносит чувство единства и примирения с жизнью, которая теперь воспринимается такой, как она есть, а не такой, как она должна быть: "Это как если бы руководство жизни исходило из одного невидимого центра... и в этом освобождение от всякого принуждения и невозможной ответственности, что оно является неизбежным результатом прикосновения к мистическому".

 

 

 

 

 

==341

 

 

 

 

 

Восприятие центра Самости архетипично и отражается в снах и фантазиях во множестве разных образов, которые могут быть названы архетипами Себя. Новый образ Себя может появиться во сне как животное или из яйца, как фигура гермафродита (очевидный символ полноты) или как "сокровище, которого трудно достичь". В последнем случае это часто драгоценность (бриллиант или жемчужина), цветок или золотой шар. Частый символ Самобытности - ребенок, иногда божественный, иногда обычный и даже оборванец. В мифах и фольклоре часто появляется мотив ребенка, и особый акцент на этом образе ставится в религиях, особенно в христианстве.

 

 

 

Юнг подчеркивает, что неуловимый центр Самости, как и любой архетип, нельзя описать чисто рационально: "Если бессознательное говорит о Солнце и отождествляет с ним льва, короля, золотой меч, охраняемый драконом, или энергию, которая дает жизнь и здоровье человеку, это ни то и ни другое, но нечто неизвестное, которое находит более-менее адекватное выражение во всем этом и - к вечной досаде интеллекта - остается неизвестным и не укладывается ни в ка~ю формулу"".

 

 

 

Искомый центр индивидуальности астрологически действительно связан с архетипом Солнца, оформление которого исторически обусловлено утверждением автономии человека по отношению к обществу, его самостоятельности, откуда и название этого центра у Юнга - Самость. Солнце, в астрологии соотносимое с сердцем человека, символизирует другой способ организации личности, чем Юпитер (или Персона): зависящий не от социального воспитания, но от личного психофизиологического восприятия реальности.

 

 

 

Образ же ребенка обозначает переход к меркурианскому архетипу исторически обозначающему дальнейшее развитие личности, когда самобытной становится не только индивидуальность, но и ее мысль. Развивая в себе независимость и настаивая на ней, ребенок шалит, нарушая запреты взрослых, чтобы выработать собственную интеллектуальную позицию, - поэтому одна из последних стадий алхимического процесса называется игрой. Здесь образ ребенка смыкается с архетипом Трюкача-Трикстера в том ракурсе, который

 

 

 

 

 

==342

 

 

 

 

 

обозначает достижения человеческой мысли, а не ее Тень. Знак Льва, как знак зрелости, покровительствует образу ребенка, и психоаналитики подхватили эту идею Юнга: человек лелеет в себе свою будущую новую индивидуальность, как дитя, - ведь она должна постепенно родиться, вырасти и развиться в нем.

 

 

 

Независимость сознания приводит к силе свободной воли, что отражает архетип Марса - идеального человека, непобедимого воина и мудрого пастыря. К нему относятся образы Будды и Христа, которые Юнг называет наиболее развитыми выражениями архетипа Себя, проявленными человечеством.

 

 

 

Центр Самости в каком-то смысле можно назвать центром самостоятельного видения мира, что относится к Меркурию, но в еще большей степени это центр воли - огненного начала неистового действия, символизируемого Марсом. Понимаемый таким образом, центр Самости включает в свою орбиту тайную магию природы, на которой не ставит акцента солнечный архетип, будучи прежде всего образом культурного развития и проявления своей индивидуальности.

 

Юнг описывает процесс индивидуации как психологическое путешествие (еще один архетипический образ, который часто встречается в сказках). Это может быть мучительная и скользкая дорога, и порой приходится ходить по кругу, однако опыт показывает, что на самом деле круг оказывается спиралью. На этом пути человека подстерегают опасности от столкновения с бессознательными областями души; и психические заболевания показывают, что они не мнимые, а настоящие. "Все, что проявляется в форме образов, то есть символически, является вопросом не вымышленной опасности, но очень реального риска, от которого может зависеть судьба всей жизни. Главная опасность - в подчинении чарующему влиянию архетипов. Если мы уступим этому воздействию, мы можем прийти к мертвой точке бездействия или к отождествлению с архетипической личностью'"'.

 

 

 

Древние архетипы, заполняющие своей полнотой неполноту личности и тем оказывающие на нее сильнейшее влияние, словно проверяют устойчивость вновь созданного центра. Остается ли человек Собой при соприкосновении с образами прежних веков, - которые он бессознательно воспринял из

 

 

 

 

 

==343

 

 

 

 

 

культуры и которые в его душе хранятся в столь же первозданном и туманном виде, какими они были на заре развития сознания? Если вторжение стихии бессознательного не страшно для личного "я", тогда можно сказать, что человек действительно обрел свой философский камень. И может быть, кристалл его сознания, возвращающийся после смерти в коллективное бессознательное, действительно не исчезнет, но сохранится в вечности. Природа, несомненно, заботится о жизни своих творений - именно поэтому неистовой стихии Марса исторически предшествует игра Меркурия: свое осознание мира держит волю в рамках до тех пор, пока она может угрожать распаду личности. Всеми возможными уловками Трюкач уводит нас от истины Себя, не допуская вторжений из подсознаний, и продолжает свою охранную игру и тогда, когда тайное становится явным.

 

 

 

В путешествиях индивидуации у души существует защитный механизм, и Юнг уделяет ему много места, говоря о мандалах. Мандала представляет собой защитные стены магического круга или квадрата, центральная точка внутри которого в религиях раскрывает природу божества. Когда разум человека переживает вторжение неосознанного, его психика часто создает нечто подобное: границу по краям и центральную фигуру внутри, что выражает юпитерианское стремление к организации внутреннего пространства (в мифологии именно царь богов четырьмя сторонами света и стихиями). В "безопасном", "священном", центральном месте помещается нечто, в чем Юнг видит образ нового центра индивидуальности, способного организовать вокруг себя как прежнюю, так и вновь воспринятую реальность. Проявляющиеся в снах геометрические фигуры более или менее правильной формы и все, содержащее число четыре, - от равнобедренного креста до четырех орехов, лежащих на тарелке, - является, по Юнгу, мандалами, построениями Меркурия и защитными стенами Юпитера, хранящими внутри еще не видимый символ Себя.

 

Мандальный символизм встречается в снах и видениях, часто сопровождаясь глубоким чувством гармонии и покоя. Мандальные видения проявляются как выход в сферу "активного воображения", как "интенсивная концентрация на обратной стороне сознания", чтобы сделать ее доступной для разума. Вот пример такого сна:

 

 

 

 

 

==344

 

 

 

 

 

"Я взбиралась на гору и дошла до места, где увидела семь камней, стоящих передо мной, семь по обе стороны и семь позади меня. Камни были плоские, кик ступеньки, и я попыталась взойти по четырем ступенькам, ближайшим ко мне. Во время этого я обнаружила, что эти камни - статуи четырех богов, закопанных в землю. Я их выкопала и поставила так, что сама оказалась посередине. Вдруг они стали склоняться одна к другой до тех пор, пока их головы не соприкоснулись, образуя надо мной подобие шатра. Я упала на землю и сказала: "Падайте на меня, если хотите, а я устала". Тогда я увидела, что вокруг четырех богов формируется кольцо пламени. Через некоторое время я поднялась и отбросила статуи. Там, где они упали, поднялись четыре дерева. И голубые языки пламени, возникшие из кольца огня, стали сжигать крону деревьев. Глядя на это, я решила: "Это нужно остановить. Я должна войти в огонь сама, чтобы листва не сгорела". И я вступила в огонь. Деревья исчезли, а кольцо огня сомкнулось в единое голубое пламя, которое приподняло меня над землей".

 

 

 

В этом видении различима идея центра, который достигается с трудом и путем преодоления опасностей, а также заметны образы квадрата и круга.

 

 

 

Мандальный символизм может быть проще, чем в этом примере, например, квадрат с фонтаном в центре и люди, гуляющие вокруг А иногда мандала содержит множество геометрических фигур, вписанных друг в друга, что указывает на последовательную и сложную организацию пространства. Но не случайно она ведет начало от круга и колеса, который во всем мире связан с праобразом Солнца, обозначающим стадию выделения и формирования в сознании понятия индивидуальности. Увидев в буддийских и христианских мандалах аналог процесса самоорганизации психики вокруг невидимого центра, Юнг нашел на удивление верный к наиболее глубокий символ для обозначения идеи Самости.

 

 

 

Мандала иногда подобна танцующему видению и основана На том же принципе, что и ритуальные или народные танцы, где осуществляется круговое движение около центральной точки, расхождение в четыре угла и возвращение к центру. Таким образом, символизм мандалы вбирает в себя еще одну архетипическую характеристику Солнца - движение, выделяющее светило Из статичного пейзажа и символизирующее его самостоятельность

 

 

 

 

 

==345

 

 

 

 

 

(что и соотносит его с идеей Самости). Видимый круг по небосклону, которое оно описывает изо дня в день, является наиболее первозданной и простой мандалой и тем естественным магическим кругом жизненных повторений, который не дает распасться на части нашему сознанию - нашему осмыслению мира и себя в нем. И не случайно наиболее интересным видением среди описанных Юнгом снов в его книге "Психология и алхимия" было видение мировых часов. Это "великое видение", как называет его Юнг, четырехмерных мировых часов с тремя стрелками, движущимися с разной скоростью, сопровождалось у пациента чувством "возвышенной гармонии" и указывало на благополучное разрешение его проблем. Видение мировых часов символизировало изначальный и универсальный вид движения - движение времени, который для человека издревле олицетворяло солнце, катящееся по небосводу.

 

Юнг отмечал, что вращательная динамика мандального символизма типична для людей, которые более не могут создавать проекции божественного образа - то есть находить Бога вовне себя - и, таким образом, находятся под угрозой "распыления" своего "я". Она характерна для людей в состоянии стресса, но она же служит показателем формирования новой личности - показателем динамики жизни души и духовного движения. В разных религиях мы встречаем утверждение о том, что "я" со всеми его стремлениями и желаниями, даже интеллектуальными и духовными, должно быть утрачено (в христианстве это призыв "Будьте как дети" и часто цитируемое утверждение "Блаженны нищие духом"). Но это лишь первый шаг внутреннего преображения. На самом деле ни личное сознание, ни более глубоко лежащее индивидуальное "я" не утрачиваются: в первом случае мы уподобились бы не мыслящим животным, во втором - лишенным своей уникальности механическим роботам. Исчезает лишь прежнее понятие о своем "я", чтобы на смену ему пришло новое, более широкое, гармонично включающее в орбиту себя то, что выходит за рамки оперативной памяти своего мозга и отдельности своего тела.

 

 

 

Мандальные кольца солнечного круга или юпитерианского квадрата предохраняют личность от взрыва и расщепления и защищают внутреннюю цель.

 

 

 

Они подобны оградам священных мест, охранявших богов древности. Но в

 

 

 

 

 

==346

 

 

 

 

 

современной мандале в центре редко помешается Бог; мы находим там множество разных символов и даже реальных людей. И Юнг делает естественный вывод: в современной мандале - которая является психической опорой в экстремальных обстоятельствах и в целом помогает раскрытию индивидуальности - "нет божества, подчинения ему и примирения с ним. Похоже на то, что место божества занимает вся полнота человека".

 

Юнг написал это полвека назад, но и сегодня все еще кажется страшным расстаться с традиционным представлением о Боге и заменить его "просто" образом своей новой личности. Чтобы осознать свои сильные качества, человек стремится видеть их в некоем внешнем идеальном образе, подобно тому как остается потребность проецировать свои недостатки на "злодейскую" Тень. Нам кажется, что без Бога мы лишимся той невидимой охраны, которая на самом деле дана человеку и вне Церкви, вне зависимости от других людей и даже культуры, поскольку вся история человечества записана в его личной и коллективной памяти бессознательного. Нам кажется, что, соприкоснувшись со стихией бессознательного, мы непременно сойдем с ума или погубим душу в бездне падения в неуправляемый хаос эмоций. Но на самом деле мы окажемся не в первобытном Хаосе, а в первозданном Космосе, устроенном согласно совершенным законам, которые, правда, мы еще не постигли.

 

 

 

Образы бессознательного - чудеса сказок и снов - пугают нас, и они действительно порой страшны, но лишь в той мере, в какой доносят искаженное и субъективное видение мира. Универсальный архетип, скрытый за этими образами, прекрасен, как прекрасны образы мифов. Миф обладает целостностью и полнотой, и архетип в истинном смысле слова - это не хитрый старик, но мудрый прародитель; не злой дух, но творец и создатель; не русалка-обольстительница, но власть самой красавицы-природы. Астрология архетипов раскрывает перед нами в первую очередь черты этих, возвышенных, образов. Но если архетипы являются нам как-то иначе, дело не в кознях лукавого и не в низком уровне культуры общества, а в нас самих.

 

 

 

 

 

==347

 

 

 

 

 

Исцеляя душу психология смыкается с религией, однако сегодня старых религиозных воззрений оказывается недостаточно, чтобы они могли противостоять современным заблуждениям разума, за две тысячи лет продвинувшегося далеко вперед по сравнению с сознанием римских рабов. Будучи практиком, Юнг пошел глубже христианских догм и сомкнул психологию с алхимией и мифологией.

 

 

 

Расширение восприятия от субъективных представлений и подверженных влияниям времени образов культуры до в невременного, архетипического, астрологического универсализма мифов - тот путь, который делает познание безопасным.

 

 

 

 Архетип

 

 

 

 - гипотетическая и непредставимая модель, нечто вроде

 

 "модели поведения" в биологии.                                              

 

 

 

 Анима

 

 

 

 - Женская природа духа, душа.

 

 Идея Анимы ни в коем случае не является новшеством, но архитипом,

 

 который мы втречаем в самых разных местах. Он так же известен в

 

 алхимии,как показывает следующий отрывок из "Золотого трактата":

 

 "Как тень постоянно следует за тем, кто гуляет на солнце, так наш

 

 гермафродит Адам, хотя он появляется в виде мужчины, скрывает за

 

 собой свою жену Еву"

 

 

 

 Анимус

 

 

 

 - Мужские черты в женщине. Подобно Аниме мужчины, это понятие

 

 включает в себя три разноуровневых компонента: коллективный образ

 

 мужчины, индивидуальные представления человека о мужских ка-

 

 чествах и мужской принцип, скрытый внутри женщины.

 

 

 

Персона

 

 

 

 - Это первый архетип, наиболее откровенно довлеющий над сознанием

 

 человека и одновременно наиболее поверхностный и доступный ра-

 

 зумной оценке, относится к социальному образу человека. Общество

 

 ждет от келовека исполнения определенных норм культурного пове-

 

 дения, но с течением времени они устаревают, лишаются прежней

 

 жизненной силы и превращаются в штампы. Это ведет к формирова-

 

 нию маски, под которой живут большинство людей. Юнг называет эту

 

 социальную маску Персоной.

 

 

 

 Тень

 

 

 

 - Это природный инстинктивный человек, и она почти не изменилась

 

 с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек

 

 стал человеком разумным. Тень не может быть до конца преобразо-

 

 ванной воспитанием, и во многом она осталась с детства, когда когда

 

 наши действия были чисто импульсивными. Это подсознательные же-

 

 лания, не совместимые с социальными стандартами.

 

 

 

 Семь

 

 

 

 - Можно добавить, что семь - универсальное число для обозначе-

 

 ния завершенной стадии жизни у всех народов. Оно связано с фазами

 

 Луны, во многом управляющей бессознательной эмоциональной и пси-

 

 хической жизнью человека. Семь дней составляют видимую фазу (чет-

 

 верть) Луны, что отражается в древней традиции семидневной недели

 

 многих народов. (Прим. nepee.)                                   

 

 

 

 Вода жизни

 

 

 

 - Вода выступает первоначалом в египетской космогонии (а также в

 

 греческой и индийской мифологии, у американских индейцев и при-

 

 митивных народов). Кроме того, главные богини, олицетворяющие пло-

 

 дородие,- египетская Изида, иранская Ардвисура Анахита, германс-

 

 кая Фрейя,  индийская Лакшми, славянская Мать-Сыра-Земля и многие

 

 другие - так или иначе связаны с водой. Это подтверждает аналогию,

 

 что струи воды символизируют потоки жизни. (Прим. перев.)                

 

                                                                     

 

 Запечатанный источник

 

 

 

 - Запретный сад - сестра моя, невеста, заключенный колодец, за-

 

 печатанный источник" ("Песнь Песней" Соломона. 4:12).                 

 

 

 

 Золото-символ солнца.

 

 

 

 Как в "Философском розариуме" сказано: "Аurum nostrum non est

 

 аurum vulgi" ("Наше золото - не обычное золото").

 

 

 

 

 

 Красно-белая роза

 

 

 

 - золотой цветок алхимии - как место рождения filius philosophorum

 

 - сына философии.

 

 

 

 Стать собой.

 

 

 

 Это не означает, что Самость создается лишь в течение жизни; про-

 

 блема скорее в том, чтобы она была осознана. "Я" существует с самого

 

 начала, но оно скрыто, бессознательно.                              

 

                                                                

 

 Цветок лотоса.

 

 

 

 Будда, Шива и т.д. в лотосе (на рисунке: Гарпократ в лотосе.- Гно-

 

 стическая иллюстрация; Христос в розе, то есть в лоне Девы Марии (пол-

 

 ный материал по этой теме у Зальцера в работе 'Грехопадение и благо-

 

 словенная Мария"), семя драгоценного тела в золотом цветке.          

 

 

 

 Гомеровская цепь в алхимии

 

 

 

 - это последовательность мудрецов,

 

 начиная с Гермеса Трисмегиста, которая связывает землю с небом. В то

 

 же время это цепь субстанций и химических состояний, которые про-

 

 являются в ходе алхимического процесса.                            

 

 

 

 Корибант - жрец Кибелы, вдохновитель экстаза.

 

 

 

 Арвен

 

 

 

 - мрачное озеро, где по преданию находились пещера кумской сивиллы,

 

 роща Гекаты и вход в царство теней; иносказательно - преисподняя.

 

 

 

 "Мандала"

 

 

 

 на санскрите означает "круг", так же "магический круг".

 

 Ее символизм включает организованные формы с круглым или квадратным

 

 рисунком в центре и радиальными или сферическим расположением рисунков

 

 по краям.

 

 

 

 Объективный дух

 

 

 

 Термин Гегеля, который упрощенно можно понимать как "челове-

 

 ческий дух".

 

 

 

 

 

 Священное число семь

 

 

 

 "Разные версии этой легенды говорят о семи или даже восьми уче-

 

 никах; или о трех, пяти или семи спящих и одной собаке. Очевидно,

 

 собака тоже принимается в расчет. Это пример соотношения между се-

 

 мью и восемью, о котором я говорил в "Психологии и религии". Там я

 

 указывал на это в связи с появлением Мефистофеля, который, как мы

 

 знаем, материализовы~я как черный пудель. В случае трех и четырех

 

 четвертый - Дьявол, или женский принцип, или высший уровень Бо-

 

 жьей Матери. Мы встречаежя с той же двусмысленностью в египетс-

 

 кой нонаде - пантеоне богов.                                    

 

Легенда о Кхидре соотносится с легендой о преследовании христи-

 

 ан при Децие. Сцена в Эфесе, где святой Иоанн оставлен спящим, но

 

 не убитым. Семеро спящих пробуждаются в царствование Феодосия !!

 

 (408-450), значит, они проспали почти 200 лет.                      

 

"Семь - число духов планет древних.

 

 

 

 Послушание закону

 

 

 

 с одной стороны, и свобода возродившихся

 

 "детей Бога", с другой, рассматриваются в посланиях апостола Павла.

 

 Он делает  различие не только между двумя классами людей, которые

 

 разделены большим или меньшим развитием сознания, но также меж-

 

 ду высшим и низшим человеком в одном индивиде. Телесный

 

 человек вечно остается подвластен закону, лишь духовный

 

 человек способен возродиться к свободе. Это соотносится с тем, что

 

 кажется неразрешимым парадоксом: Церковь требует абсолютного по-

 

 слушания и в то же время провозглашает свободу от закона. Таким об-

 

 разом, в текстах Корана легенда обещает возрождение. Но тот, кто,

 

 не имеет внутреннего слуха, находит удовлетворение в слепом послушании

 

 воле Аллаха.

 

 

 

 Тональ

 

 

 

 Возможно, интересно будет сопоставить Персону с понятием то-

 

 наля в популярной книге Кастанеды. Тональ - зто тоже "социальное

 

 лицо" и одновременно хранитель и "организатор мира, на плечах кото-

 

 рого покоится задача создания мирового порядка из Хаоса" и задача

 

 которого - "судить, оценивать и свидетельствовать". Дон Хуан говорит

 

 о нем: "Хранитель мыслит широко и все понимает, но охранник бди-

 

 тельный, косный и чаше всего деспот. Следовательно, тональ во всех

 

 нас превратился в мелочного и деспотичного охранника, тогда как он

 

 должен являться широко мыслящим хранителем".                    

 

 

 

 Нагваль

 

 

 

 Противоположное тоналю понятие нагваля, "для которого нет на-

 

 званий" и которое в полной мере проявляется в момент смерти, сопос-

 

 тавимо "бессознательному". "Мы чувствуем, что существует еще одна

 

 часть нас, но тональ захватывает рычаги управления, а как директор он

 

 крайне мелочен и ревнив. Он ослепляет нас своими хитростями и зас-

 

 тавляет забыть другую часть истинной пары - нагваль".

 

 

 

 Центр Себя

 

 

 

 Сходство создавания центра Себя и кристалла покажется закономерным,

 

 если рассмотреть процесс образования кристаллов. Кристаллы органи-

 

 ческого вещества (например, сахара) образуются только при нагреве кон-

 

 центрированного, перенасыщенного раствора. Этот процесс у органических

 

 вещевтв протекает сложнее, чем у неорганических, и требует однородности

 

 и чистоты раствора (чтобы молекулы не содержали примесей). Стадии криста-

 

 лизации - растворение, очищение, концентрация и нагревание,- несомненно,

 

 напоминают нам стадии алхимического процесса (solution,putrefaction,

 

 distilation, coagulation).

 

 

 

 Синтез противоположностей

 

 

 

 Алхимия рассматривала этот синтез как одну из основных задач. В "Turba

 

 philosophorum" сказано: "Соедини сына красного слуги с его приятно

 

 пахнущей женой, и вместе они будут процветать". Синтез противо-

 

 положностей также представлен в образе инцеста брата и сестры, версия

 

 которого восходит к "Видению Арислея", где описано сочетание Фабриция

 

 и Бейи, детей морского царя.

 

 

 

 Философский камень

 

 

 

 В "Золотом трактате" есть рисунок "тайного квадрата мудрецов". В центре

 

 квадрата круг, окруженный лучами света. В объяснении говорится: "Раздели

 

 камень на 4 элемента и соедини их в одно, и познаешь всю философию". Круг

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.