Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юнг К.Гюстав 21 страница



 

 

 

00.htm - glava42

АНИМА

 

Постигая Тень, мы углубляемся в бессознательное, воспринимая его как дополнительное начало. Но в сферу бессознательных страстей нас увлекают не только отрицание и вражда, но и притяжение любви. Это тоже два полюса мира. Оба пола равно имеют Персону и Тень, при этом Тень у мужчины обычно олицетворяется как другой мужчина, у женщины - как другая женщина. Но подсознание мужчины содержит дополняющий женский элемент, вытесняемый из его внешней жизни, а подсознание женщины - мужской. И свое бессознательное дополнение мужчина воспринимает прежде всего через женский образ, а женщина - через мужской. Эти образы, которые выступают посредниками между сознательной и бессознательной природой человека, Юнг называет соответственно Анимой и анимусом. Здесь он в некоторой степени следует за своим учителем Фрейдом: бессознательные идеи души, наиболее доступные человеку (а потому и психическая патология) нередко связаны с образом противоположного пола.

 

 

 

Анима - архетипическое явление и не представляет характера какой-то одной женщины, хотя осознается через реальных женщин (и прежде всего,

 

 

 

 

 

==317

 

 

 

 

 

через образ матери). "В мужском сознании существует коллективный образ женщины, с помощью которого он постигает женскую природу, - пишет Юнг. - Каждая мать и каждая возлюбленная становится воплощением этого вечно при существующего и не имеющего возраста образа, который соответствует глубочайшей реальности человека"'.

 

 

 

Образ женщины, поскольку он является архетипом коллективного бессознательного, может несколько меняться в разные эпохи, но сохраняет неизменную характеристику в невременности: Анима обычно выглядит молодой. Она мудра, но не слишком, она скорее обладает "скрытым секретом мудрости". Анима часто связана с землей и с водой, несет в себе "хаотическое требование жизни" и может быть наделена великой властью. Она также имеет два аспекта - светлый и темный: она может отличаться чистотой и благонравием, а может быть обольстительницей и изменницей. Иногда Анима похожа на эльфа или фею, отвлекающую мужчину от работы и дома, или сирену античности, русалку или нимфу, затягивающую его в свою стихию воды, чтобы он навсегда полюбил ее или утонул. Анима непостоянна как женщина, в образ которой она воплощается, и для ее описания Юнг обычно обращается к мифологическому подходу, который "прослеживает жизненный процесс души гораздо более аккуратно, чем абстрактная научная формула"'.

 

 

 

Юнг считает Аниму душой мужчины - не в христианском смысле, где она выступает как бессмертная суть личности, а как ее понимали древние просто как часть личности. Чтобы избежать смещения, Юнг использует слово "анима" вместо слова "душа", психологически трактуя его как "восприятие полубессознательного психического комплекса, имеющего частичную автономию функций". " Но понятие Анимы имеет духовный смысл, и ее образ проецируется не только на языческих богинь, но и на Деву Марию, - также близкий нам и эмоциональный образ.

 

 

 

 

 

==318

 

 

 

 

 

Отражая женские качества мужчины, Анима выражает также настроение человека, его предчувствия и эмоциональные вспышки. Мы можем найти аналогию этого в старокитайских текстах, где говорится, что, когда человек в плохом настроении, им правит женская душа (инь). Она разрушает его попытки сконцентрироваться, сознает ощущение зыбкости и неуверенности в правильности действий. Человек, которым владеет Анима, подвержен неконтролируемым эмоциональным перепадам.

 

С точки зрения астромифологии Анима соответствует женским архетипам Луны и Венеры. Первый - более древний архетип Матери, олицетворяющий преемственность вечной реки жизни и детскую восприимчивость души.

 

 

 

Именно с Луной и лунным архетипом связана зыбкость чувств и неуверенность в себе, предчувствия и перепады эмоций. Второй - более молодой образ богини любви, выявляющий мощь земного плодородия, также как и развитые, стабильные и глубокие чувства человека. Именно в смысле этого архетипа Анима отличается от души.

 

 

 

Юнг говорит о том, что образ Анимы может совпадать у человека с понятием Тени (примером такого смещения может служить мужское утверждение "Все беды от женщины"). И в астрологии архетип Луны связан с обманчивым стремлением назад, в детство и иллюзорное бессмертие не осознающей себя природы, а архетип Венеры несет в себе силу чувственного соблазна, что соотносит его с невидимой властью владыки иного мира. В мифологии есть переходные образы Луны-колдуньи (Геката) или женщинывампира (Лилит или Ламия), и богиня любви часто противостоит Громовержцу, как и его потусторонний противник. Но борьба богини любви с главой пантеона не является вечной и часто кончается браком сильнейшего мужского и сильнейшего женского образов. Юнг негативно оценивает ситуацию, когда Анима (как полуосознанное) сливается с Тенью (совсем неосознанным): это говорит о слишком большой власти бессознательного нщ человеком. И действительно, в этом случае более древний архетип противоборства природных сил, лежащий глубоко в подсознании, не дает проявиться архетипам более развитого сознания - и вместе с ними чувствам преданной и плодотворной любви.

 

 

 

Власть Анимы над человеком, если рассматривать не патологические, а общие для всех людей процессы, соответствует бессознательной привязанности к матери и первой влюбленности, а потом и любви. Привязанность к

 

 

 

 

 

==319

 

 

 

 

 

матери выявляет инстинкт самозащиты. Но самозащита - первое осознание себя, и значит, первый шаг от бессознательного к разуму. Влюбленность влечение к тому что нравится, но, значит, и первое определение склонностей души, ее оформление. В этом смысле Анима становится первым мостиком между сознанием и бессознательным.

 

В личном гороскопе образ Анимы, кроме положения Луны и Венеры, связан прежде всего с наиболее слабой планетой, качествам которой сложно проявиться. Это также та планета, которая обычно вызывает серьезные заболевания, что связывает образ Анимы с характеристикой 7 дома. Такое определение Анимы подтверждает тот факт, что первая (а может, и вторая, и третья) любовь часто возникает к человеку у которого эти качества сильны.

 

 

 

(То есть, если слаб Марс и соответственно есть склонность к головной боли, первое сильное бессознательное влечение вызывают Овны и т. д. То же справедливо для Рака, где Марс в падении. ) Как нечто подсознательно притягательное, образ Анимы может соотноситься с качествами планеты, которая слаба в знаке рождения - так называемой падающей планеты (то есть для Овна образ Анимы являет Козерог, так как Сатурн в Овне в падении). Отчасти то же относится к Анимусу у женщины.

 

 

 

00.htm - glava43

АНИМУС

 

Анимус женщины проявляет в ней, прежде всего, ее мужские черты. В целом, подобно Аниме мужчины, это понятие включает в себя три разноуровневых компонента: коллективный образ мужчины, индивидуальные представления человека о мужских качествах и мужской принцип, скрытый внутри женщины. Ко внешней сфере приложения мужского ума - коммерция, политика, наука и техника - женщина часто относится полубессознательно, как мужчина к своим чувствам. Таким образом, к сфере подсознания принадлежат мышление женщины и чувства мужчины. Если Анима приносит неосознанные волны настроения, Анимус - бессознательную убежденность, заставляя настаивать на воспринятых утверждениях и общепринятых мнениях вместо их действительного осознания.

 

 

 

Как мать является первым носителем образа Анимы, так отец становится воплощением Анимуса, который затем проецируется на множество других

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==320

 

 

 

 

 

мужских фигур. Анимус может олицетворять любая мужская фигура, от самой примитивной до очень духовной, в зависимости от развития ума: во сне он может предстать и как мальчик, и даже просто как голос. Также он персонифицируется как группа мужчин, что менее характерно для Анимы, которая чаше олицетворяется одной фигурой (очевидно, потому, что доминирующее чувство - одно, а господствующих мнений много): "Анимус подобен собранию отцов или достойных людей, которое изрекает непререкаемые "разумные" суждения. При ближайшем рассмотрении эти суждения оказываются широко распространенными высказываниями или мнениями более ил менее бессознательно усвоенными с детства и спрессованными в догму истины и справедливости, - сводом аксиом, которые, если сознание не может компетентно разобраться в ситуации (что случается нередко), моментально предоставляет готовое мнение. Иногда такие мнения имеют форму так называемого здравого смысла, иногда они похожи на пародию обучения: "Люди всегда так делают" или "Все говорят, что это так".

 

 

 

Критическое суждение Анимуса может вызывать чувство своей неполноценности или сковывать инициативу. С другой стороны, оно побуждает к чрезмерной критичности. Интеллигентная женщина может быть в такой же степени жертвой Анимуса, как и ее малообразованная подруга. Вторая цитирует средства массовой информации, или ее мнения поддерживает некая зыбкая сущность, называемая "они" ("Они говорят"), а первая ссылается на некий авторитетный источник - университет, Церковь, государство, книгу или исторический документ. Но в обоих случаях, если задать вопрос по сути ее суждений, ответ будет спорным и догматическим. Анимус жаждет власти, и, какой бы милой женщина ни была в обычной жизни она впадает в тиранию и агрессию и не слышит доводов разума, если затронут ее Анимус.

 

 

 

Причина в том, что деятельность Анимуса создает для женщины реальную трудность мыслить без предубеждений. Ей приходится остерегаться своего внутреннего голоса, который постоянно говорит ей: "Должно быть так", недавая Возможности видеть реальность такой, как она есть.

 

 

 

Тем не мен ее Анимус играет и позитивную роль, создавая опору в критической ситуации и действительно стимулируя стремление к знаниям и истине.

 

 

 

 

 

==321

 

 

 

 

 

В своей роли общепринятой опоры Анимус соответствует мифологическому архетипу главы пантеона богов - Юпитера, который отвечает за коллективное мировоззрение и общечеловеческие наработки религии, философии и культуры. С другой стороны, противопоставление Анимы и Анимуса как женского д мужского начал соотносит с ними мифологические образы идеально-женского и идеально-мужского начал, выражаемые архетипами Венеры и Марса. Это последние разработанные человечеством образы и потому самые доступные и понятные нам матрицы бессознательного.

 

 

 

Представление о Персоне как об объективной власти людей над человеком (Юпитере), а об Анимусе как об идеально-мужском, то есть чисто личном, а не внешнем, волевом, марсианском начале (каким на самом деле, видимо, и является "голос") значительно упростило бы общую систему, напрямую соотнеся ее с астрологическими архетипами, по образу более простыми, чем психические функции Юнга. Но образ Анимуса как "собрания мужей" не позволяет это сделать. Согласно прошлой, теперь уже подсознательной стадии сознания и образу авторитета, отца, Анимус - это Юпитер. И здесь надо указать, что отец играет в жизни ребенка, будь то мальчик или девочка, несколько иную роль, чем мать. Он всегда воплощает авторитет и общую ориентацию человека во внешнем мире, в то время как мать передает ребенку более неуловимые способности к развитию внутреннего мира чувств и мечтаний.

 

 

 

Мать защищает ребенка от внешней жизни - подобно этому Анима уводит от реальности бытия. Инфантильность мужчины в этом смысле - уход от "взрослой" независимой деятельности в субъективные сферы своей души.

 

 

 

Отец же раскрывает перед ребенком объективный внешний мир и, олицетворяя сферу авторитета и морали, напротив, создает защиту от субъективных душевных уклонов. Ребенок отождествляет себя с матерью, но отец остается чужд для него. В этом смысле мать символизирует субъективное сознание, отец - объективное бытие; Анима для всех людей является проводницей в сферу личного бессознательного, а Анимус выступает как проводник в коллективное бессознательное за пределы себя.

 

 

 

В этом отличие Анимы и Анимуса как олицетворений любви. Если чувства мужчины уводят его от общепринятой реальности в мир, создаваемый Анимой, любовь женщины раскрывает ее для внешней жизни. В любви ее са-

 

 

 

 

 

==322

 

 

 

 

 

мораскрытие достигает совершенства, астрологически проявляя качество Марса. При этом она видит реальность с позиции своего Анимуса, то есть в полуосознанном варианте - с субъективной позиции любимого ею мужчины, а в чисто бессознательном - с навязанной ей традицией позиции общества, поскольку общественная мораль, отражая архетип Юпитера, выступает по отношению к народу в роли отца. Полубессознательно управляемое Анимусом мировоззрение женщины более фанатично, чем взгляды мужчины, которые относятся к целиком проявленной сфере разума.

 

 

 

Здесь можно увидеть еще одно отличие между Анимой и Анимусом.  Если Анима, уводя в глубь души, сливается с Тенью, Анимус резко отмежевывается от нее: общественный разум создает образ врага, чтобы не быть поглощенным бессознательными процессами коллективной души. Общественное сознание делает это до привычке: оно, как и сознание человека, боится скрытых сфер неведомого, от которых можно ожидать непредсказуемого.

 

 

 

Юнг указывает на то, что раньше этот страх был оправдан: сознание не могло бы возникнуть, не отрицая бессознательного. Однако теперь оно отошло от живых природных истоков слишком далеко, и потому разум должен сознательно возвращаться к неосознанным движениям души. Столкновение Анимуса и Тени дополняет иллюстрацию самого драматического сюжета мифологии, о котором мы уже упоминали, - архетипического сюжета битвы земного и подземного царей, сражения Громовержца со Змеем. Эта борьба всегда кончается победой архетипа Юпитера, хотя лишь временной: поддерживая динамику развития, силы невидимого мира вновь подымают голову.

 

 

 

Понятно, что деление на мужское и женское отчасти условно, и мужская часть личности женщины может на время стать для нее более осознанной, чем потребности ее женской души. Современные последователи Юнга считают, что Анима и Анимус присущи всем людям, помогая человеку осознать разнообразные скрытые Качества своей личности. Активизация этик архетипов в душе человека является первым шагом к созданию собственной индивидуальности - уникальной и не похожей ни на одну из того ряда Ролей, которые мы бессознательно усвоили с детства.

 

 

 

Такую же роль играет и любовь: она обозначает первую веху на пути создания бессмертного кристалла себя. Анимус - любовь в более высоком смысле, чем чувственная любовь Анимы: это более взрослая любовь к супругу, а

 

 

 

 

 

==323

 

 

 

 

 

также к родине и идее которую в астрологии обозначает планета Юпитер.

 

 

 

Как известно, женщина ценит брак больше любви: он развивает ее Анимус ее дух - и выводит его из сферы патриархально-бессознательного в область сознания (так жена защищает идеи мужа и способствует их воплощению).

 

 

 

Для мужчины же более развивающей и потому более важной остается чувственная любовь, заставляющая его с новой силой и в новом качестве пережить бессознательные ощущения детства: только Анима-душа способна обеспечить гармоничное дополнение его личности, ориентированной на формальную взрослую жизнь.

 

 

 

Первая любовь редко венчается прочным браком, и часто супружество связано с человеком совсем иного плана, чем изначальное чувство любви.

 

 

 

Это происходит потому, что любовь для обоих полов обычно осознается через образ Анимы, а для брака требуется согласие Анимуса. Если какие-то черты возлюбленного не удовлетворяют разум человека - "собрание мужей" в его душе, которое судит его поступки, - они формируют Тень. А Анимус - та полубессознательная часть души, которая стремится стать осознанной, - категорически настроен против Тени во всех сферах жизни. Поэтому и образ супруга часто не совпадает с образом возлюбленного, хотя в перспективе критерий чувства и критерий разума должны совпасть: Анима и Анимус должны составить одно, различаясь между собой лишь по образу пола (как и задумал их Юнг дав им одинаковые имена).

 

 

 

Сближение образов Анимы и Анимуса означает реализацию мифологического сюжета брака Громовержца, или царя богов с богиней плодородия и любви (зодиакальных архетипов Юпитера и Венеры - господина мировоззрения и госпожи чувств), который символизирует изобилие, процветание и стабильное благополучие. Свадьба двух столь непохожих властителей мира становится возможной только на позднем этапе развития мифологического сознания, ставящего задачу овладеть природой чувств.

 

 

 

Это происходит после того, как человечество осознает себя разумным и на основе этого представляет людей равными богам, что фиксирует мифологический архетип Близнецов. Понятно, что и в одном человеке единение мужского и женского начал происходит не сразу. Таким образом, мы можем обозначить три первые стадии развития чувства, с которыми так или иначе сталкиваются все:

 

 

 

 

 

==324

 

 

 

 

 

- невольное чувственное влечение, возникшее по образу памяти души (Анима, астрологически Луна); - склонности, диктуемые воспитанием (Анимус, Юпитер который сражается с Тенью, Плутоном) и - стабильное чувство, преодолевшее фазу "ум с сердцем не в ладу" (Анима, отличающаяся от Тени, то есть Венера, или Анимус, победивший Тень, то есть Марс).

 

Образ Анимуса в личном гороскопе, как подсознательный социальный идеал, можно соотнести с качествами планеты, по астрологической терминологии, экзальтирующейся в знаке рождения (то есть для Овна это будет Лев, так как в знаке Овна экзальтируется Солнце). Он также связан с показателями социального взаимодействия: кроме самого Юпитера, здесь играет роль положение его супруги - астероида Юноны, отвечающей за брак, а также с планетоидом Хироном. Кроме того, как праобраз Отца, Анимус несет характеристику Сатурна, а как любовь к мужу - характеристику Марса. В совмещении гороскопов все эти планеты цементируют брак. Астрологически понимание Анимуса человека во многом равносильно вычислению его потенциального партнера по браку. И поскольку Анимус связан с сатурнианской характеристикой судьбы, он уже несколько выходит за пределы индивидуальности самого человека и определяется обстоятельствами его жизни и характером людей, оказавшими влияние на развитие личности (для описания Анимуса полезно учесть и их гороскопы).

 

 

 

Подобно тому как планета Юпитер стремится максимально раздвинуть горизонты человека, Анимус выводит его за рамки личного бессознательного.

 

 

 

Он подготавливает человека к контакту с коллективным бессознательным, развивая в нем способность эмоционального взаимодействия с другими людьми - дружественными и враждебными и просто равнодушными. Ведь коллективное бессознательное потенциально включает все души, а потому сразу травмирует того, кто подсознательно боится "посторонних людей", прикрываясь традиционным утверждением, что "чужая душа - потемки".

 

 

 

Подобно Марсу, Анимус проявляет бесстрашие человека.

 

Для Юнга Анима и Анимус являются, прежде всего, посредниками между сознанием и бессознательным. В полубессознательной, "вспомогательной" природе психических функций Анимы и Анимуса, уводящей нас в глубь

 

 

 

 

 

==325

 

 

 

 

 

своей души, основная их ценность. Юнг пишет: "В навязчивом состоянии обе фигуры теряют свой шарм и свою ценность; они сохраняют их, только когда обращены не к миру, а вовнутрь, когда они являются мостами к бессознательному. Обращенная к миру Анима непостоянна, капризна, мрачна, бесконтрольна и чисто эмоциональна, иногда наделена демонической интуицией, беспощадна, хитра, неверна, злобна, двулика и скрытна. Анимус упрям, держится за принципы и формальный закон, догматичен, стремится к преобразованию мира, теоретизированию, спорам и господству. Оба имеют дурной вкус: Анима окружает себя низкими людьми, а Анимус идет на поводу у второсортных идей"".

 

 

 

Влияние Анимуса и Анимы понять сложнее, чем Тени и Персоны. Сознание не может полностью выявить их, частично они принадлежат темным сферам коллективного бессознательного. Так, мужчина может развить свои чувства и интуицию, но сам он не владеет теми качествами, которые он проецирует на богинь или Деву Марию. Но, возникая в фантазиях, снах и видениях, они дают возможность понять, что скрывается внутри бессознательного, так как сны, по Юнгу, являются "голосом природы". Анима и Анимус дают человеку знание о'себе и воздействующих на него силах, хотя всегда не полное, поскольку коллективное бессознательное является неисчерпаемым океаном и образы, возникающие из него, бесчисленны.

 

 

 

00.htm - glava44

АРХЕТИПЫ ДУХА И ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ

 

Дальнейшее развитие чувств и углубление в сферу бессознательного выявляет еще два архетипа, оказывающих заметное влияние на жизнь личности: это Старый Мудрец и Великая Мать.

 

 

 

Образ Мудрого Старца, часто возникающий в снах и еще чаще появляющийся в сказках, Юнг называет архетипом Духа. Он может предстать в разных формах: как старый мудрый человек или не менее мудрое животное, как царь или отшельник, злой колдун или добрый помощник, целитель или советчик, - но всегда он связан с некоей чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Этот архетип заставляет человека приподниматься над своими возможностями: находить решения неразрешимых проблем,

 

 

 

 

 

==326

 

 

 

 

 

изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимые препятствия. На эту фигуру как бы переходит очарование Анимы, и архетип Мудреца может представить серьезную угрозу личности, поскольку, когда он пробуждается, индивид часто начинает  верить, что он владеет "маной" - магической властью, мудростью, даром исцеления или пророчества.

 

 

 

Такой человек может и на самом деле приобретать некий дар, поскольку, познав бессознательное до этой точки, он продвинулся дальше других. Кроме того, в этом архетипе есть власть, которую люди интуитивно чувствуют и которой они не могут легко противостоять. То, что он говорит, захватывает их, даже если кажется непонятным. Но эта власть может стать разрушительной и побудить человека к действиям, превосходящим его силы и способности: реально он не обладает мудростью, которая является на самом деле голосом бессознательного и нуждается в критике разума и понимании, чтобы стала доступной ее действительная значимость. Если человек верит, что он следует своим мыслям и своей власти, когда на самом деле они происходят из бессознательного, им могут овладеть навязчивые идеи или мания величия (крайний пример такого рода - сумасшедший, который мнит себя королем). Однако если человек будет "слушать" голос бессознательного и понимать, что он лишь проводник скрытых сил, тогда это путь к развитию индивидуальности.

 

 

 

Архетип Великой Матери оказывает подобное действие на женщину. Она начинает верить, что наделена неограниченными способностями к любви, пониманию и защите, и посвящает себя служению другим. Она также может вести себя разрушительно, настаивая (не обязательно открыто) на том, что все, кто попадает в круг ее влияния, - ее дети, а потому беспомощны и зависят от нее. Эта неуловимая тирания, если она принимает крайние формы, может деморализовать и разрушать личность других людей.

 

 

 

Юнг определяет эти глобальные мысли личности, не свойственные ей, как "вторжение из коллективного бессознательного" и приводит в пример художественное произведение "Отец Кристины Альберты": "М-р. Примби открывает, что в действительности он - воплощение Саргона, короля королей. К счастью, гений автора спасает бедного старого Саргона от латологического заблуждения и даже дает читателю возможность заметить трагическое и вечное звучание в этой жалкой претензии. М-р. Примби, полное нич-

 

 

 

 

 

==327

 

 

 

 

 

тожество, осознает себя как точку пересечения всех веков прошлого и будущего. Это знание куплено не очень дорогой ценой небольшого сумасшествия, доказывающего, что Примби не до конца пожрало чудовище первобытного образа - к чему он был близок"".

 

 

 

В целом Юнг пытается уложить в архетипы Древнего Мудреца и Великой Матери все, что выходит за рамки личного и относится к области коллективного бессознательного. Поэтому вся мифология у него предстает в виде двух глобальных образов: языческого бога-Духа и языческой богини-Матери, которым присущи самые разноплановые и разновременные черты и функции, Исключение он делает лишь для архетипа Трюкача-Трикстера, в котором он видит культурное отражение Тени (о чем ниже). Поскольку для Трюкача характерны и мужские, и женские черты, он закономерно стоит особняком.

 

 

 

С точки зрения мифологии такое деление богов на мужчин и женщин нельзя назвать абсолютно правильным, поскольку функциональное противопоставление мужского и женского образов выявляет себя лишь на последних стадиях развития мифологии. В древних мифах дифференциация по полу еще не подразумевает различия образов, и зачастую одни и те же функции исполняют как мужские, так и женские персонажи - более важны сами эти функции и соответствующие им образные характеристики. Однако подспудно это двоичное противопоставление присутствует, и черты богов определенного типа мы, как правило, склонны приписать какому-то одному полу (что проявляется в чередовании "мужских" и "женских" знаков в круге Зодиака).

 

 

 

Продолжая идею двоичного противопоставления, можно было бы сказать, что к юнговскому образу Духа - старца, который, правда, нередко предстает и юношей, - следует отнести все "мужские" мифологические архетипы (такие, как Демиург Царь богов, божественный Кузнец, культурный герой, Трикстер, непобедимый бог войны и т. д. ). А к образу Великой Матери - все "женские": и мятежной Прародительницы-Воды, подымающей морские бури (аккадская праматерь - море Тиамет); и цивилизованной кормилицы-Земли, следящей за порядком времен года (римская Церера); и старухи-Судьбы, возвещающей смерть (шумерская Натмар), и вечно юной Зари (индийская

 

 

 

 

 

==328

 

 

 

 

 

Ушас), и Помощницы при родах (греческая Луна - Артемида), и подземной Мстительницы (египетская Серкет). Однако эти архетипы и в самом деле слишком разноплановы, чтобы стоило их сводить в один единственный, воистину непостижимый и чудовищный образ: До-видимому, все же разные функции занимают в психической структуре разное место. Поэтому, говоря о проявлениях архетипов в психике, Юнг на самом деле рассматривает мифологические образы Духа и Великой Матери более узко, соотнося их лишь с двумя самыми древними архетипами, которые наиболее приближают нас к сфере бессознательного.

 

 

 

В то же время образы Анимы и Анимуса, как посредники между бессознательным и разумом, естественно, соответствуют архетипам, оформившимся позднее. Мы можем сказать, что сама теория Юнга, основанная на антитезе мужского и женского, отражает стадию развития двух последних мифологических архетипов: идеально-женского и идеально-мужского образов (богини любви и непобедимого военного предводителя богов, - Венеры и Марса). Образ бога-Трюкача, владеющего словом как орудием обмана и порой имеющего черты гермафродита, логически предшествует их оформлению и по отношению к этим более новым архетипам, несомненно, выступает как Тень.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.