Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей.



 

                        

 

 

Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.

Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему упражнению. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений.

 

Упражнение 1. «Ладошки» («Кулачки»)

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

 

Упражнение 2. «Поясок» («Вагончики»)

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

 

Упражнение 3. «Поклон»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

 

Упражнение 4 «Кошка»

Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

 

Упражнение 5 «Обними плечи».

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

 

Упражнение 6. «Большой маятник»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вход. Сразу же немного откинуться назад, чуть согнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами-движениями. Вернуться в исходное положение.

 

Упражнение 7. «Повороты головы»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

 

Упражнение 8. «Ушки».

Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.

Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

 

Упражнение 9. «Малый маятник»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

 

Упражнение 10. «Перекаты» («Мы танцуем»)

Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах.

Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами – пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ногу.

 

Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика

для дошкольников

Е.А. Горина,

Н.А. Фомина

 

Кардинальные изменения в жизни страны, произошедшие в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья. Однако сегодня привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. По мнению многих ученых, определяющими сложившуюся ситуацию причинами выступают снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений и др. В то же время во всех программах обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности.

Известно, что профилактика многих заболеваний и предпатологических состояний детей может осуществляться средствами физического воспитания, и в этой связи специалисты считают, что дошкольная образовательная система функционирует недостаточно эффективно. Сложившаяся ситуация вызывает острую потребность в совершенствовании процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, которое позволит уменьшить указанные негативные тенденции. Одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Важное место в программе оздоровления принадлежит дыхательным упражнениям(Кучкин С.Н., 1980; Солопов И.Н., 1996 и др.), способствующим становлению и укреплению кардиореспираторной системы и на этом фоне повышению работоспособности, общему оздоровлению организма. Высоким оздоровительным потенциалом обладает хорошо известная система парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая могла бы стать важным компонентом в физкультурно-оздоровительной программе дошкольного учреждения. Многочисленными научными исследованиями установлен широкий диапазон воздействия средств ритмической гимнастики на психические процессы и функциональное состояние организма ребенка. Общим компонентом при выполнении упражнений как ритмической, так и дыхательной гимнастики является ритм. Нами была предпринята исследовательская работа для создания новой оздоровительной методики, основу которой составила бы интеграция средств ритмической гимнастики и парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Согласно рабочей гипотезе предполагалось, что применение парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста станет возможным в результате ее интеграции со средствами и методами ритмической гимнастики, позволяющей преодолеть монотонность и двигательное однообразие при выполнении комплексов дыхательных упражнений. Применение методики музыкально-ритмической дыхательной гимнастики призвано обеспечить эффективное воздействие на физическое развитие, функциональное состояние, физическую подготовленность детей 5–6 лет, а также снизить заболеваемость, что значительно повысит оздоровительную направленность процесса физического воспитания. Дыхание является важнейшей функцией организма. С дыхания начинается жизнь человека: врачи-акушеры знают, как важен первый своевременный вдох новорожденного. Правильное дыхание обеспечивает благоприятную работу всех органов и систем организма. По параметрам дыхания диагностируют его работоспособность и функциональные возможности. По остановке дыхания констатируют уход человека из жизни. Дыхательная система напрямую связана с остальными функциональными системами, и от ее состояния зависит здоровье человека. Еще на Древнем Востоке создатели различных гимнастических систем (йоги, ушу и др.) придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что, кроме кислородного питания, с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Малоподвижный образ жизни современного человека, неблагополучная экологическая ситуация в мире и ряд других негативных факторов приводят к ухудшению состояния здоровья населения нашей страны.

Отсюда и возрастающее число детей, имеющих нарушения здоровья с раннего возраста. Наибольшее количество недугов связано с патологией и функциональной недостаточностью органов дыхания. Это различные простудные и инфекционные заболевания: ОРЗ, ринит, тонзиллит, грипп, бронхит, пневмония и др. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание формированию и развитию респираторной системы. Наиболее благоприятный период для начала занятий специальными дыхательными упражнениями приходится на возраст 3–7 лет, когда только закладываются основы физической культуры личности, здорового отношения к себе и окружающему миру, формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, идет активный процесс познания себя.

В контексте всех этих обстоятельств использование традиционных и нетрадиционных систем и технологий общеоздоровительной направленности в работе с детьми дошкольного возраста является особенно актуальным. К сожалению, известная и эффективная методика парадоксального дыхания по Стрельниковой в дошкольных учреждениях используется крайне редко, и на то есть свои причины. Несмотря на высокий оздоровительный эффект, заключающийся в активизации носового дыхания, улучшении кислородного питания, стимуляции деятельности гладкой мускулатуры за счет накопления углекислого газа в организме, гимнастика Стрельниковой обладает одним существенным недостатком – монотонностью исполнения многочисленных упражнений. Ведь для достижения значимого эффекта необходимо выполнить от 400 до 1200 вдохов-движений. Монотонность приводит к быстрой психологической утомляемости детей и потере интереса к данному виду деятельности, а значит, и к снижению эффективности занятий. Педагог, конечно, может заставить детей выполнять гимнастику, но это не прибавит им положительных эмоций и уже надолго, если не навсегда, отобьет у них охоту заниматься физическими упражнениями. Эти проблемы с успехом решаются при использовании музыкальных фонограмм, которые должны отвечать определенным требованиям.

Во-первых, музыка должна быть веселой, энергичной, несущей заряд бодрости и оптимизма.

Во-вторых, музыкальное произведение должно быть доступным восприятию ребенка.

В-третьих, по структуре музыкальное сопровождение должно быть простым, размером 2/4 или 4/4.

В-четвертых, ритм и темп музыкального произведения должны соответствовать требованиям к построению серий дыхательных упражнений.

В-пятых, каждое музыкальное предложение должно заканчиваться 2–4-секундным проигрышем, соответствующим паузе для отдыха между сериями вдохов-движений. Окончание каждой «стрельниковской сотни» сопровождается музыкальным переходом-проигрышем к следующему упражнению.

Составленные с учетом этих требований музыкальные фонограммы позволяют строго регламентировать процесс выполнения упражнений, задают единый ритм и темп движениям, повышают эмоциональность занятий. Отпадает необходимость в постоянном подсчете упражнений и серий, что дает возможность направить основное внимание ребенка на выполнение вдохов-движений.

Для первых комплексов лучше выбирать знакомую детям мелодию веселой песни. После освоения первого комплекса необходимо поменять музыкальное произведение, что внесет некоторую новизну в занятия. В новый комплекс в соответствии с характером мелодии можно внести некоторые дополнительные элементы в основные движения, которые позволят передать характер музыкального произведения или создать образ героев песни («Антошка», «Бременские музыканты» и т.д.).

Главное, чтобы эти дополнительные элементы не нарушали технику основных упражнений. Менять и обновлять комплексы желательно через 1–2 месяца, в зависимости от стойкости интереса детей, который во многом зависит от содержания музыки. Педагогический эксперимент, проведенный нами в 2003/04 учебном году на базе ДОУ № 235 и № 271 г. Волгограда, позволяет констатировать возросший интерес детей к занятиям музыкально-ритмической дыхательной гимнастикой, удовлетворительное овладение техникой парадоксального дыхания, повышение функциональных возможностей организма занимающихся дошкольников. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют об улучшении показателей общего состояния здоровья детей, возросшем интересе к занятиям со стороны педагогов и родителей и их стремлении овладеть оздоровительной методикой для самостоятельного использования в группах и домашних условиях вместе с детьми.

 

 

Дыхательная гимнастика.

 

Цель дыхательных упражнений –увеличить жизненную емкость легких, научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе.

Обучая правильному, рациональному дыханию, следует подчеркивать его естественность, непроизвольность и ритмичность. Не нужно с усилием, часто судорожно втягивать воздух носом или, что бывает не редко, ртом. Такой вдох связан с неравномерным расширением грудной клетки, поступление воздуха в легкие тоже бывает не равномерным, напряженным и неполным. В обычных условиях при ускоренной ходьбе, беге и профилактической работе рекомендуется делать вдох преимущественно через нос, а выдох – через нос и рот.

Упражнения для развития правильного дыхания используются широко на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, музыкальных, на занятиях в качестве физкультминутки и на речевых занятиях в качестве подготовки речевого аппарата. Пение это есть один из способов развития дыхания.

А.Н. Стрельниковой в 1974 году предложен «способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», но в последствие его применение показало, что он благоприятно влияет на оздоровление грудной клетки. Упражнения по Стрельниковой можно использовать в ДОУ как оздоровительную технологию. Этот способ оздоровления заключается в применение приемов дыхательной гимнастики: когда при дыхательных движениях грудная клетка сжимается, ребенок производит активный вдох; при движении, когда грудная клетка расширяется - пассивный выдох. Эта технология способствует тренировке мышц, участвующих в дыхании и увеличения дыхательного объема и жизненной емкости легких.

Дыхание по Стрельниковой проводится с детьми по показаниям медицинским работником или инструктором по физической культуре в специально отведенное время.

Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.  Упражнения для формирования правильного речевого дыхания используются логопедами и воспитателями на занятиях по звуковой культуре речи.

 

Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.