Подготовительная группа
Подготовительная группа
Содержание: 1. «Зверюшки» 2.«Посчитай - ка» 3. Игры на образование сложных слов. 4. «Мой—моя—мое—мои» 5. «Подумай и назови». 1. «Зверюшки» Игры на образование новых слов с помощью суффикса. Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов. Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – заячий. Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище» Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь. Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета) Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».
2. «Посчитай - ка» Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. Цель: учить образовывать множественное число имени существительного. Например: Счет до 5 со словом лиса. Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д
3. Игры на образование сложных слов. Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов. Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая. У гусыни белая голова – она белоголовая. У зайца длинные уши – он длинноухий. У цапли длинные ноги – она длинноногая.
4.«Мой—моя—мое—мои» Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным. 1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным. Примерный речевой материал: мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка; машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита; ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко; валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья. 2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
5.«Подумай и назови». Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных Предлагаем детям дать словами правильные определения. Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»). Примерный речевой материал: Если на улице очень холодно, то день ... Если на улице шум, то улица ... Если человеку сопутствует удача, то человек ... Если у человека талант, то человек ... Если весь день идет дождь, то день ... Если корова приносит людям пользу, то корова ... Если у человека есть здоровье, то человек ...
Игры на развитие слоговой структуры
«Магазин игрушек»
(игрушки: бегемот, машина, собака, кукла, ослик, мишка и т. п.)
Взрослый предлагает купить игрушку с заданным количеством слогов, например, два. Дети покупая игрушки, должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова.
«Кто в каком домике будет жить»
Взрослый чертит на доске, листе, песке, земле квадраты:
Каждый квадрат, обозначает одну часть слова. В этих домиках-квадратиках будут жить животные.
По ходу игры задаются вопросы, которые заставляют детей размышлять над слоговым составом слова и его строением (почему название одного и того же животного можно разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица? И т.п.)
Игры на развитие грамматического строя речи
«Один и много»
Игра с мячом. Взрослый называет один предмет, а ребенок много.
Пример: стол – столы, шапка – шапки.
«Посчитай-ка (от 1 до 5)»
Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.
«Чего не стало?»
предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)
«Измени предложение»
Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и предложении.
Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп, ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп, ОНИ едят суп
«Назови ласково»
Можно играть с мячом, как в упражнении «один-много»
Пример:
лодка – лодочка,
забор – заборчик,
носок – носочек
Игры на развитие связной речи
Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.
Игровое упражнение «Распространи предложение»
Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...»
Игровое упражнение «Если бы...»
Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
Игровое упражнение «Закончи сам»
Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
|