|
|||
ПсихоанализПсихоанализ Глубокое проникновение психологии XX века во внутренний мир человека дало основания сомневаться в том, что поведение полностью определяется и контролируется сознанием. Психоанализ– направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного (термин был впервые использован ещё Г. Лейбницем), иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем школы психоанализа считается австрийский учёный-психиатр Зигмунд Фрейд(1856 – 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных З. Фрейдом: 1) бессознательное– особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание и определяет поведение человека; 2) реакция вытеснения(из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики, как способ психологической зашиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания – всё, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно даёт о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей». Особая форма жизни бессознательного – сны. По З. Фрейду, сны – это реализация скрытых стремлений человека, того, что было не реализовано в реальной действительности. Он построил теорию сновиденийкак исполнения желаний. Чтобы разгадать бессознательные мотивы, надо раскрыть содержание снов. З. Фрейдом выделяются две схемы психики: 1) топографическая; 2) динамическая. При топографическом подходебессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание – небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет – в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую. При динамической схемепсихика представляется как совокупность трёх слоёв – Оно, Я, Сверх-Я: 1) «Оно» («Ид») – мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека; 2) «Я» («Эго») – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики, формируется под влиянием общества; 3) «Сверх-Я» («Супер-Эго») – выполняет роль цензора, критика, совести, давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции. «Я» пытается подчинить себе «Оно». Это редко удаётся сделать. Обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет «Я». З. Фрейд сравнивает «Я» и «Оно» со всадником и лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь, даёт ей команды, но лошадь («Оно») – сильнее всадника и в действительности несёт всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезёт. Также «Сверх-Я» – нормы и запреты – часто подчиняет «Я», не давая бессознательным инстинктам проникать в сознание. И тогда энергия «Оно» трансформируется в приемлемые для общества формы деятельности. Таким образом, «Я» человека (по З. Фрейду – «несчастное человеческое Я»)испытывает мощное давление с трёх сторон: 1) бессознательного – «Оно»; 2) внешнего мира; 3) внутренних норм, запретов – «Сверх-Я». И чаще всего подавляется чем-нибудь из них. Согласно З. Фрейду главными факторами,которые руководят и направляют психику человека, являются: 1) удовольствия– психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию; 2)вытеснение– психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещённые желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру» желания, мысли подвергаются сублимации– преобразованию в другие «разрешённые» типы социальной деятельности и культурного творчества. В этом смысле вся духовная культура является сублимацией исходных инстинктов человека. Неудовлетворённость первичных желаний ведёт к психическим расстройствам. Осознание бессознательных желаний полезно не только для излечения больных, но и для обретения душевного спокойствия здоровыми людьми. Что является «ядром»бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, З. Фрейд выдвигает сначала так называемую «первую психоаналитическую систему», которая господствовала с 1905 по 1920 годы, а после 1920 года – «вторую психоаналитическую систему». Согласно первой психоаналитической системев основе бессознательного лежит «либидо»– сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет своё выражение: 1)в сексуальных действиях; 2) в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализовантрояко: 1) «выпущен на свободу» через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные; 2) вытеснен в бессознательное; 3) подавлен, лишён энергии через реактивные образования (стыд, мораль). Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта.Данная теория вызвала протест в Европе. В 20-е годы ХХ в. З. Фрейд разрабатывает вторую психоаналитическую систему,где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы – Эрос и Танатос. Эрос(инстинкт жизни)лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Танатос(инстинкт смерти)подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным. Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса. Воле к разрушению и смерти (энергия «мортидо») противостоит в человеке воля к жизни, частью которой является сексуальное желание (энергия «либидо»). Взаимодействие этих двух воль определяет, по З. Фрейду, поведение человека. Особое внимание З. Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры. Согласно З. Фрейду, человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимацияподавленной энергии и преобразование её в культуру. Общество создаёт заменитель подавленной энергии – ритуалы. Ритуал–коллективное бессознательное – форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество – религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия. По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются всё больше и больше. Это приводит: 1) к массовым психозам, всенародной депрессии; 2) к необходимости конструирования более сложных, изощрённых ритуалов. В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером. Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себя черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы. Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в «бессознательном» толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна. Роль лидера толпы, по З. Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой. На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма,разработанное его продолжателями – Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Карлом Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом. В частности, Альфред Адлер(1870 – 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности,который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни. Вильгельм Райх(1897 – 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма. Основная идея его концепции заключается в том, что воснове нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в «тисках» культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться начальству, властям – это приводит к «невротизации» человека, гибели его истинного «Я», самости. Единственный способ спасти человека – полное ниспровержение культуры(морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция. Карл Густав Юнг(1875 – 1961) выдвинул теорию архетипов. Согласно К. Г. Юнгу, жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во коллективное всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы–— универсальные бессознательные образы, властвующие над человеком, «"код"» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грёезы, галлюцинации. Архетипы –— «"зашифрованная» история человечества, высшие истины. Цель философии –- помочь человеку «"расшифровать»" архетипы,понять их смысл, а через них –— себя и окружающую действительность. Бессознательное влияет на человека, но это влияние можно скорректировать, если понять подсознательные мотивы действий и поставить их на службу высшим устремлениям и ценностям человека. Эрих Фромм(1900 -– 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования. ОнФромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования: 1)•патриархат и матриархат; 2)• гуманистическое и авторитарное сознание; 3)• власть и подчинение; 4)• стремление к обладанию («иметь») и просто жизнь («быть»); 5)• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история); 6)• "«свобода от»" (негативная свобода) и «"свобода для"» (— негативная и позитивная свободыа). Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивированиевсеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.Э. Фромм развил представление о двух моделях поведения, выбираемых индивидом. Или он идёт по пути потребительства, стараясь заполучить как можно больше вещей в свою собственность – путь, приведший к созданию «потребительского общества». Или он совершенствует заложенные в каждом способности. «Иметь или быть» – назвал Э. Фромм эту дилемму. Человек идёт по пути потребительства, когда не осознает своё глубинное стремление стать полноценной личностью. Другая, по Э. Фромму, фундаментальная дилемма – между ложным единством в тоталитарном обществе, в котором свобода каждого подавляется, и истинным единством через любовь. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы на смену агрессивно-потребительскому отношению к миру пришло отношение любовно-творческое. Цель философии, по Э. Фромму, – помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения – культивированиевсеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины. Основной вывод книги Э. Фромма «Искусство любить» заключается в том, что любовь в широком смысле слова «является единственно здравым и адекватным решением проблемы человеческого существования», поэтому «всякое общество, которое так или иначе ограничивает развитие любви, неизбежно рано или поздно погибнет, придя в противоречие с основными потребностями человеческой природы».
Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство.,близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является представитель Франкфуртской философской школы Герберт. Маркузе(1898 –— 1979). Главное произведение Г. Маркузе –— «"Одномерный Человек"» (1964). Суть его в том, что современное "«одномерное общество»" воспитывает нормального, но «"одномерного человека»",обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления –— потребления. Человек-потребитель постепенно становится «"винтиком»", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя. Выход из данного положения, «"прорыв»" одномерного общества Г. Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощеённости, в сексуальной революции.
|
|||
|