Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Современный позитивизм



Современный позитивизм

Позитивизм– направление философии, зародившееся в 30 – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия опиралась только надостоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво­бодиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле­дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая дру­гая наука), опираться на научный метод.

В своём развитии позитивизм прошёл четыре основные стадии:

1) классический позитивизм (О. Конт и Г. Спенсер);

2) махизм (эмпириокритицизм);

3) неопозитивизм;

4) постпозитивизм.

Махизмнередко называют «второй формой позитивизма». Его создателями считаются австрийский физик Эрнст Мах(1838 – 1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843 – 1896) и французский математик Анри Пуанкаре (1854 – 1912).Основная идеямахизма– в основе философии должен лежать критический опыт(в связи с этим данное направление имеет и ещё одно название – эмпириокритицизм).

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеалистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представ­ляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное ис­следование человеческих ощущений. А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

- во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой;

- во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

 

Наоборот, очень популярным и распространённым в первой поло­вине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм.

Основными представителями неопозитивизмабыли:

1) философы «Венского кружка»:Мориц Шлик (1882 – 1936) – основатель; его последователи – Рудольф Карнап (1891 – 1970), Отто Нейрат (1882 – 1945), Ганс Рейхенбах (1891 – 1953);

2) представители Львовско-Варшавской школы: Ян Лукасевич (1878 – 1956), Альфред Тарский (1902 – 1984);

3) британский логик и философ Бертран Рассел(1872 – 1970), обладатель Нобелевской премии по литературе (1950) за книгу «Брак и мораль» (1929);

4) австрийский философ и логик Людвиг Витгенштейн(1889 – 1951).

Главная идеянеопозитивизма заключается в том, что философия должна зани­маться логическим анализом языка науки,поскольку язык, как и язык науки, – главное средство, через которое человек позитив­но (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. В связи с этим неопозитивизм называют ещё аналитической философией.

 

Философы этого направления полагали, что большинство философских проблем носит логико-лингвистический характер, то есть образуются в результате многозначности и неверного понимания понятий языка. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключённой в знаках (этим неопозитивизм сближа­ется с герменевтикой). Важная цель аналитической философии – построение с помощью аппарата математической логики идеальных моделей осмысленного рассуждения.

Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации– сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а следовательно, эти пробле­мы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного науч­ного разрешения. Они должны быть исключены из философии. Как подчеркнул Л. Витгенштейн, «о чём нельзя говорить (ясно и отчётливо), о том следует молчать».

Таким образом, неопозитивизм, помимо логического анализа языка науки, направленного на устранение бессмысленных рассуждений, стремился к освобождению философии от метафи­зических(не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Цель неопозитивизма – свести все научные результаты к некоторому количеству базисных утверждений, непосредственно проверяемых эмпирически, – оказалась нереализуемой. Предпринятые в методологии науки попытки выработать универсальные модели, по которым «работает» наука, тоже не удались.

 

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм(вторая половина – конец XX в.). Его главными представителями считаются английский философ и социолог Карл Поппер (1902 – 1994), американский историк и философ науки Томас Кун (1922 – 1996), венгерский философ Имре Лакатос (1922 – 1974), британский философ Стивен Тулмин (1922 – 2009), американский философ и методолог науки Пол Фейерабенд (1924 – 1994).

Постпозитивизм отходит от приоритетности логического ис­следования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цельпостпозитивизма– исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основополагающим для формирования философии постпозитивизма стал труд Т. Куна «Структура научных революций» (1962), где обосновывается тезис о том, что развитие науки представляет собой смену парадигм (от греч. paradeigma – пример, образец, модель).

Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:

1) как возникает новая теория?

2) как она добивается признания?

3) каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих?

4) возможно ли понимание между сторонниками альтернатив­ных теорий?

Постпозитивизм смягчает своё отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимоза­висимости между истинностью теории и её верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жёсткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизи­ческие, ненаучные) проблемы из философии.

Важно не только доказательство истинности научных положений, но и избавление от ложных гипотез: «Именно возможность опровержения, или фальсификации, теорий определяет возможность их проверок, а следовательно, их научный характер» (К. Поппер). Разум и опыт, только объединившись, смогут приблизиться к истине. Опытная проверка эффективна в естественных науках, в изучении истории, политики и других общественных явлений на первый план выходит рационализация, таящая в себе немало опасностей (ведь цель и смысл придаётся истории людьми).

Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скач­кообразно, имеет взлёты и падения, но общая тенденция на­правлена к росту и совершенствованию научного знания.

Можно выделить основные проблемы постпози­тивизма:

1) проблема демаркации (К. Поппер) – отделение объективного научного знания от ненаучного как одна из основных задач философии;

2)проблема фальсификации (К. Поппер) – принципиальная опровержимость любого научного утверждения (следует ли отказываться от науч­ной теории в целом при обнаружении в ней одного или не­скольких ложных, оказавшихся неистинными фактов), в отличие от верификации фальсификация даёт возможность анализировать релятивное знание – знание, находящее в стадии становления;

 

3) проблема фаллибилизма (К. Поппер) – любое научное знание носит лишь гипотетический характер, не является окончательным, подвержено ошибкам и требует замены на новую интерпретацию: «Нельзя ошибиться только в том, что всё наше знание ошибочно».

4) проблема правдоподобия научных теорий (по каким крите­риям проверить правдоподобность научных теорий);

5) проблема критической рациональности в науке;

6) проблема соизмеримости научных теорий (по каким крите­риям следует выяснить родственность, соизмеримость науч­ных теорий);

7) проблема понимания, нахождения общих точек зрения меж­ду представителями антагонистических теорий.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.