|
|||
Современный позитивизмСовременный позитивизм Позитивизм– направление философии, зародившееся в 30 – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия опиралась только надостоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. В своём развитии позитивизм прошёл четыре основные стадии: 1) классический позитивизм (О. Конт и Г. Спенсер); 2) махизм (эмпириокритицизм); 3) неопозитивизм; 4) постпозитивизм. Махизмнередко называют «второй формой позитивизма». Его создателями считаются австрийский физик Эрнст Мах(1838 – 1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843 – 1896) и французский математик Анри Пуанкаре (1854 – 1912).Основная идеямахизма– в основе философии должен лежать критический опыт(в связи с этим данное направление имеет и ещё одно название – эмпириокритицизм). Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеалистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать: - во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой; - во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером). Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.
Наоборот, очень популярным и распространённым в первой половине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм. Основными представителями неопозитивизмабыли: 1) философы «Венского кружка»:Мориц Шлик (1882 – 1936) – основатель; его последователи – Рудольф Карнап (1891 – 1970), Отто Нейрат (1882 – 1945), Ганс Рейхенбах (1891 – 1953); 2) представители Львовско-Варшавской школы: Ян Лукасевич (1878 – 1956), Альфред Тарский (1902 – 1984); 3) британский логик и философ Бертран Рассел(1872 – 1970), обладатель Нобелевской премии по литературе (1950) за книгу «Брак и мораль» (1929); 4) австрийский философ и логик Людвиг Витгенштейн(1889 – 1951). Главная идеянеопозитивизма заключается в том, что философия должна заниматься логическим анализом языка науки,поскольку язык, как и язык науки, – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. В связи с этим неопозитивизм называют ещё аналитической философией.
Философы этого направления полагали, что большинство философских проблем носит логико-лингвистический характер, то есть образуются в результате многозначности и неверного понимания понятий языка. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключённой в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой). Важная цель аналитической философии – построение с помощью аппарата математической логики идеальных моделей осмысленного рассуждения. Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации– сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии. Как подчеркнул Л. Витгенштейн, «о чём нельзя говорить (ясно и отчётливо), о том следует молчать». Таким образом, неопозитивизм, помимо логического анализа языка науки, направленного на устранение бессмысленных рассуждений, стремился к освобождению философии от метафизических(не имеющих достоверного научного решения) проблем. Цель неопозитивизма – свести все научные результаты к некоторому количеству базисных утверждений, непосредственно проверяемых эмпирически, – оказалась нереализуемой. Предпринятые в методологии науки попытки выработать универсальные модели, по которым «работает» наука, тоже не удались.
Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм(вторая половина – конец XX в.). Его главными представителями считаются английский философ и социолог Карл Поппер (1902 – 1994), американский историк и философ науки Томас Кун (1922 – 1996), венгерский философ Имре Лакатос (1922 – 1974), британский философ Стивен Тулмин (1922 – 2009), американский философ и методолог науки Пол Фейерабенд (1924 – 1994). Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цельпостпозитивизма– исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основополагающим для формирования философии постпозитивизма стал труд Т. Куна «Структура научных революций» (1962), где обосновывается тезис о том, что развитие науки представляет собой смену парадигм (от греч. paradeigma – пример, образец, модель). Основные вопросы, интересующие постпозитивистов: 1) как возникает новая теория? 2) как она добивается признания? 3) каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих? 4) возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий? Постпозитивизм смягчает своё отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и её верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жёсткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии. Важно не только доказательство истинности научных положений, но и избавление от ложных гипотез: «Именно возможность опровержения, или фальсификации, теорий определяет возможность их проверок, а следовательно, их научный характер» (К. Поппер). Разум и опыт, только объединившись, смогут приблизиться к истине. Опытная проверка эффективна в естественных науках, в изучении истории, политики и других общественных явлений на первый план выходит рационализация, таящая в себе немало опасностей (ведь цель и смысл придаётся истории людьми). Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлёты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания. Можно выделить основные проблемы постпозитивизма: 1) проблема демаркации (К. Поппер) – отделение объективного научного знания от ненаучного как одна из основных задач философии; 2)проблема фальсификации (К. Поппер) – принципиальная опровержимость любого научного утверждения (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов), в отличие от верификации фальсификация даёт возможность анализировать релятивное знание – знание, находящее в стадии становления;
3) проблема фаллибилизма (К. Поппер) – любое научное знание носит лишь гипотетический характер, не является окончательным, подвержено ошибкам и требует замены на новую интерпретацию: «Нельзя ошибиться только в том, что всё наше знание ошибочно». 4) проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий); 5) проблема критической рациональности в науке; 6) проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий); 7) проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.
|
|||
|