Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





mif.to/samorazvitie 168 страница



 

Между миндалевидным телом и префронтальной корой связь не только структурная, но и биохимическая. Вентромедиальная префронтальная кора и амигдала отличаются высокой концентрацией химических рецепторов нейромедиатора серотонина. Счи-тается, что это вещество, кроме всего прочего, отвечает за сотрудничество: обезьяны с большой концентрацией рецепторов серотонина в областях префронтальной коры

 

амигдалы «разумно действуют в социуме»,тогда как особи с низкой концентраци-ей враждебны и агрессивны. См. Antonio Damosio, Descartes’ Error (New York: Gros set/ Putnam, 1994).


 

 

Примечания                                                                                                               507


Исследования на животных показывают, что, когда части префронтальных долей повреждены и уже не могут регулировать эмоциональные сигналы из лимбической части, особи становятся непредсказуемыми: они то вспыхивают гневом, то ёжат-ся в страхе. Александр Романович Лурия, блистательный русский нейропсихолог, еще в далеких 1930-х годах предположил, что префронтальная кора играет ключе-вую роль в самоконтроле и помогает справиться со всплесками эмоций.Лурия отме-чал,что пациенты,мозг которых был поврежден именно в этой части,вели себя им-пульсивно и страдали от приступов то страха,то гнева.Томография мозга двадцати мужчин и женщин,виновных во внезапных,аффективных преступлениях,показа-ла сравнительно низкую активность в тех же частях префронтальной коры.

 

Одна из основных научных работ по исследованию поврежденных долей в мозге крыс принадлежит Виктору Дерменбергу, психологу из Университета Коннектикута.

 

G. Gianotti, Emotional behavior and hemispheric side of lesion, Cortex, 8, 1972.

 

О случае перенесшего инсульт пациента, который стал вести себя более дружелюб-но,рассказала Мэри К.Моррис (Университет Флориды,кафедра неврологии) на съез-де Международного нейрофизиологического общества. 13–16 февраля 1991 года, Сан-Антонио.

 

Lynn D. Selemon et al., Prefrontal Cortex, American Journal of Psychiatry, 152, 1995.

 

Philip Harden and Robert Pihl, Cognitive Function, Cardiovascular Reactivity, and Behavior in Boys at High Risk for Alcoholism, Journal of Abnormal Psychology, 104, 1995.

 

Antonio Damasio, Descartes’ Error: Emotion, Reason and the Human Brain (New York: Grosset/ Putnam, 1994).

 

Глава 3. Когда умный глупеет

 

 История Джейсона Х. была изложена в статье Warning by a Valedictorian Who Faced Prison,

 

в The New York Times (June 23, 1992).

 

Howard Gardner, Cracking Open the IQ Box, The American Prospect, Winter 1995.

 

 Richard Herrnstein and Charles Murray, The Bell Curve: Intelligence and Class Structure

 

in American Life (New York: Free Press, 1994), p. 66.

 

George Vaillant, Adaptation to Life (Boston: Little, Brown, 1977). Средний результат SAT у гар-вардской группы был 584 из 800. Доктор Джордж Вайлант (на момент написания кни-ги преподавал в Медицинской школе Гарвардского университета) пояснил,как мало может предсказать этот тест, когда речь идет о людях с изначальным жизненным преимуществом.

 

 J. K. Felsman and G. E. Vaillant, Resilient Children as Adults: A 40-Year Study, в E. J. Anderson

 

and B. J. Cohler, eds., The Invulnerable Child (New York: Guilford Press, 1987).


 

 

508                                                                                                            Примечания


Карен Арнольд, принимавшая участие в исследовании лучших выпускников совместно с Терри Денни в Университете Иллинойса, цитируется по The Chicago Tribune (May 29,1992).

 

Основными коллегами Гарднера по реализации проекта «Спектрум» были Мара Кре-чевски и Дэвид Фелдман.

 

Мое интервью сГовардом Гарднером о его теории множественного интеллекта было опубликовано под названием Rethinking the Value of Intelligence Tests в The New York Times Education Supplement (Nov. 3, 1986) и нескольких других изданиях.

 

Сравнение IQ-тестов со способностями, которые развивает проект «Спектрум», приве-дены в главе, написанной в соавторстве с Марой Кречевски, в Howard Gardner, Multiple Intelligences: The Theory in Practice (New York: Basic Books, 1993).

 

Краткое определение взято из Howard Gardner, Multiple Intelligences, p. 9.

 

Howard Gardner and Thomas Hatch, Multiple Intelligences Go to School, Educational Re-searcher IS, 8 (1989).

 

Модель эмоционального интеллекта была представлена в Peter Salovey and John D. Mayer, Emotional Intelligence, Imagination, Cognition, and Personality 9 (1990), pp. 185–211.

Robert J. Sternberg, Beyond I.Q. (New York: Cambridge University Press, 1985).

 

Базовое определение «эмоционального интеллекта» можно найти в Salovey and Mayer,

 

Emotional Intelligence, p. 189.

 

Джек Блок, Калифорнийский университет в Беркли, неопубликованная научная ра-бота, февраль 1995 года. Вместо понятия «эмоциональный интеллект» Блок использует термин «устойчивость эго», однако отмечает, что основные его компоненты включают эмоциональную саморегуляцию, адаптивный контроль над импульсами, уверенность в собственных силах и социальный интеллект. Поскольку все это основные элементы эмоционального интеллекта, устойчивость эго можно рассматривать как косвенный способ определить уровень эмоционального интеллекта — точно так же как SAT ис-пользуется для определения IQ. Блок проанализировал данные лонгитюдного исследо-вания с участием около сотни мужчин и женщин в возрасте до двадцати с небольшим лет. И с помощью статистических методов проверил, как коррелируют их характер и поведение с IQ вне зависимости от эмоционального интеллекта и с эмоциональным интеллектом вне зависимости от IQ. Выяснилось, что между IQ и устойчивостью эго существует умеренная корреляция, однако эти два понятия независимы друг от друга.

 

Глава 4. Познай самого себя

 

Я использую понятие «самоосознание» (self-awareness), подразумевая под ним самореф-лексию, интроспективное рассматривание событий собственной жизни — то, что ино-гда называют осознанностью (mindfulness).

 

См. также: Jon Kabat-Zinn, Wherever You Go, There You Are (New York: Hyperion, 1994).


 

Примечания                                                                                                             509


Остроумное сравнение внимающей позиции психоаналитика и самоосознания можно найти в Mark Epstein’s Thoughts Without a Thinker (New York: Basic Books, 1995). Эпштейн отмечает,что,если эта способность глубоко развита,она может помочь наб-людателю сбросить шоры его собственной личности и стать «более гибким,храбрым, “развитым эго”, способным принимать жизнь во всей ее полноте».

 

William Styron, Darkness Visible: A Memoir of Madness (New York: Random House, 1990), p. 64.

 

John D. Mayer and Alexander Stevens, An Emerging Understanding of the Reflective (Meta) Expe-rience ofMood, неопубликованная научная работа (1993).

 

Mayer and Stevens, An Emerging Understanding. Некоторые термины для описания моделей эмоциональной самоосознанности представляют собой мои адаптации их категорий.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.