|
|||
Упряжки.. Образование.Упряжки. Прежде всего о выражении “закладывать лошадей”. Это означало запрячь их в экипаж; откладывать, или раскладывать, — распрячь, отпрячь; перекладывать (отсюда и слово “перекладные”) — перепрячь, заменить одних лошадей другими. Упряжки бывали разными, и отличались они не только количеством лошадей, но и порядком их расположения. Наиболее популярной в России была тройка: средняя лошадь, наиболее крепкая, называлась коренной или коренником, на нее приходилась главная нагрузка. Боковые лошади назывались пристяжными. Коренник бежал рысью, пристяжные галопом. Тройка воспета в десятках русских стихотворений, песен и романсов, не потерявших своей популярности и в наши дни. Гоголевская “птица - тройка”, которой писатель уподобил Русь, памятна каждому. Ездили и на четверках, или четвернях, — четырех лошадях, запряженных в ряд, что было возможно только для широких дорог, а чаще запряженных попарно, одна пара за другой, то есть цугом. Шестерки, или шестерни, восьмерки и т.д. также впрягались парами, в линию. Пары лошадей, впряженные справа и слева от дышла, то есть одиночной оглобли, назывались дышловыми — правой и левой. Передняя пара лошадей именовалась уносной. Упряжка парой, когда в оглобли впрягался коренник, а к нему привязывалась пристяжная, называлась парой на отлете или парой с отлетом. Цугом, то есть с большим количеством лошадей, не менее четырех, впряженных попарно, ездили очень богатые, сановитые люди. Гусем, то есть одна за другой (до пяти), запрягались лошади, как правило, за городом, на узкой зимней дороге, чтобы не увязнуть в сугробе. При запряжке цугом на одной из передних лошадей непременно сидел верхом форейтор (в переводе с немецкого — передний всадник), в народном произношении фалетор, обычно мальчишка или же, как исключение, взрослый человек малого веса, чтобы не отягощать лошади. Обязанностью форейтора было управлять передней парой лошадей, которые служили направляющими для остальных. Приближение почтового экипажа оповещал звон колокольчика, прикрепленного под дугой коренника. У пристяжных лошадей, ходивших без дуги, к сбруе подвешивались бубенцы. Крупные бубенцы, издававшие глухой звук, назывались глухарями. - Какие слова, услышанные на уроке, встречаются вам в книгах, фильмах, литературе, разговоре? (Тройка с бубенцами, пристяжная, форейтор, цугом) Образование. Во второй половине XIX века значительные успехи были достигнуты в сфере школьного образования: возникло много новых типов учебных заведений. В декабре 1861 года в Воронеже открылось первое в губернии женское училище. Через два года его преобразуют в восьмиклассную Мариинскую женскую гимназию - одну из лучших в провинциальной России. В 1875 году для гимназии построят специальное здание на углу Большой Дворянской и Тулиновской (ныне улица Комиссаржевской). Среди известных выпускниц гимназии художница Е. А. Киселёва, писательница О.К. Кретова. Для обучения дочерей духовных лиц, преимущественно из бедных семей или сирот, в 1865 году создано Епархиальное женское училище. С 1888 года его выпускницам выдавались свидетельства на звание учительниц церковноприходских школ. В сентябре 1873 года в Воронеже появилась мужская прогимназия. Она давала неполное среднее образования, соответствующее четырём младшим классам гимназии. К концу XIX века в Воронежской губернии насчитывалось 25 городских училищ всех типов. Если учесть, что 90 городов России с населением более 10 тысяч человек каждый училищ вообще не имели, нашу губернию по этому показателю можно отнести к числу вполне благополучных. В 1884 году были утверждены “Правила о церковноприходских школах”. Правительство всячески поддерживало эти школы и старалось выделить их в качестве приоритетного направления в начальном образовании. Это обеспечило им стремительный рост. Если к 1886 году в Воронежской епархии числилось 52 церковноприходские школы, то к концу века их число увеличилось в 14 раз. Правда, по расчётам исследователей, государство тратило на содержание одной такой школы в 5-6 раз меньше средств, чем земство. Поэтому образование, полученное в земской школе, было более прочным. - Что вы знаете о церковноприходских школах из истории? - Когда земская школа появилась у вас в селе? Это интересно. Русские меры длины, площади, веса, емкости и объема жидкости в XIX века. Меры длины: “От горшка два вершка” Гиганты в 15 вершков? (67 см)
Меры площади:
Меры веса: “Мал золотник, да дорог”
Меры емкости сыпучих товаров:
Меры объема жидкости:
|
|||
|