|
|||
НеоклассицизмНеоклассицизм Неоклассицизм – стиль, опирающийся на образцы искусства и архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, а также на наследие Возрождения и классицизма. В зарубежной историографии термин «неоклассицизм» применяется к классическому направлению в архитектуре и искусстве последней трети 18 – 1-й трети 19 вв. (в отличие от классицизма 17 в.), а также к последующим волнам обращения к классическим идеалам. В отечественной традиции стили этих эпох принято называть последовательно классицизмом 18 в. и александровским классицизмом или ампиром (во Франции и собственно в России), а термин «неоклассицизм» относится лишь к направлению в архитектуре и изобразительном искусстве конца 1900-х – 1910-х гг., а также 1920-х и 1930–50-х гг. (англоязычный аналог – Neoclassical Revival). В последнее время наблюдается тенденция перехода к международной терминологии. Неоклассицизм 20 в. возник как реакция на свободное формообразование стиля модерн и «всеядность» эклектизма, в позднейшие годы существовал в качестве альтернативы модернизму. Для архитектуры неоклассицизма характерно использование форм и принципов классических ордеров, чёткой, как правило, симметричной композиции, ясно читаемого силуэта и пространства, использование античных декоративных форм, а также стремление к созданию градостроительных ансамблей. В начале 20 в. неоклассицизм проявился в работах таких архитекторов, как О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, Э. Г. Асплунд в Швеции, Э. Лаченс в Англии, и др. В 1930-х гг. модернизированный неоклассицизм стал официальным стилем искусства Третьего Рейха в Германии (архитекторы А. Шпеер, П. Л. Трост и др.), фашистского искусства в муссолиниевской Италии (архитекторы М. Пьячентини, А. Мадзони и др.) и в сталинском СССР, благодаря чему начал ассоциироваться с тоталитарными режимами и утратил популярность в демократических странах. Однако черты неоклассицизма эпизодически проявлялись и позднее, особенно в архитектуре США; в последней трети 20 в. этот стиль влился в постмодернизм. В силу различных исторических обстоятельств особенно ярко неоклассицизм проявился в архитектуре России и СССР в 1-й пол. 20 в. Распространение этого стиля в 1910-е гг. отчасти связано с широким празднованием 100-летия Отечественной войны 1812 и с осознанием периода кон. 18 – нач. 19 вв. как «золотого века» русской культуры. Пропагандой этой идеи и ознакомлением публики с высшими достижениями русского искусства и архитектуры того времени занимался журнал «Аполлон». Русские архитекторы-неоклассицисты «серебряного века» вдохновлялись прежде всего творениями русских зодчих «первого» классицизма. Большую роль сыграла преподавательская деятельность Л. Н. Бенуа, привившего любовь к классицизму своим ученикам, среди которых были Ф. И. Лидваль, Г. Б. Бархин и бр. Веснины (приверженцы Н. до своего обращения к конструктивизму в 1920-е гг.), а также И. А. Фомин, В. А. Щуко, С. Е. Чернышёв, В. Г. Гельфрейх, Л. В. Руднев, Л. М. Поляков и др. архитекторы, работавшие в русле неоклассицизма как в предреволюционные годы, так и в дальнейшем, в особенности в 1930–50-х гг. Особое место в истории неоклассицизма занимает творчество И. В. Жолтовского, раньше других начавшего работать в традициях палладианства и остававшегося представителем неоклассицизма вплоть до 1950-х гг. Прекрасными образцами неоклассицизма стали ранние произведения Фомина (дом А. А. Половцева на Каменном о., 1911–13, и проект застройки Тучкова Буяна, 1913, оба в С.-Петербурге, и др.), работы В. Д. Адамовича и В. М. Маята (особняк Н. А. Второва в Москве, 1913–15), бр. Весниных (дом Д. Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913). Отдал дань неоклассицизму и Ф. О. Шехтель, хотя в его собственном особняке на Б. Садовой ул. в Москве (1909) мотивы неоклассицизма сочетаются с композиционными приёмами модерна. В 1910-х гг. неоклассицизм наложил отпечаток на облик крупных сооружений – банков (Азовско-Донской банк в С.-Петербурге, арх. Лидваль, 1907–13), доходных домов (дом Толстого на набережной р. Фонтанка в С.-Петербурге, Лидваль, 1910–12), музеев (Музей изящных искусств в Москве, 1898–1912 (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), арх. Р. И. Клейн), вокзалов (Брянский (Киевский) вокзал в Москве, архитекторы И. И. Рерберг, В. К. Олтаржевский, 1914–18), мостов (Бородинский мост в Москве, Клейн, 1912–13) – и в целом оставил заметный след в архитектурном облике российских городов. В 1920-х гг. неоклассицизм был оттеснён авангардными течениями в архитектуре, однако и в это время появлялись здания, отмеченные классицистическими чертами: пропилеи Смольного дворца в Санкт-Петербурге (Щуко, Гельфрейх, 1923–25), Госбанк СССР (Жолтовский, 1927–29). Фомин развивал концепцию «пролетарской классики», в которой упрощённые ордерные элементы сочетались с логикой железобетонных конструкций (дом об-ва «Динамо», совм. с А. Я. Лангманом, 1928). Новые условия для развития неоклассицизма в СССР создал провозглашённый в 1932 поворот к «освоению классического наследия»: неоклассицизм становится на 20 лет магистральным стилем советской архитектуры. В 1930-е гг. к продолжавшим работать дореволюционным мастерам присоединилось новое поколение архитекторов (А. Н. Душкин, К. С. Алабян, Д. Н. Чечулин, М. В. Посохин и др.). Аспиранты созданной в 1934 АА СССР занимались углублённым изучением классики; в 1935–36 группа советских архитекторов совершила поездку по Турции, Греции, Италии и Франции для знакомства с архитектурой античности, Возрождения и классицизма. При этом доктрина социалистического реализма требовала значительной переработки исторических прототипов и насыщения их коммунистической символикой. Среди важнейших построек этого периода – станции первых 4 линий Московского метрополитена, сооружения канала Москва – Волга, включая Северный речной вокзал в Москве (1937, архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, скульпторы И. С. Ефимов и др., художники Н. Я. Данько и др.). В архитектуре 1930-х гг. Н. существовал в сочетании с ар деко (станция метро «Дворец Советов», ныне «Кропоткинская», архитекторы Душкин, Я. Г. Лихтенберг, 1935), а также с чертами, унаследованными от конструктивизма (комплекс шлюза на р. Яуза, арх. Г. П. Гольц, 1937–39). Более монументальная разновидность неоклассицизма 1930–50-х гг., опиравшаяся на наследие русского ампира, получила впоследствии название «сталинский ампир». До Великой Отечественной войны сооружения в подобном стиле строились главным образом в Ленинграде (Дом Советов, арх. Н. А. Троцкий, 1936–41), но в послевоенный период он получил распространение по всей стране как наиболее подходящий для выражения пафоса Победы (др. назв. – «стиль "Триумф"»). Примерами могут служить решённые в виде триумфальных арок наземные павильоны ряда станций Кольцевой линии Московского метрополитена, многие элементы ансамбля Всероссийского выставочного центра (Центр. вход, 1954, арх. И. Д. Мельчаков; Главный павильон и др.), 7 высотных зданий в Москве, застройка Волгограда, ул. Крещатик в Киеве, центральных улиц и площадей Минска и др. В 1954 развитие неоклассицизма в СССР было прервано реформой Н. С. Хрущёва, осудившего «излишества в архитектуре» и провозгласившего переход к индустриальному домостроению. Впоследствии архитектура советского неоклассицизма подвергалась осуждению за свою эклектичность, а также как выражение тоталитарной эпохи. Ныне происходит переоценка этого явления: его рассматривают как продолжение неоклассицизма 1910-х гг. в специфических социально-исторических условиях.
Дом с башнями, или доходный дом Розенштейна (см.приложение 14) напоминает средневековый английский замок. Его фасад оформлен двумя массивными башнями, поэтому дом и назвали «Домом с башнями». Здание расположено на площади Толстого, центральной частью обращен к Каменноостровскому проспекту, а боковыми фасадами выходит на Большой проспект и улицу Льва Толстого. Дом с башнями построен в 1913-1915 годах в стиле неоклассицизма при участии двух архитекторов – Розенштейна и Белогруда. Карл Иванович Розенштейн, владелец земельного участка на Петроградской стороне, в 1908 году получил разрешение на строительство Доходного дома. Инженер-проектировщик, преподаватель физики и механики он сам за два года смоделировал основу будущего ансамбля. Началось строительство, но вскоре Розенштейн понял, что ему нужен помощник и пригласил в соавторы оригинально мыслящего архитектора и художника Андрея Белогруда. Последний отличался любовью к искусству средневековья и поэтому ввел в проект элементы в духе европейской готики. Архитектор создал совершенно оригинальную композицию по аналогу башен замка Максстоук (Maxstoke) в английском графстве Уорикшир (Warwickshire). Симметричные и шестигранные они поднимаются выше основного массива здания и приковывают к себе взгляды прохожих, идущих по Большому проспекту. Симметричные шестигранные башни вздымаются выше основного массива здания. Разнообразны очертания оконных проёмов. Окна третьего и пятого этажей со стороны ул. Льва Толстого намеренно сдвинуты по отношению к другим этажам. Углы башен Белогруд подчеркнул рустовкой, а в стене одной из них поместил декоративный циферблат со знаками Зодиака. На фасаде со стороны улицы Льва Толстого выступают два эркера. Оформление этой части здания со смещёнными рядами окон обусловлено тем, что с этой стороны в новое здание был включён существовавший пятиэтажный дом, который сохранил также и ряд элементов оформления: «романские» окна во дворе, литые ограждения и двери лестничных клеток. При всей своей живописности здание строилось с повышенным запасом прочности. Междуэтажные перекрытия несли сделанные по специальному заказу многопролётные двутавровые балки. Инженерное оснащение дома соответствовало самым высоким стандартам того времени: в квартирах были газовые плиты, утопленные в пол ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы. Во дворе здания размещался гараж. Внутренняя планировка, выполненная Розенштейном, отличалась компактностью. Строительство было завершено в 1915 году.
|
|||
|