Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Неоклассицизм



Неоклассицизм

Неоклассицизм – стиль, опи­раю­щий­ся на об­раз­цы искусства и ар­хи­тек­ту­ры Древ­ней Гре­ции и Древ­не­го Ри­ма, а так­же на на­сле­дие Воз­ро­ж­де­ния и клас­си­циз­ма. В за­ру­беж­ной ис­то­рио­гра­фии тер­мин «неоклассицизм» при­ме­ня­ет­ся к клас­сическому на­прав­ле­нию в ар­хи­тек­ту­ре и искусстве по­след­ней тре­ти 18 – 1-й тре­ти 19 вв. (в от­ли­чие от клас­си­циз­ма 17 в.), а так­же к по­сле­дую­щим вол­нам об­ра­ще­ния к клас­сическим идеа­лам. В отечественной тра­ди­ции стили этих эпох при­ня­то на­зы­вать по­сле­до­ва­тель­но клас­си­циз­мом 18 в. и алек­сан­д­ров­ским клас­си­циз­мом или ам­пи­ром (во Фран­ции и соб­ст­вен­но в Рос­сии), а тер­мин «неоклассицизм» от­но­сит­ся лишь к направлению в ар­хи­тек­ту­ре и изобразительном искусстве конца 1900-х – 1910-х гг., а так­же 1920-х и 1930–50-х гг. (англо­язычный аналог – Neoclassical Revival). В по­след­нее вре­мя на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция пе­ре­хо­да к ме­ж­ду­народной тер­ми­но­ло­гии.

Неоклассицизм 20 в. воз­ник как ре­ак­ция на сво­бод­ное фор­мо­об­ра­зо­ва­ние сти­ля мо­дерн и «все­яд­ность» эк­лек­тиз­ма, в позд­ней­шие го­ды су­ще­ст­во­вал в ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы мо­дер­низ­му. Для ар­хи­тек­ту­ры неоклассицизма ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние форм и прин­ци­пов клас­сических ор­де­ров, чёт­кой, как пра­ви­ло, сим­мет­рич­ной ком­по­зи­ции, яс­но чи­тае­мо­го си­лу­эта и про­стран­ст­ва, ис­поль­зо­ва­ние ан­тич­ных де­ко­ра­тив­ных форм, а так­же стрем­ле­ние к соз­да­нию гра­до­стро­ительных ан­самб­лей. В начале 20 в. неоклассицизм про­явил­ся в ра­бо­тах та­ких ар­хи­тек­то­ров, как О. Пер­ре и Т. Гар­нье во Фран­ции, П. Бе­ренс в Гер­ма­нии, О. Ваг­нер и А. Лоз в Ав­ст­рии, Э. Г. Ас­п­лунд в Шве­ции, Э. Ла­ченс в Анг­лии, и др. В 1930-х гг. мо­дер­ни­зи­ро­ван­ный неоклассицизм стал официальным сти­лем ис­кус­ст­ва Третье­го Рей­ха в Гер­ма­нии (ар­хи­тек­то­ры А. Шпе­ер, П. Л. Трост и др.), фа­ши­ст­ско­го ис­кус­ст­ва в мус­со­ли­ни­ев­ской Ита­лии (ар­хи­тек­то­ры М. Пья­чен­ти­ни, А. Мад­зо­ни и др.) и в ста­лин­ском СССР, бла­го­даря че­му на­чал ас­со­ции­ро­вать­ся с то­та­ли­тар­ны­ми ре­жи­ма­ми и ут­ра­тил по­пу­ляр­ность в де­мо­кра­тических стра­нах. Од­на­ко чер­ты неоклассицизма эпи­зо­ди­че­ски про­яв­ля­лись и позд­нее, особен­но в ар­хи­тек­ту­ре США; в по­след­ней тре­ти 20 в. этот стиль влил­ся в пост­мо­дер­низм.

В си­лу различных ис­то­рических об­стоя­тельств осо­бен­но яр­ко неоклассицизм про­явил­ся в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии и СССР в 1-й пол. 20 в. Рас­про­стра­не­ние это­го сти­ля в 1910-е гг. от­час­ти свя­за­но с ши­ро­ким празд­но­ва­ни­ем 100-ле­тия Отечественной вой­ны 1812 и с осоз­на­ни­ем пе­рио­да кон. 18 – нач. 19 вв. как «зо­ло­то­го ве­ка» русской  куль­ту­ры. Про­па­ган­дой этой идеи и оз­на­ком­ле­ни­ем пуб­ли­ки с выс­ши­ми дос­ти­же­ния­ми русского искусства и ар­хи­тек­ту­ры то­го вре­ме­ни за­ни­мал­ся журнал «Апол­лон». Русские ар­хи­тек­то­ры-не­оклас­си­ци­сты «се­реб­ря­но­го ве­ка» вдох­нов­ля­лись пре­ж­де все­го тво­ре­ния­ми русских зод­чих «пер­во­го» клас­си­циз­ма. Боль­шую роль сыг­ра­ла пре­по­да­ва­тель­ская дея­тель­ность Л. Н. Бе­нуа, при­вивше­го лю­бовь к клас­си­циз­му сво­им уче­ни­кам, сре­ди ко­то­рых бы­ли Ф. И. Лид­валь, Г. Б. Бар­хин и бр. Вес­ни­ны (при­вер­жен­цы Н. до своего об­ра­ще­ния к кон­ст­рук­ти­виз­му в 1920-е гг.), а так­же И. А. Фо­мин, В. А. Щу­ко, С. Е. Чер­ны­шёв, В. Г. Гельф­рейх, Л. В. Руд­нев, Л. М. По­ля­ков и др. ар­хи­тек­то­ры, ра­бо­тав­шие в рус­ле неоклассицизма  как в пред­ре­во­люци­он­ные го­ды, так и в даль­ней­шем, в осо­бен­но­сти в 1930–50-х гг. Осо­бое ме­сто в ис­то­рии неоклассицизма  за­ни­ма­ет твор­че­ст­во И. В. Жол­тов­ско­го, рань­ше дру­гих на­чав­ше­го ра­бо­тать в тра­ди­ци­ях пал­ла­ди­ан­ст­ва и ос­та­вав­ше­го­ся пред­ста­ви­те­лем неоклассицизма вплоть до 1950-х гг. Пре­крас­ны­ми об­раз­ца­ми неоклассицизма ста­ли ран­ние про­из­ве­де­ния Фо­ми­на (дом А. А. По­лов­це­ва на Ка­мен­ном о., 1911–13, и про­ект за­строй­ки Туч­ко­ва Буя­на, 1913, оба в С.-Пе­тер­бур­ге, и др.), ра­бо­ты В. Д. Ада­мо­ви­ча и В. М. Мая­та (особ­няк Н. А. Вто­ро­ва в Мо­ск­ве, 1913–15), бр. Вес­ни­ных (дом Д. Си­рот­ки­на в Ниж­нем Нов­го­ро­де, 1913). От­дал дань неоклассицизму  и Ф. О. Шех­тель, хо­тя в его собственном особ­ня­ке на Б. Са­до­вой ул. в Мо­ск­ве (1909) мо­ти­вы неоклассицизма со­че­та­ют­ся с ком­по­зиционными приё­ма­ми мо­дер­на. В 1910-х гг. неоклассицизм на­ло­жил от­пе­ча­ток на об­лик круп­ных со­ору­же­ний – бан­ков (Азов­ско-Дон­ской банк в С.-Пе­тер­бур­ге, арх. Лид­валь, 1907–13), до­ход­ных до­мов (дом Тол­сто­го на на­бе­реж­ной р. Фон­тан­ка в С.-Пе­тер­бур­ге, Лид­валь, 1910–12), му­зе­ев (Му­зей изящ­ных ис­кусств в Мо­ск­ве, 1898–1912 (ны­не Му­зей изо­бра­зи­тель­ных ис­кусств име­ни А. С. Пуш­ки­на), арх. Р. И. Клейн), во­кза­лов (Брян­ский (Ки­ев­ский) во­кзал в Мо­ск­ве, архи­тек­то­ры И. И. Рер­берг, В. К. Ол­тар­жев­ский, 1914–18), мос­тов (Бо­ро­дин­ский мост в Мо­ск­ве, Клейн, 1912–13) – и в це­лом ос­та­вил за­мет­ный след в ар­хитектурном об­ли­ке российских го­ро­дов. В 1920-х гг. неоклассицизм был от­тес­нён аван­гард­ны­ми те­че­ния­ми в ар­хи­тек­ту­ре, од­на­ко и в это вре­мя по­яв­ля­лись зда­ния, от­ме­чен­ные клас­си­ци­стическими  чер­та­ми: про­пи­леи Смоль­но­го двор­ца в Санкт-Пе­тер­бур­ге (Щу­ко, Гельф­рейх, 1923–25), Гос­банк СССР (Жол­тов­ский, 1927–29). Фо­мин раз­ви­вал кон­цеп­цию «про­ле­тар­ской клас­си­ки», в ко­то­рой уп­ро­щён­ные ор­дер­ные эле­мен­ты со­че­та­лись с ло­ги­кой железобетонных кон­ст­рук­ций (дом об-ва «Ди­на­мо», совм. с А. Я. Ланг­ма­ном, 1928).

Но­вые ус­ло­вия для раз­ви­тия неоклассицизма  в СССР соз­дал про­воз­гла­шён­ный в 1932 по­во­рот к «ос­вое­нию клас­си­че­ско­го на­сле­дия»: неоклассицизм ста­но­вит­ся на 20 лет ма­гист­раль­ным сти­лем советской ар­хи­тек­ту­ры. В 1930-е гг. к про­дол­жав­шим ра­бо­тать до­ре­во­люционным мас­те­рам при­сое­ди­ни­лось но­вое по­ко­ле­ние ар­хи­тек­то­ров (А. Н. Душ­кин, К. С. Ала­бян, Д. Н. Че­чу­лин, М. В. По­со­хин и др.). Ас­пи­ран­ты соз­дан­ной в 1934 АА СССР за­ни­ма­лись уг­луб­лён­ным изу­че­ни­ем клас­си­ки; в 1935–36 груп­па советских ар­хи­тек­торов со­вер­ши­ла по­езд­ку по Тур­ции, Гре­ции, Ита­лии и Фран­ции для зна­ком­ст­ва с ар­хи­тек­ту­рой ан­тич­но­сти, Воз­ро­ж­де­ния и клас­си­циз­ма. При этом док­три­на со­циа­ли­сти­чес­ко­го реа­лиз­ма тре­бо­ва­ла зна­чительной пе­ре­ра­бот­ки ис­то­рических про­то­ти­пов и на­сы­ще­ния их ком­му­ни­стической сим­во­ли­кой. Сре­ди важ­ней­ших по­стро­ек это­го пе­рио­да – стан­ции пер­вых 4 ли­ний Московского мет­ро­по­ли­те­на, со­ору­же­ния ка­на­ла Мо­ск­ва – Вол­га, вклю­чая Се­вер­ный реч­ной во­кзал в Мо­ск­ве (1937, ар­хи­тек­то­ры А. М. Рух­ля­дев, В. Ф. Крин­ский, скульп­то­ры И. С. Ефи­мов и др., ху­дож­ни­ки Н. Я. Дань­ко и др.). В ар­хи­тек­ту­ре 1930-х гг. Н. су­ще­ст­во­вал в со­че­та­нии с ар де­ко (стан­ция мет­ро «Дво­рец Со­ве­тов», ны­не «Кро­пот­кин­ская», ар­хи­тек­то­ры Душ­кин, Я. Г. Лих­тен­берг, 1935), а так­же с чер­тами, унас­ле­до­ван­ны­ми от кон­ст­рук­ти­виз­ма (ком­плекс шлю­за на р. Яу­за, арх. Г. П. Гольц, 1937–39).

Бо­лее мо­ну­мен­таль­ная раз­но­вид­ность неоклассицизма 1930–50-х гг., опи­рав­шая­ся на на­сле­дие русского ам­пи­ра, по­лу­чи­ла впо­след­ст­вии название «ста­лин­ский ам­пир». До Великой Отечественной  вой­ны со­ору­же­ния в по­доб­ном сти­ле строи­лись главным образом в Ле­нин­гра­де (Дом Со­ве­тов, арх. Н. А. Троц­кий, 1936–41), но в послевоенный пе­ри­од он по­лу­чил рас­про­стра­не­ние по всей стра­не как наи­бо­лее под­хо­дя­щий для вы­ра­же­ния па­фо­са По­бе­ды (др. назв. – «стиль "Три­умф"»). При­ме­ра­ми мо­гут слу­жить ре­шён­ные в ви­де три­ум­фаль­ных арок на­зем­ные па­виль­о­ны ря­да стан­ций Коль­це­вой ли­нии Московского мет­ро­по­ли­те­на, многие  эле­мен­ты ан­самб­ля Все­рос­сий­ско­го вы­ста­воч­но­го цен­тра (Центр. вход, 1954, арх. И. Д. Мель­ча­ков; Глав­ный па­виль­он и др.), 7 вы­сот­ных зда­ний в Мо­ск­ве, за­строй­ка Вол­го­гра­да, ул. Кре­ща­тик в Кие­ве, центральных  улиц и пло­ща­дей Мин­ска и др. В 1954 раз­ви­тие неоклассицизма  в СССР бы­ло пре­рва­но ре­фор­мой Н. С. Хру­щё­ва, осу­див­ше­го «из­ли­ше­ст­ва в ар­хи­тек­ту­ре» и про­воз­гла­сив­ше­го пе­ре­ход к ин­ду­ст­ри­аль­но­му до­мо­строе­нию. Впо­след­ст­вии ар­хи­тек­ту­ра советского неоклассицизма  под­вер­га­лась осу­ж­де­нию за свою эк­лек­тич­ность, а так­же как вы­ра­же­ние то­тали­тар­ной эпо­хи. Ны­не про­ис­хо­дит пе­ре­оцен­ка это­го яв­ле­ния: его рас­смат­ри­ва­ют как про­дол­же­ние неоклассицизма 1910-х гг. в спе­ци­фических со­ци­аль­но-ис­то­рических ус­ло­ви­ях.

 

Дом с башнями, или доходный дом Розенштейна (см.приложение 14) напоминает средневековый английский замок. Его фасад оформлен двумя массивными башнями, поэтому дом и назвали «Домом с башнями». Здание расположено на площади Толстого, центральной частью обращен к Каменноостровскому проспекту, а боковыми фасадами выходит на Большой проспект и улицу Льва Толстого.

Дом с башнями построен в 1913-1915 годах в стиле неоклассицизма при участии двух архитекторов – Розенштейна и Белогруда. Карл Иванович Розенштейн, владелец земельного участка на Петроградской стороне, в 1908 году получил разрешение на строительство Доходного дома. Инженер-проектировщик, преподаватель физики и механики он сам за два года смоделировал основу будущего ансамбля.

Началось строительство, но вскоре Розенштейн понял, что ему нужен помощник и пригласил в соавторы оригинально мыслящего архитектора и художника Андрея Белогруда. Последний отличался любовью к искусству средневековья и поэтому ввел в проект элементы в духе европейской готики.

Архитектор создал совершенно оригинальную композицию по аналогу башен замка Максстоук (Maxstoke) в английском графстве Уорикшир (Warwickshire). Симметричные и шестигранные они поднимаются выше основного массива здания и приковывают к себе взгляды прохожих, идущих по Большому проспекту.

Симметричные шестигранные башни вздымаются выше основного массива здания. Разнообразны очертания оконных проёмов. Окна третьего и пятого этажей со стороны ул. Льва Толстого намеренно сдвинуты по отношению к другим этажам. Углы башен Белогруд подчеркнул рустовкой, а в стене одной из них поместил декоративный циферблат со знаками Зодиака.

На фасаде со стороны улицы Льва Толстого выступают два эркера. Оформление этой части здания со смещёнными рядами окон обусловлено тем, что с этой стороны в новое здание был включён существовавший пятиэтажный дом, который сохранил также и ряд элементов оформления: «романские» окна во дворе, литые ограждения и двери лестничных клеток.

При всей своей живописности здание строилось с повышенным запасом прочности. Междуэтажные перекрытия несли сделанные по специальному заказу многопролётные двутавровые балки. Инженерное оснащение дома соответствовало самым высоким стандартам того времени: в квартирах были газовые плиты, утопленные в пол ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы. Во дворе здания размещался гараж. Внутренняя планировка, выполненная Розенштейном, отличалась компактностью.

Строительство было завершено в 1915 году.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.