Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Необарокко



Необарокко

Необарокко, один из ис­то­ри­че­ских сти­лей в ар­хи­тек­ту­ре, изо­бра­зи­тель­ном и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве 2-й тре­ти 19 – начала 20 вв. Воз­ник вслед­ст­вие рас­па­да це­ло­ст­ной сис­те­мы ев­ропейского клас­си­циз­ма и фор­ми­ро­ва­ния «ар­хи­тек­ту­ры вы­бо­ра». Ис­точ­ни­ком форм и мо­ти­вов необарокко стал стиль ев­ропейского ба­рок­ко 17 в., од­на­ко ар­хи­тек­ту­ра необарокко от­ли­ча­ет­ся бо­лее сво­бод­ной трак­тов­кой ар­хитектурного ор­де­ра, бо­га­тым уб­ран­ст­вом фа­са­дов, мно­го­об­ра­зи­ем и слож­но­стью де­ко­ра­тив­ных эле­мен­тов: скульп­тур­но­го уб­ран­ст­ва, гро­те­ск­ных форм и прочего. Окон­ча­тель­ное сло­же­ние необарокко про­ис­хо­дит в 1850-е гг. Необарокко вошло со­став­ной ча­стью в стиле Вто­рой им­пе­рии во Фран­ции, «стиль Ринг­штра­се» в Ав­ст­ро-Венг­рии, вик­то­ри­ан­ский стиль в Ве­ли­ко­бри­та­нии. Стиль необарокко ис­поль­зо­вал­ся для про­ек­тов круп­ных об­щественных зда­ний, до­ход­ных до­мов, куль­то­вых со­ору­же­ний, ре­же – в ча­ст­ном строи­тель­ст­ве. К клю­че­вым па­мят­ни­кам сти­ля от­но­сят­ зда­ние Па­риж­ской опе­ры (см.приложение 1). В 1880-е гг. в Анг­лии фор­ми­ру­ет­ся ва­ри­ант необарокко, под­ра­жа­ющий «анг­лий­ско­му ба­рок­ко» (твор­че­ст­во К. Ре­на, Дж. Ван­бру, Н. Хок­сму­ра): ар­хи­тек­то­ры Дж. Бел­чер, А. Б. То­мас и др. Национальный стиль объ­е­ди­нён­ной Ита­лии («стиль Ум­бер­то I») со­еди­нил в се­бе эле­мен­ты необарокко и не­оре­нес­сан­са (па­мят­ник Вик­то­ру Эм­ма­нуи­лу II (см.приложение 2), Дво­рец Юс­ти­ции (см.приложение 3).

В Рос­сии ар­хи­тек­ту­ра необарокко ин­тер­пре­тиру­ет фор­мы пет­ров­ско­го ба­рок­ко и ели­за­ве­тин­ско­го ба­рок­ко, от­ли­ча­ет­ся по­ли­хро­ми­ей фа­са­дов и мно­го­об­ра­зи­ем скуль­п­тур­но­го и леп­но­го де­ко­ра

Постепенно на домах начали появляться консоли, большие застекленные окна, железные проемы и косоуры лестниц. Необарокко в архитектуре начал активнее распространятся. Дома стали украшать колоннами с двойными каннелюрами, лучковыми фронтонами, фигурами богов и атлантов. Таким образом, стиль необарокко придавал зданиям изящество и, вскоре, полюбился современниками.

 

Дворец Белосельских-Белозерских (см.приложение 4), который был перестроен в 1847-1848 годах архитектором А.И Штакеншнейдером в Санкт-Петербурге, практически первым испробовал на себе новый стиль, приобретя современный вид. Здание после перестройки стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского. В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец, выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века.

Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен. По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид. Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.

 

 Позднее в этом направлении построили Мариинский дворец (см.приложение 5), облик которого подчеркнуто сдержан, спокоен и производит впечатление не обилием и разнообразием украшений, а внушительностью. В характере фасада легко узнать черты классицизма. Его центр и крылья выделены выступающими частями здания (ризалитами); первый этаж обработан рустом; второй и третий этажи объединены колоннами и пилястрами; центр здания особо акцентирован высоким аттиком и на уровне бельэтажа - просторным балконом-террасой с балюстрадой, декорированной шестью вазами. Под балконом расположен вынесенный вперед Главный подъезд с мощной аркадой, широкой гранитной лестницей со стороны площади и пологими пандусами по бокам. Фасад монументален и симметричен, уравновешен по вертикали и горизонтали, что придает ему величественное спокойствие. Все это присуще классическим традициям.

Штакеншнейдер, непревзойденный знаток архитектурных стилей, искусный их интерпретатор, использовал в наружности Мариинского дворца каноны классики вполне сознательно. Подобно великим предшественникам он всегда сообразовывал свою постройку с окружением, гармонично вписывал в городскую или природную среду, стремился создать ансамбль, сохранить его и дополнить. А доминантой еще полупустой Исаакиевской площади уже тогда служит собор. Классический облик собора требовал, чтобы фасад Мариинского дворца, второго по значимости здания на площади, носил родственные ему черты.

Подчеркнув стилистическое родство дворца с собором, Штакеншнейдер не остался копиистом, а в духе времени внес в рисунок фасада новые элементы, придав облику здания оригинальность. Руст первого этажа мельче обычного. Он получил название «бриллиантового», так как подражает огранке драгоценных камней. Впервые в Петербурге вертикальные желобки на поверхности колонн и пилястр (каннелюры) усложнены выпуклыми валиками. Вазы на балюстраде балкона характерны для ренессанса и барокко. Светильники Главного подъезда напоминают античные. Аттик отличается от обычного пропорциями и характером декора.

 

 Особняк Т.П. Дылёва (см.приложение 6) был построен по проекту, разработанному в 1849 году  И. А. Монигетти — молодым архитектором, тогда только начинавшим свою строительную деятельность, а впоследствии ставшим одним из ведущих мастеров русской архитектуры третьей четверти XIX века.  Нарядные фасады дома лепных и штукатурных дел мастера Т. Дылёва на набережной Обводного канала должны были служить эквивалентом наружной рекламы промышленника и свидетельством высокой квалификации мастера.

Рустовка, наличники окон и виньетки - имитация консолей под пилястрами, украшающие первый этаж, напоминают отделку нижнего яруса "Фонтанного дома" графов  Шереметевых.  В 1839-1846 гг. "лепные мастера" Ф. и П. Дылёвы работали там. Лишь лучковый фронтон над незначительным выступом в три оси по центру главного фасад, без нависающего карниза и с едва заметной раскреповкой, несколько отличаются от того, что демонстрируется в оригиналах С. И. Чевакинского и Ф. С. Аргунова. Но имеено эти детали обеспечивают дому Дылёва некторое сходство с усадьбой Саввы Яковлева на Фонтанке, построенной в начале 1960-х гг. и уничтоженной в 1915 г. Г. К. Лукомский считал считал здание "старинным домом растреллиевского стиля" и выражал явное недовольство размещением в нем трактира.

 

В 1850-х годах отделку фасадов в духе барокко стали получать вслед за особняками аристократов и некоторые доходные дома. Эта нарядная, но зато и более дорогая отделка применялась обычно в тех случаях, когда домовладелец желал привлечь состоятельных квартиросъемщиков. Импозантные фасады «á la барокко» подчеркивали высокое социальное положение обитателей лицевых корпусов и одновременно служили рекламой домовладельца, говоря о его «изящном вкусе».

Один из лучших образцов доходных домов такого типа — дом Н. П. Жеребцовой (урожденной княжны Гагариной) (см.приложение 7), занимающий обширный участок между Дворцовой набережной (дом № 10) и улицей Халтурина (дом № 11). Проект перестройки здания был разработан в 1860 году архитектором Л. Ф. Фонтана. Владелица, расширив свое наследственное владение приобретением соседних участков, распорядилась возвести обширный доходный дом, в лицевых корпусах которого были устроены нарядно отделанные барские квартиры (одну из них занимала она сама), а во внутренних флигелях — более скромные квартиры для жильцов «из средних классов». Облик дома Жеребцовой и его внутренняя структура сохранились очень хорошо.

Трехэтажный корпус, выходящий на Дворцовую набережную, внешне напоминает дворец елизаветинского вельможи. Отделка фасада импонирует чистотой стиля и тонкой проработкой деталей: это, несомненно, одна из лучших стилизаций середины XIX века «во вкусе Растрелли».  Южный фасад дома,  выходящий на улицу Халтурина  (быв. Миллионная),  архитектор Фонтана обработал тоже «под XVIII век», но в несколько ином характере. Его отделка построена на использовании мотивов французской архитектуры второй четверти XVIII века — так называемого «стиля Людовика XV». Характерной особенностью этого стиля была относительная сдержанность декоративного убранства фасадов: лепные детали были немногочисленны, окна обрамлялись несложными, но изысканно прорисованными наличниками (при этом верхняя грань оконного проема нередко выполнялась в виде пологой арки), поверхность стен членилась рустованными лопатками и пилястрами, а в нижней части обрабатывалась рустом. Изысканная сдержанность фасада подчеркивала красоту нарядных балконных решеток усложненного, рокайльного рисунка. Все эти черты, типичные для парижского «стиля Людовика XV», легко обнаруживаются в отделке фасада дома, выходящего на улицу Халтурина. Правда, общие пропорции этого, сравнительно длинного, здания и некоторая суховатость его штукатурной отделки заметно отличают его от особняков французских аристократов 1720-1740-х годов.

Внутренние дворовые корпуса дома Жеребцовой, как это и было принято в те годы, отделаны очень скупо, в том чисто деловом стиле, который родился в практике строительства доходных домов и не имел никаких исторических прототипов.

Таким образом, стиль необарокко в архитектуре жил вплоть до 1910-х годов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.