Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Неоренессанс



Неоренессанс

Неоренессанс ори­ен­ти­ро­вал­ся на ху­дожественные фор­мы итальянского, французского и немецкого Воз­ро­ж­де­ния; в ча­ст­но­сти, в ка­че­ст­ве об­раз­цов ис­поль­зо­ва­лись по­строй­ки Ф. Бру­нел­ле­ски, Л. Б. Аль­бер­ти. Зда­ния в сти­ле неоренессанс  ха­рак­те­ри­зу­ют­ся чёт­кой сим­мет­ри­ей и по­ярус­ным оформ­ле­ни­ем фа­са­дов, дроб­но­стью ар­хитектурного де­ко­ра, ши­ро­ким при­ме­не­ни­ем по­лу­цир­куль­ных арок, кар­ни­зов, рус­та и пи­лястр, ре­же – ор­дер­ных лод­жий (час­то за­стек­лён­ных). Де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты неоренессанса  не­ред­ко на­кла­ды­ва­лись на современные ме­тал­лические  кон­ст­рук­ции.

Среди ран­них об­раз­цов неоренессанса – зда­ние Шко­лы изящ­ных ис­кусств

в Па­ри­же (см.приложение 8), Ба­вар­ская государственная библиотека в Мюн­хе­не (см.приложение 9). Окон­ча­тель­ное сло­же­ние сти­ле­вой сис­те­мы неоренессанса свя­за­но с дея­тель­но­стью Г. Зем­пе­ра (зда­ние Дрез­ден­ской опе­ры, 1838–41, 1871–78, и др.), Ч. Бэр­ри (зда­ние Ате­не­ума в Ман­че­сте­ре, 1837–39, и др.), А. Лаб­ру­ста (зда­ние библиотеки Сент-Же­невь­ев, Па­риж, 1844–1851, и др.). Неоренессанс ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся для соз­да­ния ан­самб­лей улиц и пло­щадей, про­ек­ти­ро­ва­ния до­ход­ных до­мов, во­кза­лов, биб­лио­тек и боль­ниц. С 1850-х гг. в Гер­ма­нии яв­лял­ся основным сти­лем для оформ­ле­ния пуб­лич­ных зда­ний, с 1871 про­па­ган­ди­ро­вал­ся как национальный стиль Германской им­пе­рии (Ю. Май­ер, Г. Зем­пер, Л. Бон­штедт). В 1870-е гг. ев­ропейский и американский неоренессанс при­об­ре­та­ет большую де­ко­ра­тив­ность, вклю­ча­ет в се­бя чер­ты мань­е­риз­ма и ба­рок­ко (стиль бо­зар во Фран­ции и США, «стиль Ум­бер­то I» в Ита­лии). Для ин­терь­е­ров в сти­ле неоренессанс ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние ароч­ных про­ёмов и ниш, май­о­ли­ки, цвет­ных го­бе­ле­нов, тя­жё­лых плот­ных тка­ней, ме­бе­ли из тём­но­го де­ре­ва. Из­де­лия де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства от­ли­ча­ет по­ли­хро­мия и ори­ен­та­ция на об­раз­цы итальянского при­клад­но­го искусства 15 в.

Стиль неоренессанса в России, связанный своими истоками не с древнерусскими, а с западноевропейскими традициями, стал исключительно столичным, петербургским явлением и про­сле­жи­ва­ет­ся с 1830-х гг. (особ­няк П. Н. Де­ми­до­ва в С.-Пе­тер­бур­ге, 1835–40, арх. О. Мон­фер­ран), позд­нее к не­му об­ра­ща­лись А. И. Шта­кен­шней­дер, А. П. Брюл­лов, К. М. Бы­ков­ский и др. По­след­ние по­строй­ки в сти­ле неоренессанс от­но­сят­ся к началу 1910-х гг. (Л. Н. Бе­нуа, Ф. Там­бу­ри­ни), но отдельные чер­ты неоренессанса  мож­но най­ти в ар­хи­тек­ту­ре по­сле­дую­щих де­ся­ти­ле­тий (ра­бо­ты И. В. Жол­тов­ско­го), ко­гда он смы­ка­ет­ся с нео­клас­си­циз­мом.

 

Особняк князя М.В.Кочубея на Конногвардейском бульваре (см.приложение 10) с большими арочными окнами, поясом машикулей венчающего карниза вызывает ассоциации с ренессансной Италией.

В 1840-х годах земельным участком на улице Сергиевской (современной Чайковского) владел Лев Кочубей, старший сын канцлера Виктора Павловича. В 1843—1844 годах новый хозяин заказал у архитектора Романа Кузьмина проект перестройки особняка, руководил строительством другой зодчий — Гаральд Боссе. Фасады здания, сложенные из пудостского известняка, были оформлены в стиле флорентийского неоренессанса с характерными окнами, арками, машикулями, выделяющимися цоколем и карнизом. Внутренние помещения были стилизованы под барокко и рококо и обильно декорированы лепниной и живописью.

В проекте Боссе декоративной доминантой внутренних помещений выступала трёхмаршевая парадная лестница, соединявшая гостиную первого этажа со столовыми на втором. Задачей Бенуа было создать парадный бальный зал и дооформить остальные комнаты. Заказчик уточнил, что стены залов требовалось украсить зеркалами в массивных золочёных ажурных рамах. Поставщиками и подрядчиками при строительстве выступили ведущие компании и мастера того времени, а в отделке использовались только дорогие и качественные материалы. Насыщенную лепнину в интерьерах выполнил мастер Иван Дылёв из знаменитой династии скульпторов, он же создал эскизы для резных панелей.

Живописное полотно Семирадского «Аполлон» нанесли на щит и закрепили на потолок главного зала, работой руководил французский мастер Маршом. Также для особняка Семирадский создал композиции «Аврора» и «Весна». Всего в интерьерах особняка находились несколько десятков живописных панно, несколько из них принадлежали кисти Ивана Айвазовского.  Леонтий Бенуа лично создал эскизы десюдепортов и плафонов.

 

Николаевский Дворец (см.приложение 11) был построен в 1853-61 гг. в стиле неоренессанс архитектором Штакеншнейдером для третьего сына Николая I и Александры Фёдоровны, великого князя Николая Николаевича-старшего («старшим» его называли, чтобы не путать с его сыном, Николаем Николаевичем-младшим). Здание похоже на итальянские дворцы XVI века — дворец декорирован лепниной, скульптурными элементами, над парадным крыльцом — просторный балкон. Фасад окрашен в красно-коричневый цвет, а колонны и декоративная лепнина белого цвета. Над зданием вьется флаг.

Парадный двор окружает красивая чугунная решетка. Широкие ионические пилястры украшают первый этаж, а второй — коринфские колонны. В декоре дворца использованы лепнина и орнаментальные скульптурные вставки. Архитектурные стили барокко и ренессанс определяют характер внутреннего убранства дворца. Исключительно хороши танцевальный зал с колоннами и хорами, парадная лестница.

 

Важным этапом в формировании ансамбля Исаакиевской площади было строительство двух зданий, расположенных по сторонам площади, между правым берегом Мойки и Большой Морской улицей (ныне улица Герцена). Проекты зданий были разработаны Николаем Ефимовичем Ефимовым (1799–1851) - одним из ведущих петербургских архитекторов тех лет. Он же руководил строительством зданий, причем, как писал он в рапорте начальству, на нем, как на "главном распорядителе работ", лежала обязанность "сочинять и составлять все чертежи различных конструкций и украшений, входящих в состав частей отделки, и иметь непосредственный надзор и ответственность за правильность и прочность строения и за чистоту и изящность отделки".

Здание, занявшее северо-восточную сторону Исаакиевской площади (дом № 4), предназначалось для размещения четырех департаментов Министерства государственных имуществ (см.приложение 12). Его проект был утвержден 10 августа 1844 года, и тогда же была назначена новая граница противоположной стороны площади - строго параллельно фасаду министерства. 6 февраля 1847 года был утвержден проект второго, противолежащего здания (Исаакиевская площадь, дом № 13), в котором разместилась резиденция самого министра, а также канцелярия, архив министерства и типография (см.приложение 13). Здание министерства было окончено летом 1850 года, дом министра - в 1853 году. Отделкой дома министра с 1852 года, после смерти Ефимова, руководил архитектор Л. Л. Бонштедт.

Дом министра государственных имуществ напоминает дворец: предписывалось, что "чистая отделка, по цели назначения его, должна быть произведена с большею роскошью и искусством". Общая стоимость здания достигала 400 тысяч рублей. В отделке дома министра принимали участие скульпторы А. И. Теребенев, Д. И. Иенсен и другие, "орнаментальную чугунную решетку", завершающую фасады, изготовил завод Берда. Биограф Н. Е. Ефимова в статье, помещенной в журнале "Зодчий" в 1872 году, отмечал, что дом министра государственных имуществ "может считаться у нас образцом изящного" как по своим общим пропорциям, так и по "грациозным деталям и по удачному общему расположению частей".

Фланкирующие Исаакиевскую площадь дома министра и Министерства государственных имуществ, одинаковые по высоте и близкие по композиционному решению фасадов, образуют уравновешенную, почти симметричную композицию. Масштаб зданий хорошо согласован с размерами площади. Ансамблевый, градостроительный подход к их проектированию можно рассматривать как прямое продолжение высокого взлета градостроительной мысли, которым отличалась эпоха классицизма.

Но стилистическое решение фасадов этих зданий уже достаточно далеко от норм классицизма. Поэтажное размещение ордера, арочные окна, специфическая форма наличников окон верхних этажей, построенная на сочетании арочного окна и прямоугольной рамки, завершенной сверху прямым сандриком, - все эти приемы заимствованы из арсенала форм итальянского ренессанса конца XV–XVI века.

Обработка фасадов противостоящих зданий близка, но не идентична: здание, предназначавшееся для размещения министерства, оформлено скромнее - пилястрами. Фасад дома министра обработан более пышно и пластично: в нем применены трехчетвертные колонны. Разная обработка зданий была продиктована прежде всего их назначением: резиденцию министра следовало выделить более нарядной, "дворцовой" отделкой фасада. Но в то же время пластика фасадов обоих зданий хорошо согласована и с их неодинаковой освещенностью: дом министра, ориентированный на северо-восток, освещен слабее, и его более выпуклая, более пластичная обработка придает общей ансамблевой композиции точно найденное равновесие.

Фасады обоих зданий по сравнению с постройками классицизма декорированы более обильно. За многочисленными лепными деталями почти исчезает сама плоскость стены: архитектор словно боится оставить ее неукрашенной, нерасчлененной (для сравнения напомним, как эффектно выглядит гладкая плоскость стены в произведениях Дж. Кваренги, И. Старова, К. Росси). Благородная простота классицизма уже не соответствовала художественным вкусам середины XIX века; напротив, обилие украшений стало восприниматься как один из главных критериев красоты.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.