|
|||
ГЛАВА 8. 7 страница
* * *
Контрастный душ (Вариант 2) Встать под душ. Сделать воду горячей. Стоять под горячим душем 10-15 секунд, затем пустить холодную воду и принять холодный душ в течение 10-15 секунд. Так повторить три цикла. Всегда начинать с горячей воды, заканчивать холодной. До озноба тело не доводить. Голову мыть горячей водой не следует: выпадают волосы и ухудшается зрение. Можно предварительно распарив тело, мыться щеткой или мочалкой (грубой) без мыла. Постепенно увеличивать контрастность температуры между холодной и горячей водой. Перед выполнением комплекса упражнений после душа можно обтереть тело руками и начинать делать комплекс раздетым. Влажное тело обсохнет во время выполнения упражнений. Можно надеть легкую одежду и на мокрое тело. Можно использовать полотенце, лучше махровое, но не растираться им, а только промокнуть воду с поверхности тела. Всегда вытирать полотенцем голову, от периферии к центру. Затем вытереть руки и ноги (от пальцев к туловищу). Затем грудь круговыми движениями от центра вверх и вбок. Живот - по часовой стрелке, расширяя круги, а затем, сужая круги, обратно к пупу. Затем - массировать и растирать поясницу вверх от копчика. Затем - спину в продольном направлении. Принимая душ и растирая тело, нельзя растирать его поперек, - только вдоль позвоночника, снизу вверх. Во время душа руками, без мочалки, можно вымыть с мылом все волосяные поверхности тела, исключая голову. Полное (включая голову) мытье тела с мылом проводить не чаще 1-2 раз в неделю. Перед контрастным душем можно сделать отдельную процедуру контрастного душа отдельно для головы. Душ для головы можно делать под краном. Делать 3 цикла, заканчивая холодной водой. Контрастный душ с осторожностью начинать делать лицам, страдающим нарушением кровоснабжения мозга, тромбофлебитом, гипертонической болезнью, спазмами сосудов.
5. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ После подъема с постели медленными глотками с удовольствием выпить стакан воды. Затем пойти в туалет. Постараться приучить себя к опорожнению кишечника непосредственно после того, как вы проснулись и выпили стакан воды. После опорожнения полезно подмыться. Эту гигиеническую процедуру полезно делать и отдельно 2-3 раза в день, особенно в жаркое время. Почистить зубы, принять душ. Сделать гимнастику, через полчаса можно позавтракать. После завтрака (и каждый раз после еды) надо хорошо прополоскать рот, чтобы удалить остатки пищи. *Очищение зубов*. Чистить зубы нужно 2 раза в день, утром и вечером. Использовать следует только качественные зубные щетки и пасты, например фирмы Blendamed (Блендамед Комплит).
* * *
Как правильно чистить зубы (журнал "Стоматология для всех", № 1/98) Индивидуальная гигиена полости рта - неотъемлемая часть общей гигиены человека. От того, насколько хорошо выполняет человек правила гигиены полости рта, зависит не только его внешний вид (красивые зубы и десны), отсутствие неприятного запаха изо рта, ощущение комфорта и свежести во рту, но и - самое главное! - здоровье его зубов, десен, слизистой оболочки полости рта. Основа индивидуальной гигиены полости рта - правильная и регулярная чистка зубов.
ОТ ЧЕГО НУЖНО ОЧИЩАТЬ ЗУБЫ И ПОЛОСТЬ РТА? В полости рта человека постоянно находятся бактерии. Практически все продукты и напитки, содержащие легкоферментируемые углеводы - сахара и прошедшие кулинарную обработку крахмалы - обеспечивают питание бактерий. Колонии бактерий и выделенные ими клейкие вещества образуют зубной налет. Впервые бактерии были обнаружены именно в зубном налете голландским ученым А. Левенгуком (в 1683 году). Продуктом жизнедеятельности бактерий являются кислоты, выделение которых может способствовать началу процесса разрушения зуба. Остатки пищи и зубной налет должны обязательно удаляться из полости рта.
ЧИСТКЕ КАКИХ МЕСТ НУЖНО УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ? Главные места сосредоточения зубного налета и частиц пищи: поверхности зубов, межзубные промежутки и десневая бороздка (зубодесневой карман). Выделяют внутренние (языковые, небные), наружные (губные, щечные), жевательные и боковые поверхности зубов. Боковые зубы (премоляры и моляры) имеют неровности на жевательных поверхностях - фиссуры.
ЧЕМ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ? Основные инструменты чистки зубов - зубная щетка и зубная паста. Каждая зубная щетка состоит из ручки и рабочей головки с посаженными в нее кустами щетины. Щетки могут отличаться материалом, формой и конструкцией ручки, формой и размером головок, расположением, густотой, длиной щетинок. В поисках большей эффективности гигиенисты, конструкторы, дизайнеры постоянно ведут усовершенствование зубных щеток. Новинки последних лет: щетки с гибкими ручками: "объемные" щетки с пучками щетины различной длины, расположенными в определенном порядке: щетки, у которых щетинки окрашены так, что после определенного срока использования щетка меняет окраску за счет стирания поверхности (щетка "говорит", что ее надо сменить) и т.д. Выбирая из этого многообразия зубную щетку для себя, следует учитывать два основных момента: - щетки из искусственного волокна более предпочтительны по сравнение со щетками с натуральной щетиной. Это объясняется тем, что в щетине натуральных щеток есть срединный канал, который может заполняться микроорганизмами. Поверхность щетинок - пористая, с заусенцами, концы не поддаются обработке. В щетках же из искусственного волокна канал отсутствует, поверхность гладкая, непористая, а конец волокна может быть закруглен; - очень важно, чтобы жесткость щетки соответствовала особенностям вашей полости рта. Жесткие щетки могут травмировать десну и способствовать стиранию твердых тканей зуба (эмали и дентина). Щетки средней жесткости и мягкие имеют более гибкие щетинки, лучше очищают десневую бороздку и межзубные промежутки. Мягкая зубная щетка используется в период лечения заболеваний пародонта, когда состояние десны не позволяет проводить энергичную чистку зубов. При выборе жесткости щетки нужно руководствоваться собственными ощущениями и наблюдениями, а также советом стоматолога. Зубную щетку необходимо менять один раз в 2-3 месяца, поскольку по истечении этого срока щетинки начинают терять форму, расщепляться и, следовательно, не в полной мере выполнять свою чистящую функцию. Зубную щетку нужно содержать в чистоте. После чистки зубов ее следует промыть под струей воды, тщательно очистить от остатков пищи, зубного налета, зубной пасты. Хранить ее нужно так, чтобы она могла хорошо высохнуть. Не следует укладывать зубную щетку сразу после использования в закрытый футляр. Зубная паста является второй главной составляющей, от которой зависит эффективность чистки зубов. Современные зубные пасты, содержащиефтор,обладают реминерализирующим действием, укрепляя твердые ткани зубов, подавляют развитие бактерий, являющихся причиной кариеса и заболеваний пародонта, уменьшают образование зубного налета и зубного камня, препятствуют возникновению неприятного запаха во рту. Следует пользоваться качественными зубными пастами, содержащими фтор, и учитывать при их выборе не только очищающее и освежающее действие пасты, но и лечебно-профилактические аспекты ее использования, посоветовавшись в случае необходимости со стоматологом.
МЕТОДИКА ЧИСТКИ ЗУБОВ Чистить зубы нужно после каждого приема пищи (по крайней мере - после завтрака и ужина!) в течение 2-3 минут. Если нет возможности почистить зубы после приема пищи, надо сполоснуть рот водой. Подчеркнем, что: а) антибактериальное и реминерализирующее действие зубных паст осуществляется, когда паста находится во рту не менее 2-3 минут; б) для колонии бактерий продолжительность в 12 часов является пороговой, после которой могут происходить изменения в их жизнедеятельности, способствующие закреплению зубного налета на зубах и образованию зубного камня. Таким образом, чистить зубы в течение 2-3 минут как минимум дважды в день (лучше - после завтрака и ужина) - объективно обусловленное требование, соблюдение которого повысит эффективность гигиены полости рта. Единого универсального метода чистки зубов не существует. Каждому целесообразно выработать индивидуальную комбинацию методик и приемов чистки, в наибольшей степени соответствующую особенностям полости рта, и регулярно использовать выработанный стереотип, отходя от него лишь в необходимых случаях (особые обстоятельства, лечение и т.д.). Можно выделить три основные типа движения зубной щетки при чистке зубов: - вертикальные ("подметающие") движения вниз на верхней челюсти (рис. tc1.gif) и вверх на нижней (рис. tc2.gif). Этими движениями чистятся наружные и внутренние поверхности зубов, боковые поверхности, межзубные промежутки, десневые бороздки, удаляется налет с прилегающей к зубам части десен; - горизонтальные возвратно-поступательные движения. Этими движениями чистят наружные (рис. tc3.gif), внутренние и жевательные (рис. tc4.gif) поверхности зубов; - круговые движения, которые могут использоваться для чистки всех поверхностей зубов (щетка расположена как на рисунках 2, 3, 4, 5 и вращается, как это показано на рис. tc5.gif). Все поверхности всех зубов можно почистить, например, начав чистку с правых наружных поверхностей больших коренных зубов (моляров). Почистить наружные (щечные и губные) поверхности всех зубов вертикальными, горизонтальными и круговыми движениями, двигаясь вдоль челюсти справа налево. Перейти затем на жевательные поверхности, почистить их возвратно-поступательными и вращательными движениями, а затем выполнить чистку внутренних (язычных и небных) поверхностей, используя, как и для наружных вертикальные, горизонтальные и вращательные движения щетки. Помня при этом о боковых поверхностях, межзубных промежутках и десневой бороздке и уделив им также определенное внимание - во время чистки наружных, жевательных и внутренних поверхностей и дополнительными движениями щетки - вы выполняете основную задачу: почистить все поверхности всех зубов, межзубные промежутки и десневую бороздку. Порядок действий при этом может, естественно, меняться и сводиться для каждого человека к сугубо индивидуальному, привычному именно для него алгоритму, содержащему как приведенные выше, так и иные приемы. Неприятный запах во рту может быть обусловлен налетом на языке. Поэтому язык также нуждается в чистке в том месте, где на нем образуется налет. Удаление налета с десен и производимый при чистке массаж десен также способствует здоровью полости рта. В заключение отметим, что систематичность, точность и тщательность выполнения чистки зубов вместе с правильно подобранными качественными зубной щеткой и пастой являются определяющими факторами эффективности гигиены полости рта.
* * * Ослепительная улыбка - подлинное украшение лица. Крепкие, сверкающие жемчугом зубы, однако, необходимы нам не только из эстетических соображений, но и, что важнее всего, для нормального функционирования внутренних органов, а значит - для хорошего самочувствия в целом. Здоровые зубы обеспечивают нам комфорт, возможность улыбаться от души, беззаботно, не стесняясь открыть рот. Увы, понимание этого приходит к нам, как правило, с опозданием, когда зубы серьезно испорчены. Общеизвестно, что уход за зубами - наиболее простой и надежный способ профилактики стоматологических заболеваний, и прежде всего образования зубного камня, миллиметр которого, как известно, содержит до 8 миллионов микроорганизмов. Они имеются в полости рта каждого человека и при благоприятных условиях быстро размножаются, безжалостно разрушая зубы. Напротив, при правильном каждодневном уходе за полостью рта их число резко сокращается. Для сохранения зубов, их привлекательного внешнего вида следует выполнять ряд правил: 1. Не менее одного раза в полгода необходимо обращаться к зубному врачу. 2. Соблюдать соответствующий рацион питания (рекомендуются овощи, фрукты, сыр, молоко, творог; противопоказаны сладкие и мучные блюда). 3. Ежедневно чистить зубы утром и перед сном, полоскать рот после каждого приема пищи. Чистят зубы щеткой с применением зубного порошка или пасты. 4. Щетка для зубов должна быть умеренно жесткой. Такая щетка хорошо очищает зубы, не травмируя десен. 5. Важно правильно выбрать порошок или пасту. Для укрепления десен рекомендуется массировать их в течение 2-3 минут ватным тампоном, смоченным в растворе питьевой соды. 6. ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ Цель этого раздела - дать творческой личности средства в борьбе с внутренними и некоторыми внешними обстоятельствами за высокую и длительную работоспособность. Основные способы организации жизни пришли к человеку извне - ритмическая смена активности и отдыха, оптимизация и рационализация действий, коллективный труд. До определенного момента требование повышения эффективности жизни воспринималось как насилие, в частности - как повышение степени эксплуатации. Вначале человек вел борьбу за свое свободное время, понимая под этим прежде всего борьбу за отдых. Успехи в этой борьбе привели к массовому прогрессирующему "обжорству временем" - оргии немногочисленной античной аристократии сменились спортивными и шоу-телепередачами с многомиллиардной аудиторией, а также наркоманией и массовым алкоголизмом. Только свободная личность может достичь совершенства в использовании своего свободного времени и времени вообще. Но свобода - качество необходимое, но не достаточное. Преобладание духовных потребностей и качественный инструментарий - второе и третье необходимые условия. Возможно, первая письменно зафиксированная попытка сделать управление временем сознательной потребностью человека - это первое письмо из нравственных писем к Луцилию, написанных Луцием Аннеем Сенекой в первые десятилетия новой эры. Сенека рекомендует: - письменный учет всего времени; - деление времени на хорошо, дурно потраченное и потраченное на безделье; - оценивать жизнь по наполненности прожитого времени. В письме Сенеки есть намек на планирование: "удержишь в руках сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего". Один из приемов управления временем - введение жесткого режима дня. Иммануил Кант (1724-1804), проживший всю жизнь в Кенигсберге, жил настолько ритмично, что соседи проверяли часы, когда он выходил на прогулку. Прожил всю жизнь холостяком. Второй период творчества, более тридцати лет, посвятил исследованиям познавательных и нравственных способностей человека. Творческие личности в своей массе берегли свое время. Трудно найти продуктивную творческую личность, у которой не было бы жесткого режима работы. Архимед и Аристотель, Роджер Бэкон и Ньютон, Анри Пуанкаре и Дюма-отец, Энгельс и Ленин, - все эти люди стремились построить систему расхода времени, которая гарантировала бы высокую выработку не за день - за жизнь. Следующий шаг был сделан Александром Александровичем Любищевым (1890-1972). Начав в 1916 году вести систему учета времени, он вел ее до конца жизни. В этом пожизненном эксперименте были проверены принципы: - наличие достойной цели жизни; - документальный учет всего времени; - деление времени на категории, где критерием выступает достойная цель жизни и задача совершенствования личности; - принцип увеличения времени основной категории за счет других категорий работ; - равномерность и ритмичность нагрузок: трудные работы с утра, чередование легкой и тяжелой работы, отказ от срочных поручений; - управление разнообразием работ. Так, чтение художественной литературы Любищев относил к основной работе. По мнению Дарвина, *чтение художественной литературы и хорошая музыка необходимы для сохранения богатства личности, ее целостности, ее качества*; - планирование и обратная связь по самоотчетам; - выход из-под давления внешних обстоятельств, в частности, отказ от высоких должностей, административной работы; - принцип бездефицитности сил, т.е. приход к началу следующего цикла труд-отдых без накопления усталости; - управление качеством работ, в частности, переход к надцели. Любищев сам формулировал короче: 1. Я не беру обязательных поручений. 2. Не беру срочных поручений. 3. В случае утомления сейчас же прекращаю работу и отдыхаю. 4. Сплю много, часов десять. 5. Комбинирую утомительные занятия с приятными. Следующие шаги в деле управления зависят от нас с вами. Можно выделить два вида работоспособности: - один - сделать конкретную работу или максимум работы за минимальное время; - другой - сделать максимум работы за заданное время - день, месяц, год... *Главная* цель применения системы Любищева - добиться максимума работоспособности второго вида, где срок - вся жизнь. Достижение этой цели должно идти поэтапно: Этап 1 - "Разведка". Этап 2 - "Перегруппировка сил". Этап 3 - "Наступление". Каждый этап характеризуется своими целями и тактикой. Этап 1 - "Разведка" Вся деятельность делится на две группы: нагрузка и отдых. К отдыху разумно отнести сон, еду, перемещение, непрофессиональный спорт - то, что позволяет восстанавливать нервную систему. Деятельность, которая ведет к утомлению нервной системы, учитывается как нагрузка. *Не пытайтесь работать больше, чем обычно - это опасно и вредно*. Ваша задача на Этапе 1 - получить представительный материал для дальнейшего анализа. Поэтому месяц для учета следует выбирать обычный - не отпускной, лучше весной или осенью. После накопления данных за месяц, их нужно проанализировать. Для того, чтобы проанализировать полученные данные, нужно составить три списка нагрузок. В первый список, который назовем "основная работа", войдут те виды деятельности, которые служат поиску или достижению достойной цели жизни и время на которые хочется увеличить. Во второй список, который назовем "навязанная работа", войдут те виды деятельности, которые навязаны внешними или внутренними обстоятельствами и время на которые желательно сократить. И, наконец, в третий список, который можно назвать "нейтральная работа", войдут те виды деятельности, время на которые желательно оставить без изменений.
Этап 2 - "Перегруппировка" Наиболее важным на Этапе 2 является уменьшение доли навязанной работы и увеличение основной работы за счет навязанной. Не стремитесь увеличивать среднюю суточную нагрузку, а тем более разовую суточную нагрузку, даже если у вас остались силы. Усталость накапливается постепенно и может проявиться не сразу. Можно выделить два вида усталости - кратковременная и долговременная. Кратковременная недолго накапливается - от минут до нескольких дней, хорошо чувствуется и требует для ликвидации времени, соизмеримого с временем накопления. Долговременная усталость может не проявляться месяцами, накапливаться незаметно, но когда проявляется, то может выглядеть по-разному: как быстрая утомляемость, внезапная слабость, скачки кровяного давления, другие неврозы. Для ликвидации долговременного утомления чаще всего нужны месяцы. Будьте осторожны! При выполнении любой работы в ней бывает творческая и нетворческая составляющая. Очевидно, даже если выполняешь основную работу, то в ней бывает и техническая, монотонная работа - т.е. такая, время на которую хочется уменьшить. Этап 3 - "Наступление" К началу этого этапа нужно иметь уверенность в выборе тех работ, которые относятся к основным. Упор на этапе 3 делается на планирование и на выполнение планов. Вероятно, у вас уже были срывы - периоды восстановления после переутомления. Осторожность позволит вам выйти на первый потолок - около 1500 рабочих часов в год. На этапе 3 нужно осваивать передовой инструментарий для ведения рационализации интеллектуальной работы - ведение справочных и творческих картотек, обучение машинописи и т.п. Особое внимание следует уделить освоению передовых технологий переработки информации, таких, как теория решения изобретательских задач, математика и т.д. Т.е. повышение общей и профессиональной культуры работы, определение достойной цели жизни дает возможность определить набор инструментария для ее достижения.
* * * Многолетний опыт внедрения системы Любищева показывает: только ритмичная работа дает равномерную и высокую производительность труда. Основной принцип, который можно назвать принципом бездефицитности, гласит: к началу очередного рабочего цикла организм должен полностью восстановиться. Цикл состоит из двух частей - работы и отдыха. Основной цикл имеет суточный период. Более длительные сверхсуточные периоды, как показали исследования с использованием Фурье-преобразования, навязываются человеку извне. Анализ показал два устойчивых периода - недельный и годовой. Остальные колебания работоспособности носят нерегулярный характер и при планировании их можно не учитывать. Более важны внутрисуточные колебания активности организма, наличие которых общепризнанно. Анализ литературы и эксперименты показали, что пики и спады чередуются так: подъемы: 5 - 6, 11 - 12, 17 - 18, 23 - 24 спады: 2 - 3, 8 - 9, 14 - 15, 20 - 2 1Эти подъемы и спады, как правило, можно отследить с помощью обыкновенного термометра. Но такая ярко выраженная ритмика может отсутствовать. Ритмику можно сбить, сдвинуть, рассогласовать. Например, при сдвиге реальные спады могут прийтись на указанные здесь часы пиков, а реальные подъемы активности - на указанные часы спадов. Это не нарушает чередования спадов и подъемов и не снижает работоспособности. Но если попытаться интенсивно работать в часы, когда организм входит в периоды спада активности, то могут возникнуть стрессы, неврозы, гипертония и т.п. Тогда подъемы и спады активности становятся невыраженными, работоспособность обязательно падает. Рекомендуется: согласовывать работу с пиками активности, а в периоды спадов во время бодрствования полежать 10-20 минут или даже вздремнуть. Это позволит быстро пройти период спада - чем глубже торможение нервной системы при спаде, тем скорее она восстанавливается. Возможно, что наилучший режим дня - это распределить суточный сон более равномерно по суточным спадам. Использование сна во время спадов позволяет разбить календарные сутки на несколько физиологических и в сумме сократить время на сон. По мнению некоторых исследователей это один из секретов феноменальной нервной выносливости детей при усвоении новой информации. Интенсивность работы - это один из ключей решения свей проблемы работоспособности. Корреляционный анализ показал два пика - часто случались дни с выработкой в 5-6 часов после дней с выработкой 6-5 часов, и часто встречалась выработка в 0-2 часа после дней с низкой выработкой. Отсюда следовало два вывода: 1. Выработка в 5-6 часов в сутки близка к предельной бездефицитной. 2. Если дефицит накопился (случай долговременной усталости), его трудно ликвидировать за одни сутки. 7. ПИТАНИЕ По некоторым оценкам, до 90% всех болезней происходит от неправильного питания, и в 80-85 процентах случаев возможно излечение одной лишь диетой. Правильное питание даст поразительные результаты, но оно зачастую противоречит укоренившимся традициям. Человек с детства привыкает к определенной пище, и перестроиться иногда бывает нелегко.
7.1. Вегетарианство: за и против Какая пища наиболее подходит для человека? Не будем спешить с ответом, обратимся к фактам. Далекий предок человека, судя по всему, питался злаками и сочными овощами. Об этом свидетельствует строение желудочно-кишечного тракта и некоторые косвенные признаки. Рассмотрим их. Начнем со сравнения зубов. У хищников мы видим большие, длинные и острые клыки, слаборазвитые резцы и заостренные коренные зубы, не соприкасающиеся при сомкнутых челюстях. То есть зубы наилучшим образом приспособлены для того, чтобы схватить, удержать и разорвать добычу и при пережевывании разрезать пищу, а не дробить или растирать ее. У травоядных животных отличные острые резцы, недоразвитые клыки (иногда клыки отсутствуют) и плоские коренные зубы. Причем коренные зубы покрыты эмалью только по бокам и отрастают по мере истирания на протяжении всей жизни. Это идеальный механизм для обрывания (срезания) растительности и длительного ее перемалывания. У животных, питающихся преимущественно плодами, хорошие острые резцы, немного притупленные клыки, слегка возвышающиеся над остальными зубами, и плоские коренные зубы, покрытые эмалью со всех сторон и соприкасающиеся при сомкнутых челюстях. У всеядных животных (например, у медведя) мы находим острые резцы, как у травоядных и плодоядных, хорошо развитые клыки, как у хищников, и коренные зубы двух видов - заостренные и с плоской вершиной. К какому же классу следует отнести человека с его острыми резцами, плоскими коренными зубами и небольшими притупленными клыками?! Пойдем дальше. Слюнные железы у хищников слабо развиты, слюна у них кислая и не содержит ферментов, расщепляющих крахмалы. У всех же растительноядных, включая человека, слюнные железы развиты хорошо, слюна щелочная и содержит соответствующие ферменты. Желудок плотоядных небольшой, круглый, не приспособленный для длительного переваривания. Желудочный сок очень кислый, способный растворять мышцы, кожу и кости. У чисто травоядных животных желудок большой, многокамерный, обеспечивающий брожение растительных масс. Желудочный сок примерно в 10 раз более слабый, чем у хищников. Плодоядные, в том числе человек обладают однокамерным желудком среднего размера характерной грушеобразной формы с относительно слабым (по сравнению с хищниками) желудочным соком. Длина пищеварительного тракта у хищников примерно в 3 раза превышает длину тела. Плотоядным не нужен длинный кишечник, более того, в случае значительной длины он стал бы источником самоотравления. Мясо хорошо переваривается очень крепким желудочным соком, питательные вещества моментально всасываются, а отходы должны быть как можно скорее удалены, так как они быстро загнивают. У травоядных же кишечник в 20-28 раз длиннее тела, у плодоядных - в 6-10 раз. У человека пищеварительный тракт почти в 8 раз превосходит длину туловища. У хищников нет пор на коже (вспомните собаку, которая для охлаждения часто дышит, высунув язык). Напротив, растительноядные имеют многочисленные поры, играющие видную роль в терморегуляции. Хищники обладают когтями. У растительноядных когтей нет. *Учитель знаменитого Парамахамсы Йогананды Свами Шри Юктешвар Гири в своей книге "Святая наука" (Ранчи, Индия, 1963) пишет: "плотоядные животные испытывают восторг при виде мяса и с удовольствием пьют кровь; наоборот, травоядные и плодоядные отказываются от своей естественной пищи, если на ней имеются следы крови. Подобно им, человек испытывает отвращение при виде убитых животных; вид сырого мяса и его запах не доставляют ему удовольствия. Мясо, для того чтобы стать приемлемые для пищи, должно пройти длительную обработку, и к нему всегда добавляют относительно большое количество соли, специй и других приправ. Наоборот, вид фруктов всегда доставляет человеку радость; различные корнеплоды и злаки имеют хотя и слабый, но приятный для человека вкус и запах даже в неприготовленном виде..."* Сравнительные исследования характера обмена также подтверждают, что человек изначально был растительноядным. Но в этом, наверное, никто из ученых и не сомневается. Загвоздка возникает тогда, когда раздаются призывы сегодняшнему человеку перейти к вегетарианству. Давайте попробуем оценить достоинства и недостатки мясной и растительной пищи. Если смотреть с точки зрения выживания, то мясная пища отлично подходит для живых существ, если, конечно, они в состоянии ее переварить. Жвачные животные не в состоянии, и корову или овцу никакими силами не заставишь отведать отбивную, как ее ни приготовь. А вот обезьян, случалось, приучали в неволе есть мясное. И даже выпущенные на свободу, эти обезьяны при недостатке естественной пищи исхитрялись охотиться на крыс и других мелких животных. Так же и человек, чтобы выжить, приспособился охотиться, а потом и обзавелся собственными стадами. Ну и, как подобает Царю Природы, научился придавать своим подданным, попавшим на стол, аппетитный вид с помощью огня и трав. В мясе содержатся все необходимые человеку вещества. Можно жить, питаясь одним лишь мясом, оставаясь внешне здоровым и сильным, что видно на примере некоторых северных народностей. Но одно дело - выжить, а другое - жить долго. Общепризнанно, что избыток животной пищи пагубно влияет на здоровье. Преждевременно изнашиваются внутренние органы, накапливаются генетические ошибки, тело переполняется шлаками (которые у горожанина, конечно, не могут так эффективно сгорать и выводиться, как у ненца или эскимоса, занятых тяжелым трудом в суровом климате), и организм быстро стареет, обремененный многочисленными болезнями. Впрочем, нации, питающиеся преимущественно мясом, даже при самой здоровой в остальных вопросах жизни тоже не славятся долгожителями. На эту тему проводились и проводятся многочисленные исследования, выпускаются труды. Установлено, что вегетарианцы на 90-97 процентов меньше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем мясоеды.
|
|||
|