Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ



2. ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ

Авторы риторических руко­водств проницательно замечают, что человек, вышедший на трибуну, должен куда-то смотреть. Оказывается, что направление его взгляда отнюдь не безразлично для восприя­тия его речи. Умение правильно направлять взгляд — важ­нейшее средство создания эффекта коммуникативного сотруд­ничества, поэтому обязательно нужно научиться контро­лировать взгляд во время речи.

Несведущие ораторы (вспомните выступления своих това­рищей на уроках или на собраниях) чаще всего делают одну из четырех ошибок. Говоря, они бессознательно стремятся смот­реть: а) на потолок; б) в пол, себе под ноги; в) в пространство на воображаемую линию горизонта («в неведомую даль»); г) на преподавателя, на ведущего собрание или на одного из присутствующих в первом-втором ряду.

У каждого есть «излюбленное» направление взгляда, к со­жалению, чаще всего — одно из названных четырех. Взор при этом ничего не выражает, и даже если «объектом» служит один из слушателей, ясно, что говорящий смотрит на него, но не видит («невидящий взгляд»).

При этом оратор не в состоянии следить за реакцией слуша­телей на свою речь. «Обратная связь» отсутствует. Слушате­ли, в свою очередь, не чувствуют, что речь обращена именно к ним, следить за ее смыслом трудно, внимание рассеивается, оратор не вызывает отклика, интереса.

Рекомендуется поэтому иное. Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с од­ного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его от­ветный взгляд. «Читайте» его реакцию по глазам. Следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории (вправо или влево) слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждо­го из слушателей впечатление, что говорят именно с ним.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.