Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РАЗГОВОРНОСТЬ РЕЧИ



1. РАЗГОВОРНОСТЬ РЕЧИ

В настоящее время самым эффективным стилем публичной речи признан естественный, разговорный. Так было не всегда. Ска­жем, публичная речь в английском парламенте до середины XX в. выглядела скорее как хорошо подготовленный спек­такль и оценивалась аудиторией соответственно: требования к голосу, дикции, словарю, фигурам речи не были ориентирова­ны на естественность и простоту.

В последние десятилетия традиции публичной речи изме­нились; пожалуй, важнейшим ее достоинством стала естест­венность.

Почему именно естественность, непринужденность поведе­ния человека, в частности поведения речевого, так притяга­тельны? Вероятно, потому, что они свидетельствуют о его бла­гоприятном, как говорят, комфортном состоянии. Это ощуще­ние комфортности передается слушающему, вызывая снятие напряженности, положительные эмоции, которые ад­ресат переносит на говорящего.

Исследования разговорной речи, начавшиеся во второй по­ловине XX в. у нас и за рубежом, говорят о принципиальных отличиях между разговорной речью (РР) и кодифицирован­ным литературным языком (КЛЯ).

Существеннейшие особенности РР — неофициаль­ность ситуации, в которой она возникает, незапланированность РР, «равноправие» говоряще­го и адресата в ситуации общения.

Из перечисленных признаков РР ясно, что настоящая, под­линная РР в ситуации публичного выступления вряд ли воз­можна. Тем не менее опытные ораторы умеют «имитировать» РР, говоря публично. Эта имитация вызывает у слушающих иллюзию естественного, непринужденного общения, «равенства» с оратором, неформальной беседы с ним (хотя его речь монологична), спонтанности, незапланированности его выступления, хотя оно на самом деле тщатель­но подготовлено. Слушателям кажется, что удачные сравне­ния, яркие образы, блестящие мысли — все это рождается у них на глазах.

В результате — искомый эффект коммуникативного со­трудничества: оратор нравится, его шутки кажутся смешны­ми, речь привлекает внимание, не дает отвлечься и не вызы­вает скуки. Слушатели ощущают себя почти в той же мере творцами речи, что и говорящий.

Имитировать РР в полной мере может только опытный ора­тор. Тем не менее можно дать несколько советов, предваряю­щих практические упражнения.

1. Старайтесь, чтобы фразы были как можно короче. Сложные конструкции — принадлежность письменной речи; они сильно затрудняют восприятие смысла сообщения на слух и мешают самому оратору: в них легко запутаться, забыв, с чего началась фраза; трудно, заботясь о смысле, одновремен­но помнить о правильности синтаксических конструкций, ес­ли они структурно громоздки.

2. Избегайте официально-деловых клише, огра­ничьте употребление книжных устойчивых оборо­тов, лексико-фразеологических и синтаксических. Они спо­собны создать впечатление официальности общения, даже ес­ли их совсем немного, и могут полностью убить у слушателя интерес к вашему выступлению, если повторяются часто. Осо­бенно опасны официальные штампы в начале речи.

В публичной речи учеников мы постоянно слышали стран­ные обороты, заимствованные из письменных, чаще офици­альных или газетных, текстов, хотя выступления в риториче­ском классе адресованы прежде всего друзьям или коллегам. Например: Нужно сказать, что собака первый помощник и друг человека (вместо: Собака первый помощник и друг че­ловека); Нельзя не упомянуть о том, что немецкая овчарка является очень умной собакой (вместо: Немецкая овчарка -. собака очень умная); Нельзя не отметить, что день рожде­ния — любимый праздник для многих моих друзей (вместо) и т. д. Такие обороты утяжеляют фразу, делают ее для слуша­теля излишне громоздкой и запутанной, а к тому же придают речи официальный характер и этим автоматически вызывают скуку. Берегитесь этих ненужных «довесков», старайтесь вов­се избавить от них свою речь.

3. Представьте себе, что вы сообщаете содержание вашего выступления близкому приятелю, знакомому в личной беседе не говорите в пространство, адресуясь к анонимному, «обоб­щенному» слушателю. Если вы стоите перед аудиторией, по­старайтесь не думать: «Я делаю доклад» или: «Я выступаю» «Я отвечаю на вопрос» и т. п. Обратите внимание на то, что перед вами сидят живые люди, которые хотят услышать что-нибудь интересное. Неопытный оратор склонен восприни­мать аудиторию как безразличного или, хуже, враждебного обобщенного слушателя, так сказать, «искать образ врага». Это представление об аудитории нужно изменить в самом на­чале ораторской подготовки. Аудитория — это не многоголо­вое чудовище, даже если она многочисленна.

Постарайтесь поставить себя на место слушателя вашей ре­чи. Представьте себе, что вас слушает друг (чаще всего так и бывает). Говорите с живыми, реальными людьми дайте себе труд их разглядеть, и они будут благодарны за вни­мание к ним, попытки учесть их положение слушателей (об­рекающее их на неподвижность и молчание, что не так-то просто выдержать, если речь выступающего скучна), за вся­кое старание сделать речь интересной, легко воспринимаемой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.