|
|||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯСтр 1 из 4Следующая ⇒
ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж имени И.И.Ползунова МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ РАЗДЕЛ 6.РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ТЕМА 6.3ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА
Екатеринбург Раздел 6. Речевое поведение человека Тема 6.3 Основы мастерства публичного выступления Цель: знать три важнейших средства, с помощью которых достигается эффект близости к аудитории: разговорность речи, зрительный и голосовой контакты; материал лекции позволит поставить общепредметную задачу морально-эстетического воспитания учащихся. Вид занятия: урок ознакомления с новым материалом (лекция с элементами беседы). Оборудование: оформленная доска, тетради по предмету, ручки, карандаши, тетради для практических работ.
Ход занятия Лекция 1. Чувство аудитории и принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи. Дляуспеха публичной речи классическая и современная риторика рекомендует оратору предпочесть коммуникативную стратегию «близости». Конечно, проявляться эта стратегия в речевом поведении оратора должна особым образом, не так, как в беседе. Применительно к ораторскому выступлению владение стратегией «близости», умение ее осуществлять правильно, в меру, риторики называют «чувством аудитории», а в общем смысле, применительно к различным речевым ситуациям — коммуникативностью. Коммуникативность, или (для ораторской речи) «чувство аудитории» — важнейшее свойство эффективной речи. Поэтому это и одна из важнейших тем во всем курсе, требующая особого внимания и в теоретическом, и в практическом отношении. Всякая хорошая речь в своей основе — общение со слушающим, чем она и отличается от плохой; риторически образованный человек отличается от необразованного отсутствием «стены» между собой и адресатом — тем, что он говорит не слушателям, а со слушателями. Посмотрим теперь, как реализуется принцип коммуникативного сотрудничества при публичной речи. В истории нашей страны существовал длительный период, когда оратор мог и даже должен был читать речь по написанному тексту — «по бумажке». Проанализируем речевое поведение говорящего в этом случае. Обращение к публике и первая фраза произносятся, как правило, со взглядом в зал. Затем оратор опускает глаза и начинает читать, время от времени на секунду взглядывая прямо перед собой. Заключительная фраза сопровождается снова взглядом в пространство. Речь закончена. Оратор покидает трибуну. Следить за такой речью, уловить ее смысл очень трудно: ведь то, что написано, требует не слушания, а чтения. (Читающий может вернуться к началу любой фразы или абзаца, если ему это необходимо.) Это не устная речь, а письменная, но озвученная. Устная и письменная речь строятся по различным законам и требуют различного восприятия. В ситуации озвучивания письменной речи настоящий контакт с аудиторией практически отсутствует. А без него ничто не поможет — ни поставленный голос, ни дикция, ни выразительность чтения, ни богатство языка, ни фигуры речи, ни темп, ни логичность построения текста. Совершенно иная ситуация складывается, когда текст речи создается в процессе говорения и когда оратор находится в реальном контакте с аудиторией. При этом у слушающего возникает особое ощущение, описанное теми, кому посчастливилось слушать хороших ораторов. У каждого присутствующего возникает иллюзия, что оратор обращается именно к нему, выделяя его из всей аудитории. В начале речи слушателю кажется, что оратор ищет в зале именно его, наконец, находит и дальше говорит только с ним. Очень интересно, что такой «эффект общения» речь настоящего оратора во многом сохраняет и при трансляции или в записи; возникает впечатление живого присутствия оратора в помещении. Итак, коммуникативность речи или ораторское «чувство аудитории» проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим: еще при выходе оратора на трибуну и в начале его выступления слушатели чувствуют, что сейчас говорить будут с ними, что человеку есть что сказать и что он рад поделиться своими мыслями и знаниями со всеми присутствующими. Каким же образом возникает этот чудодейственный «эффект общения», коммуникативный контакт оратора и публики — основное условие действенной речи? Назовем три важнейших средства, с помощью которых этот эффект достигается: 1) разговорность речи; 2)зрительный контакт; 3)голосовой контакт.
|
|||
|