|
|||
Рис. 20.15. Модель речевой деятельности Вернике—Ге швинда. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 20.5. Речь Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей, опосредованную языком. Язык является системой звуковых, словарных и грамматических средств для общения, мышления, передачи информации от человека человеку, от одного поколения — другому. В повседневном обиходе эти два термина понимаются как способность говорить. Этой уникальной способностью человек отличается от всех живых существ. Речь в узком смысле слова понимают как использование в общении между людьми голосовых, слуховых, зрительных и мануальных навыков, к которым относят способность произносить слова, воспроизводить письменные знаки, улавливать речь на слух и распознавать зрительно печатный или рукописный текст. Различают речь экспрессивную (моторную), предназначенную для коммуникации, или социального общения людей, и внутреннюю речь, «немую», используемую для решения мыслительных задач и внутреннего программирования. Внутренняя речь характеризуется своей фрагментарностью и краткостью по сравнению с экспрессивной внешней речью. Перевод человеком внутренней речи во внешнюю происходит путем синтаксического переструктурирования, т. е. перевода в синтаксически расчлененную, развернутую и понятную другим людям форму. Особо выделяют письменную речь, отличающуюся, во-первых, использованием письменной графики, а во-вторых, специфическими для нее синтаксическими конструкциями и функциональными стилями. Речь неразрывно связана с мышлением, памятью, сознанием, эмоциями, вместе с которыми она включается в целостный поведенческий акт речевой деятельности. 20.5.1. Свойства языка Среди всех возможных средств коммуникации у людей различают вербальные, т. е. словесные, невербальные (геометрические фигуры, математические знаки, рисунки, фотографии), а также паралингвистические (жесты, мимика, музыкальные мелодии). Представляя собой типично человеческую форму общения, язык отличается от прочих форм коммуникации своими свойствами. Во-первых, языку присуща креативность (созидательность). Уже на стадии овладения родным языком человек не заучивает наизусть все услышанное, но через неосознаваемые (имплицитные) процессы переходит к общим правилам построения осмысленных выражений. Словарный запас одного человека содержит большее или меньшее, но все- таки ограниченное количество слов, из которых он может построить неограниченное количество предложений, в том числе и такие, которые раньше никогда не слышал и не говорил. Во-вторых, язык отличается своей уникальной формой', из сравнительно небольшого числа используемых в нем звуков создается бесконечное множество комбинаций. Звуки, или фонемы, являются самыми малыми звуковыми единицами, изменение которых может привести к изменению значения слова, например: дом— том, волос — голос и т. п. В-третьих, для языка человека характерна определенная структура, которая регламентируется грамматикой, включающей правила комбинации фонем в словах (морфология) и правила комбинации слов в предложениях и оборотах речи (синтаксис). В-четвертых, в каждом языке существует возможность абстрагирования, т. е. передачи информации, не связанной непосредственно с конкретными событиями. Такая возможность отсутствует у простых символических систем коммуникации: например, с помощью жестов можно передавать только специфическую информацию, связанную с текущими обстоятельствами. Но в то же время речь посредством жестов, мимики, интонации и положения тела может приобретать нужную или желаемую эмоциональную выразительность. В-пятых, являясь основным средством социального общения, язык наряду с коммуникацией способствует образованию индивидуального эмоционального опыта людей. Он служит способом выражения сознания и самосознания человека и его индивидуальности. Язык непосредственно связан с мышлением человека. 20.5.2. Речевой аппарат В создании звуков человеческой речи участвуют мышцы гортани, языка, губ, мягкого неба, глотки и дыхательная мускулатура, которые иннервируются подъязычным, блуждающим, лицевым, диафрагмальным нервами, а также мотонейронами спинного мозга, регулирующими сокращения дыхательных мышц. Звуки возникают во время выдоха, когда поток воздуха проходит через гортань, а ее голосовые связки вибрируют, изменяя тем самым величину подсвязочного давления. Характер дыхания должен приспосабливаться к речи, что проявляется в регуляции скорости и продолжительности выдоха и, соответственно, регуляции глубины вдоха, чтобы набранного в легкие воздуха было достаточно для произнесения фразы определенной длины. Произвольное управление дыханием особенно наглядно проявляется при пении, когда быстрый вдох сменяется продолжительным контролируемым выдохом, соответствующим длине музыкальной фразы. Строение лицевого черепа и челюстей человека обеспечивает такое положение языка, при котором его задняя часть оттеснена в глотку, а гортань — вниз. Только такая позиция позволяет языку изменять форму расположенной над гортанью полости и тем самым модулировать звуки, возникающие в гортани. Во время прохождения воздуха через голосовую щель происходят правильные вибрации голосовых связок, благодаря которым возникают гармонические колебания воздушного потока, соответствующие частоте вибрации. В зависимости от частоты колебаний воздуха возникают звуки определенной высоты. Частоту вибрации, а следовательно, и высоту звука, можно произвольно изменять посредством сокращений мышц гортани, регулирующих натяжение голосовых связок. Рождающиеся при этом звуки соответствуют частотам с правильным периодом, которые можно разложить на ряд чистых тонов, а сами звуки можно пропеть; в составе языка они называются гласными. Воспроизведение таких звуков гортанью обозначается термином фонация. Произведенные гортанью тоны преобразуются в звуки речи расположенными выше полостями носа и рта, выполняющими функцию резонаторов. Этот процесс управляется сокращениями мышц языка, губ, мягкого неба и глотки и определяется как артикуляция. Согласные звуки возникают в основном с помощью артикуляции; если гортань не участвует в их произнесении, то получаются глухие согласные, например [т], а при участии гортани — звонкие согласные [д]. В отличие от гласных согласные звуки невозможно пропеть. Самая низкая частота колебаний воздушного столба в гортани характеризуется наибольшей амплитудой, воспринимается на слух как самая громкая и называется основной. Одновременно с этой частотой голосовые связки, а затем и расположенный над ними воздушный столб, колеблются с большими частотами, кратными частоте основного тона. Они обусловлены колебаниями независимых сегментов воздушного столба, что образует обертоны. Сочетание основного тона с обертонами создает индивидуально узнаваемый тембр голоса. Полости носа и рта в речевой функции выполняют роль резонаторов и фильтров, поскольку в большой мере поглощают некоторые частоты, что определяется размером и формой этих полостей в каждый конкретный момент. В результате при произнесении гласных сохраняется лишь часть акустической энергии гортани, соответствующая непоглощенным частотам, которые называются формантами. Формантные частоты различаются у одной и той же гласной в зависимости от того, с какой согласной она образовала слог. Распознание речи на слух основано на различении формант, и, следовательно, наименьшими смысловыми единицами речи являются слоги. 20.5.3. Речевые структуры мозга Речевая деятельность присуща только человеку, что почти исключает экспериментальное изучение ее физиологических основ на животных. Поэтому в основу представлений о нейрофизиологических механизмах речи легли клинические наблюдения*, это весьма распространенный путь к пониманию функции, который состоит в анализе причин ее нарушения. Значительно позже к опыту клинических наблюдений добавились методы позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР), позволяющие регистрировать динамику активности различных регионов мозга в процессе речевой деятельности. 20.5.3.1. Нарушения речи при очаговых повреждениях мозга Утрата экспрессивной речи и/или способности понимать устную речь вследствие приобретенных поражений мозга обозначается как афазия, для менее выраженных речевых расстройств используется термин дисфазия. В подавляющем большинстве случаев поражения мозга, вызывающие афазию у правшей, имели место в левом полушарии мозга. При поражении левой нижней лобной извилины (зона Брока, соответствующая полям 44—45 Бродмана) развивается моторная афазия, проявляющаяся нарушением разговорной речи, а нередко и письма. Выраженность нарушений речи пропорциональна размерам очага поражения, но в любом случае имеют место неудовлетворительные артикуляция и мелодичность речи, которая становится крайне немногословной (телеграфной). Центральная борозда
Рис. 20.14. Речевые структуры мозга человека в левом полушарии. При участии зоны Вернике (поле 22) происходит программирование смысла речи человека. Импульсы из зоны Вернике по дугоообразному пучку передаются в зону Брока (поле 45). Функцией зоны Брока является создание двигательной программы речи. Эта программа выполняется через первичную двигательную зону (поле 3). Цифры на рисунке соответствуют нумерации полей по классификации Бродмана.
Сенсорная афазия отмечается у людей при поражении зоны Вернике, занимающей заднюю часть левой верхней височной извилины (поле 22 по Бродману). При сенсорной афазии у человека нарушается понимание обращенной к нему речи. При попытке говорить больной правильно произносит звуки, но допускает ошибки в понимании и использовании слов, может произносить грамматически правильные, но бессмысленные фразы. Отсюда был сделан вывод о том, что для восприятия и программирования речи используются разные регионы левого полушария мозга. Из этого представления возникла первая модель формирования речи, которая различала сенсорную деятельность, связанную с пониманием смысла воспринимаемых слов и обеспечиваемую задней третью верхней височной извилины (зона Вернике), а также моторную деятельность, формирующую программы движений для мышц артикуляции и находящуюся в зоне Брока. Две эти анатомические области связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон, что обеспечивает их взаимодействие (рис. 20.14). 20.5.3.2. Модель речевой деятельности Вернике—Гешвинда На протяжении первой половины XX столетия доминировало представление об эквипотенциальности, т. е. функциональной равноценности различных областей коры, поэтому считалось, что речь не имеет анатомических коррелят. Однако в дальнейшем были показаны различия в деятельности речевых центров левого полушария при восприятии устной речи и чтении написанного текста (рис. 20.15).Звуки голоса воспринимаются слуховыми рецепторами внутреннего уха человека, где происходит трансформация энергии звуковой волны в потенциалы действия слуховых нервов. По слуховым нервам они поступают через медиальное коленчатое тело таламуса в первичную слуховую кору (поле 41), затем во вторичную слуховую кору (поле 42), а оттуда в зону Вернике (поле 22), обеспечиваю-
Рис. 20.15. Модель речевой деятельности Вернике—Ге швинда. Устная речь формируется при поступлении информации в слуховую кору и при декодировании ее в зоне Вернике, где происходит программирование ответной речи. Из зоны Вернике информация передается по дугообразному пучку в зону Брока, в которой готовится программа артикуляции, поступающая в первичную моторную кору. Моторная кора осуществляет регуляцию деятельности артикуляционных мышц. При письменной речи информация поступает вначале в зрительную кору, а затем через угловую извилину передается также в зону Вернике, далее в зону Брока, затем в двигательную кору, регулирующую артикуляцию.
щую понимание значения услышанных слов и конструирование ответных. Из зоны Вернике информация передается по дугообразному пучку в зону Брока, где локализована память об артикуляции, на основе которой создается программа собственной речи. Электрическая активность нейронов зоны Брока передается в первичную двигательную область коры, которая регулирует в соответствии в поступающей в нее программой деятельность мышц артикуляции. Речь человека, которая возникает при этом, содержит смысловые составляющие, которые являются источником информации для другого человека. При чтении текста соответствующие сигналы направляются от сетчатки глаз по зрительным нервам к наружному коленчатому телу таламуса, оттуда — в первичную, а затем во вторичную зрительную кору. Далее переработанная информация попадает в угловую извилину теменной доли (поле 39), где перерабатывается зрительная, слуховая и тактильная афферентная информация, а оттуда — в зону Вернике. Если текст следует прочесть вслух, то для этого требуется отправить надлежащую информацию по дугообразному пучку в зону Брока, а затем активировать первичную моторную кору. 20.5.3.3. Современная модель речевой деятельности человека Наблюдения клиницистов показывают, что как при моторной, так и при сенсорной афазии очаги поражения мозга обычно захватывают довольно большую территорию, а не ограничиваются лишь зоной Брока или Вернике. В то же время встречающиеся иногда в клинике ограниченные повреждения этих областей, как правило, не приводят к типичным афазиям Брока или Вернике. Применение специально разработанных когнитивных тестов в комплексе с ПЭТ и ЯМР привело к появлению новой модели речевой деятельности. Согласно этой модели информация, воспринимаемая на слух и при чтении, перерабатывается в мозге человека и достигает зоны Вернике не по общим, а по раздельным (параллельным) нейронным сетям. Поэтому зрительные и слуховые репрезентации слов в структурах мозга нередко происходят при участии полей коры головного мозга специфической модальности, откуда информация непосредственно поступает в зону Брока. Наконец, слуховая информация может перерабатываться при участии нескольких параллельных нейронных сетей мозга. Например, восприятие обычных слов, имеющих значение для понимания содержания речи, и восприятие бессмысленных в контексте воспринимаемой речи слов происходят посредством переработки информации разными и независимыми путями, образующими отдельные входы в зону Брока. Это свидетельствует о том, что информация о звуке как о средстве языка и информация о смысловом значении этого звука в воспринимаемой человеком речи перерабатывается разными нейронными сетями мозга (рис. 20.16). 20.5.3.4. Литерализация речи Речевая деятельность, как правило, обеспечивается только одним, доминирующим относительно этой функции полушарием, обычно левым. У человека левое полушарие в среднем на 1 см3 больше, и следовательно в левом полушарии содержится больше нейронов. Анатомические различия между полушариями мозга у человека подтверждаются при сравнении величины объема зоны Вернике, которая слева больше примерно у 70 % взрослых людей, а также у плодов, что указывает на врожденное, генетически запрограммированное происхождение асимметрии мозга. Указанная асимметрия выявляется и при сопоставлении борозд и извилин лобных долей: в левом полушарии обычно имеется четкое разделение всех трех лобных борозд, каждая из которых хорошо выражена и ветвиста, тогда как в правом полушарии чаще отмечается атипичное расположение борозд и извилин, нередко прерывающихся и не имеющих общего ствола. Объем зоны Брока в левом полушарии значительно больше, чем в правом, а количество пирамидных нейронов в этой зоне слева больше, чем справа, причем различия отмечены не только у взрослых людей, но и у новорожденных. Функциональное доминирование левого полушария окончательно устанавливается лишь после изучения родного языка. Маленькие дети, перенесшие тяжелые повреждения речевых областей левого полушария, в последующем способны овладеть языком благодаря вовлечению в эту функцию правого полушария. Но взрослые люди после необратимых обширных повреждений речевых областей левого полушария уже не могут компенсировать утрату речи с помощью правого полушария. Из этого следует, что анатомическая асимметрия является только необходимой основой, но не гарантией языковой специализации полушарий, которая происходит на ранних стадиях развития, когда специфическая функциональная активность способствует развитию и совершенствованию нейронных переключений между речевыми структурами левого полушария мозга. Однако речи человека присущи не только когнитивные, но и аффективные компоненты: интонация, регулируемая высота голоса, ритм речи. Считается, что они контролируются зеркально организованными в правом полушарии структурами мозга. При повреждении правого полушария больные говорят одинаково ровно, независимо от того, рассказывают они Речь Письмо
Рис. 20.16. Современная модель нейронных переключений, необходимых для речевой деятельности.
Восприятие устной и письменной речи у человека осуществляется при участии слуховой и зрительной коры (первый уровень переработки поступающей в мозг речевой информации). На втором уровне в структурах зоны Вернике и вторичной зрительной коре происходят процессы фонологического и зрительного кодирования информации соответственно. Второй уровень переработки речевой информации представлен гетеромодальными структурами, которые участвуют в кодировании как устной, так и письменной информации (3). Речевая (устная или письменная) информация из зоны Вернике и ассоциативной зрительной коры поступает непосредственно в премоторное поле Брока и одновременно в лобную кору, откуда также осуществляется контроль формирования программ артикуляции. Результатом последовательной и параллельной переработки речевой информации является содержание речи и письма. о радостном событии или печальном; они часто не способны понимать эмоциональную окраску обращенной к ним речи. Глухие от рождения дети не могут услышать чужую речь, они усваивают язык с помощью той или иной системы жестикуляции, в которых тоже существуют грамматические правила. Овладевающие языком жестов дети проходят точно такие же этапы развития, что и дети, которые осваивают обычный разговорный язык. Для овладения языком жестов используются те же речевые структуры мозга, что и для овладения речью: при левостороннем поражении речевых структур мозга глухие перестают понимать язык жестов, тогда как при правостороннем поражении эта способность сохраняется. Хотя существование речевых структур мозга определено генетически, это отнюдь не гарантирует последующее овладение языком, поскольку его познание возможно только в условиях социального межличностного общения ребенка со взрослыми людьми. Предложена также гипотеза о существовании критического периода развития, после завершения которого овладение языком происходит трудно. Доказательства в пользу этой гипотезы основаны на результатах наблюдения за людьми, изучающими второй язык. При изучении второго языка критический возраст длится от третьего года жизни до пубертатного периода. После вхождения в пубертатный возраст возможность выучить второй язык стремительно уменьшается, и подростки усваивают его не быстрее и не лучше, чем взрослые люди 30—40 лет, а потому и не овладевают естественным произношением. По другим данным, второй язык становится родным лишь в том случае, если дети начали овладевать им до семилетнего возраста, а затем результаты ухудшаются по мере прибавления возраста первого знакомства с новым языком. Аналогичная зависимость имеет место и у глухих детей: чем позже глухой ребенок начинает осваивать язык жестов, тем больше дефектов применения этого языка обнаруживается у него в последующей практике. Считается, что окончание критического возраста совпадает с завершением созревания нейронных соединений речевых структур мозга. 20.6. Мышление Мышление — психический процесс познавательной деятельности, позволяющий человеку структурировать внешнюю среду без непосредственного контакта с ней путем операций с мысленными образами и символами объектов. Фундаментальным абстрактным символом, с помощью которого человек может передавать информацию об окружающем мире или о себе другому человеку, является слово. С помощью слова у человека осуществляются словесно-логические мыслительные процессы, результатом которых являются различные виды смысловых понятий, категорий или гипотез. Наряду со словесно-логическим человек обладает наглядно-образным мышлением. Мысли человека, которые являются результатом обоих видов мышления, характеризуются рядом особенностей. Прежде всего, мысли человека (как правило, существенные) обладают относительной стабильностью, несмотря на изменение сознания. Так, после бессознательного состояния, вызванного действием на мозг человека наркоза, мысли стабилизируются моментально и самопроизвольно. Человек способен запоминать мысли. При этом он запоминает стабильные или существенные проявления какого-либо калейдоскопа событий. В результате человек запоминает наиболее существенные мысли, а не промежуточные результаты мыслительного процесса. Это можно подтвердить тем, что человек обычно не запоминает летящую птицу, а только сидящую. Мысли человека характеризуются мультимодальностью. Обычно в мышлении человека используются различные модальности, т. е. мысли человека могут включать словесные, зрительные или иные компоненты (зрительное воображение или внутреннюю речь). В мозге человека мысли и обусловливающие их мыслительные процессы возникают последовательно в разное время, а не одновременно несколько мыслей в одно и то же время. Наконец, мысли человека имеют ограниченную емкость. Под этим понимается, что только какая-то и, как пра 20.6.1. Нейрофизиологические основы мыслительной деятельности человека Мышление осуществляется преимущественно в ассоциативных отделах коры больших полушарий, которые являются местом интеграции информации, поступающей из первичных и вторичных проекционных зон различных сенсорных систем (рис* 20*17). В ассоциативных областях коры больших полушарий текущая информация объединяется с таковой, содержащейся в долговременной памяти (при участии височной коры и гиппокампа). Интеграция всех сенсорных сигналов со следами долговременной памяти дает возможность человеку оценивать, например, положение тела или головы в пространстве. Ассоциативные отделы лобной коры больших полушарий имеют особое значение в интерпретации явлений и событий. Благодаря двусторонним связям лобной коры и лимбической системы в систему оценки ситуации включаются эмоции. Лобная кора ответственна также за выбор целей и прогнозирование событий. Наконец, использование языка —- основа многих мыслительных процессов человека — возможно только при совместной работе лобных и височных долей (зоны Брока и зоны Вернике). Сохранение и манипулирование информацией является основным моментом при процессах мышления человека. Эта функция мозга человека осуществляется на основе эксплицитной рабочей памяти при участии ассоциативной префронтальной коры. Указанный отдел коры больших полу- Двигательная кора Соматосенсорная кора Аналитические рассуждения Теменная кора Понимание разговорной речи Смысловое различение "зрительных" слов Предчувствие боли Разговорная речь Височная кора Рис. 20.17. Схема локализации функций познавательной деятельности человека в коре головного мозга: мышление (по данным позитронно-эмиссионной томографии и функционального магнитно-резонансного исследования). На рисунке отмечены участки коры головного мозга человека, в которых возрастает локально мозговой кровоток при выполнении человеком познавательных заданий. шарий мозга человека осуществляет умственные процессы контроля внимания, выбора между альтернативными реакциями, а также репрезентацию и сохранение инструкций мыслительного задания. Мышление как процесс распознавания информации осуществляется при участии ассоциативных височных и лобных отделов коры больших полушарий. Мышление как поиск осуществляется при участии задних ассоциативных (теменно-затылочных) отделов коры мозга. Соответствие решения выработанному критерию (стратегия) реализуется при участии ассоциативных лобных, височных и лимбических отделов коры головного мозга. 20.6.1.1. Нейрофизиологические основы абстрактного мышления (рассуждение человека) Рассуждение человека {синоним — абстрактное мышление) — это способность делать некоторые выводы (мысли), что связано с высшими уровнями человеческого мышления, предполагающего достижение знания и его использование в повседневном опыте. Существуют индуктивная и дедуктивная формы абстрактного мышления. При дедуктивной форме рассуждения человека, когда происходит выделение части из целого, активируются структуры левого полушария: в частности, средняя и нижняя лобные извилины (поля 45 и 47 по Бродману) и область левой верхней затылочной извилины (поле 19 по Бродману). При индуктивной форме абстрактного мышления, когда часть события рассматривается в его движении, мыслительный процесс связан с активацией структур левой медиальной лобной извилины, левой поясной извилины и левой верхней лобной извилины (поля 8, 9, 24, 32 по Бродману). Кроме того, индуктивное мышление сопровождается активацией структур левой верхней затылочной извилины и небольшой области латеральной нижней височной извилины. В целом, рассуждение человека обусловлено функцией левого полушария мозга. Области дорсолатеральных лобных извилин имеют отношение к рабочей памяти человека, а медиальная префронтальная кора — к функциям произвольного внимания. Функции полушарий мозга человека различаются при других видах мышления. В частности, распознавание координатной информации, для которого необходима специфическая информация о расстоянии и локализации, осуществляется структурами правого полушария. Напротив, категориальное распознавание, связанное с восприятием пространства и выражаемое с помощью речи, осуществляется левым полушарием мозга. Распознавание пространственного положения объектов является функцией структур задней теменной коры при участии дорсальных зрительных путей. 20.6.1.2. Нейрофизиологические основы умственных арифметических операций У человека умственные арифметические операции обусловлены функцией структур теменной коры. Левая и правая внутритеменные области активируются в случае, если человек производит счет. Степень активации этих отделов коры головного мозга пропорциональна сложности арифметического задания (размер чисел, число операций в единицу времени). В основе физиологического механизма активации (например, теменной коры) могут лежать процессы, способствующие выполнению математического задания, такие как манипуляции с клавиатурой и пространственная зритель- 27 ' 6095 ная рабочая память. В области внутритеменной извилины у человека находятся нейроны, которые воспринимают числа. Так, в результате поражения в области внутритеменной извилины возникает нарушение счета. 20.6.1.3. Нейрофизиологические основы мышления при чтении Чтение является важнейшим культурным изобретением человека. При чтении, даже отдельных слов, у человека активируются структуры областей мозга, которые участвуют в речевой функции. В левой затылочно-теменной борозде на латеральном краю червеобразной извилины расположено поле зрительной формы слова, которое имеет высокий уровень активности при написании человеком слов. Структуры расположены несколько лате- ральнее структур веретенообразной извилины, которые активируются при восприятии выражения лица человека, и ниже ретинотопических карт зрительной коры и поля, участвующего в восприятии преимущественно объектов внешней среды. Поле зрительной формы слова является ближайшей областью к стриарной зрительной коре, которая не имеет ретинотопической организации. Функцией структур этого поля является извлечение абстрактной, инвариантной репрезентации последовательности (цепочки) букв. Структуры левого поля зрительной формы слова включены в «вентральный поток» зрительной информации и активируются у человека на зрительно воспринимаемые как левым, так и правым глазом слова, а не слова при речи. У человека в процессе развития мышления всегда взаимосвязана активация структур поля зрительной формы слова с навыками чтения. При нарушении чтения (дислексия) эта область мозга не реагирует при попытке распознать буквы и слова. 20.6.2. Функции левого и правого полушарий мозга человека при мышлении Мышление человека осуществляется в условиях билатеральной (полушарной) организации мозга. При этом языковые и речевые процессы у человека очень редко представлены в обоих полушариях. Лексическое же знание (словарный запас человека) широко представлено в коре головного мозга. При участии структур левого полушария осуществляются все аспекты продукции и понимания языка. Поэтому общий словарь человека «расположен» в левом полушарии. Правое полушарие осуществляет только лексические процессы с весьма ограниченной грамматикой. Синтаксические мыслительные операции, связанные с пониманием глаголов, множественными числами, притяжательными местоимениями, являются функцией правого полушария. Грамматические рассуждения человека также обусловлены функцией правого полушария мозга. Несмотря на то, что при участии только правого полушария люди не могут использовать синтаксис для понимания смысловых высказываний, они, тем не менее, в состоянии оценить, какое произношение является грамматическим, а какое не является таковым. Таким образом, как в отношении словаря, так и грамматики мыслительной способностью правого полушария является пассивное распознавание звуковых слов без его продуктивного применения. Последнее проявляется в том, что люди не могут с помощью правого полушария организовать звуки в слова. Мозг человека имеет неисчислимую емкость. Однако его способность к интерпретации генерируемых человеком объяснений и гипотез является функцией только левого полушария головного мозга. Этот мыслительный процесс осуществляется благодаря тому, что в левом полушарии сохраняется информация, понимаемая человеком в целом. Осуществление подобного процесса в левом полушарии мозга основано на аккуратности распознавания воспринимаемой информации, как словесной, так и зрительной, при участии правого полушария. Правое полушарие обеспечивает точнейшую запись событий, которые используются для построения выводов относительно представленного в него материала. Оба полушария участвуют в проблемном решении умственных задач, но разными путями: правое полушарие — на основе простой информации, а левое — на основе образования вырабатываемых гипотез. Различие участия двух полушарий мозга в мышлении позволяет человеку видеть мир адаптивно во всем его многообразии.
|
|||
|