Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис. 20.15. Модель речевой деятельности Вернике—Ге швинда.



20.5. Речь

Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения лю­дей, опосредованную языком. Язык является системой звуковых, словар­ных и грамматических средств для общения, мышления, передачи инфор­мации от человека человеку, от одного поколения — другому. В повседнев­ном обиходе эти два термина понимаются как способность говорить. Этой уникальной способностью человек отличается от всех живых существ. Речь в узком смысле слова понимают как использование в общении между людьми голосовых, слуховых, зрительных и мануальных навыков, к кото­рым относят способность произносить слова, воспроизводить письменные знаки, улавливать речь на слух и распознавать зрительно печатный или ру­кописный текст.

Различают речь экспрессивную (моторную), предназначенную для комму­никации, или социального общения людей, и внутреннюю речь, «немую», используемую для решения мыслительных задач и внутреннего програм­мирования. Внутренняя речь характеризуется своей фрагментарностью и краткостью по сравнению с экспрессивной внешней речью. Перевод чело­веком внутренней речи во внешнюю происходит путем синтаксического переструктурирования, т. е. перевода в синтаксически расчлененную, раз­вернутую и понятную другим людям форму. Особо выделяют письменную речь, отличающуюся, во-первых, использованием письменной графики, а во-вторых, специфическими для нее синтаксическими конструкциями и функциональными стилями. Речь неразрывно связана с мышлением, памя­тью, сознанием, эмоциями, вместе с которыми она включается в целостный поведенческий акт речевой деятельности.

20.5.1. Свойства языка

Среди всех возможных средств коммуникации у людей различают вербаль­ные, т. е. словесные, невербальные (геометрические фигуры, математиче­ские знаки, рисунки, фотографии), а также паралингвистические (жесты, мимика, музыкальные мелодии). Представляя собой типично человече­скую форму общения, язык отличается от прочих форм коммуникации своими свойствами. Во-первых, языку присуща креативность (созидатель­ность). Уже на стадии овладения родным языком человек не заучивает наизусть все услышанное, но через неосознаваемые (имплицитные) про­цессы переходит к общим правилам построения осмысленных выражений.

Словарный запас одного человека содержит большее или меньшее, но все- таки ограниченное количество слов, из которых он может построить неог­раниченное количество предложений, в том числе и такие, которые рань­ше никогда не слышал и не говорил. Во-вторых, язык отличается своей уникальной формой', из сравнительно небольшого числа используемых в нем звуков создается бесконечное множество комбинаций. Звуки, или фо­немы, являются самыми малыми звуковыми единицами, изменение кото­рых может привести к изменению значения слова, например: дом— том, волос — голос и т. п. В-третьих, для языка человека характерна определен­ная структура, которая регламентируется грамматикой, включающей пра­вила комбинации фонем в словах (морфология) и правила комбинации слов в предложениях и оборотах речи (синтаксис). В-четвертых, в каждом языке существует возможность абстрагирования, т. е. передачи информа­ции, не связанной непосредственно с конкретными событиями. Такая воз­можность отсутствует у простых символических систем коммуникации: на­пример, с помощью жестов можно передавать только специфическую ин­формацию, связанную с текущими обстоятельствами. Но в то же время речь посредством жестов, мимики, интонации и положения тела может приобретать нужную или желаемую эмоциональную выразительность. В-пя­тых, являясь основным средством социального общения, язык наряду с коммуникацией способствует образованию индивидуального эмоциональ­ного опыта людей. Он служит способом выражения сознания и самосознания человека и его индивидуальности. Язык непосредственно связан с мышле­нием человека.

20.5.2. Речевой аппарат

В создании звуков человеческой речи участвуют мышцы гортани, языка, губ, мягкого неба, глотки и дыхательная мускулатура, которые иннервиру­ются подъязычным, блуждающим, лицевым, диафрагмальным нервами, а также мотонейронами спинного мозга, регулирующими сокращения дыха­тельных мышц. Звуки возникают во время выдоха, когда поток воздуха проходит через гортань, а ее голосовые связки вибрируют, изменяя тем са­мым величину подсвязочного давления. Характер дыхания должен приспо­сабливаться к речи, что проявляется в регуляции скорости и продолжи­тельности выдоха и, соответственно, регуляции глубины вдоха, чтобы на­бранного в легкие воздуха было достаточно для произнесения фразы опре­деленной длины. Произвольное управление дыханием особенно наглядно проявляется при пении, когда быстрый вдох сменяется продолжительным контролируемым выдохом, соответствующим длине музыкальной фразы.

Строение лицевого черепа и челюстей человека обеспечивает такое по­ложение языка, при котором его задняя часть оттеснена в глотку, а гор­тань — вниз. Только такая позиция позволяет языку изменять форму рас­положенной над гортанью полости и тем самым модулировать звуки, воз­никающие в гортани. Во время прохождения воздуха через голосовую щель происходят правильные вибрации голосовых связок, благодаря которым возникают гармонические колебания воздушного потока, соответствующие частоте вибрации. В зависимости от частоты колебаний воздуха возникают звуки определенной высоты. Частоту вибрации, а следовательно, и высоту звука, можно произвольно изменять посредством сокращений мышц гор­тани, регулирующих натяжение голосовых связок. Рождающиеся при этом звуки соответствуют частотам с правильным периодом, которые можно разложить на ряд чистых тонов, а сами звуки можно пропеть; в составе языка они называются гласными. Воспроизведение таких звуков гортанью обозначается термином фонация.

Произведенные гортанью тоны преобразуются в звуки речи располо­женными выше полостями носа и рта, выполняющими функцию резонато­ров. Этот процесс управляется сокращениями мышц языка, губ, мягкого неба и глотки и определяется как артикуляция. Согласные звуки возника­ют в основном с помощью артикуляции; если гортань не участвует в их произнесении, то получаются глухие согласные, например [т], а при уча­стии гортани — звонкие согласные [д]. В отличие от гласных согласные звуки невозможно пропеть.

Самая низкая частота колебаний воздушного столба в гортани характе­ризуется наибольшей амплитудой, воспринимается на слух как самая громкая и называется основной. Одновременно с этой частотой голосовые связки, а затем и расположенный над ними воздушный столб, колеблются с большими частотами, кратными частоте основного тона. Они обусловле­ны колебаниями независимых сегментов воздушного столба, что образует обертоны. Сочетание основного тона с обертонами создает индивидуально узнаваемый тембр голоса. Полости носа и рта в речевой функции выпол­няют роль резонаторов и фильтров, поскольку в большой мере поглощают некоторые частоты, что определяется размером и формой этих полостей в каждый конкретный момент. В результате при произнесении гласных со­храняется лишь часть акустической энергии гортани, соответствующая не­поглощенным частотам, которые называются формантами. Формантные частоты различаются у одной и той же гласной в зависимости от того, с какой согласной она образовала слог. Распознание речи на слух основано на различении формант, и, следовательно, наименьшими смысловыми единицами речи являются слоги.

20.5.3. Речевые структуры мозга

Речевая деятельность присуща только человеку, что почти исключает экс­периментальное изучение ее физиологических основ на животных. Поэто­му в основу представлений о нейрофизиологических механизмах речи лег­ли клинические наблюдения*, это весьма распространенный путь к понима­нию функции, который состоит в анализе причин ее нарушения. Значи­тельно позже к опыту клинических наблюдений добавились методы пози­тронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР), позволяющие регистрировать динамику активности различных ре­гионов мозга в процессе речевой деятельности.

20.5.3.1. Нарушения речи при очаговых повреждениях мозга

Утрата экспрессивной речи и/или способности понимать устную речь вследствие приобретенных поражений мозга обозначается как афазия, для менее выраженных речевых расстройств используется термин дисфазия. В подавляющем большинстве случаев поражения мозга, вызывающие афа­зию у правшей, имели место в левом полушарии мозга.

При поражении левой нижней лобной извилины (зона Брока, соответст­вующая полям 44—45 Бродмана) развивается моторная афазия, проявляю­щаяся нарушением разговорной речи, а нередко и письма. Выраженность нарушений речи пропорциональна размерам очага поражения, но в любом случае имеют место неудовлетворительные артикуляция и мелодичность ре­чи, которая становится крайне немногословной (телеграфной).

Центральная борозда

 

Рис. 20.14. Речевые структуры мозга человека в левом полушарии.

При участии зоны Вернике (поле 22) происходит программирование смысла речи человека. Импульсы из зоны Вернике по дугоообразному пучку передаются в зону Брока (поле 45). Функцией зоны Брока является создание двигательной программы речи. Эта программа вы­полняется через первичную двигательную зону (поле 3). Цифры на рисунке соответствуют ну­мерации полей по классификации Бродмана.

 

Сенсорная афазия отмечается у людей при поражении зоны Вернике, за­нимающей заднюю часть левой верхней височной извилины (поле 22 по Бродману). При сенсорной афазии у человека нарушается понимание обра­щенной к нему речи. При попытке говорить больной правильно произно­сит звуки, но допускает ошибки в понимании и использовании слов, мо­жет произносить грамматически правильные, но бессмысленные фразы. Отсюда был сделан вывод о том, что для восприятия и программирования речи используются разные регионы левого полушария мозга.

Из этого представления возникла первая модель формирования речи, ко­торая различала сенсорную деятельность, связанную с пониманием смысла воспринимаемых слов и обеспечиваемую задней третью верхней височной извилины (зона Вернике), а также моторную деятельность, формирующую программы движений для мышц артикуляции и находящуюся в зоне Бро­ка. Две эти анатомические области связаны между собой дугообразным пуч­ком нервных волокон, что обеспечивает их взаимодействие (рис. 20.14).

20.5.3.2. Модель речевой деятельности Вернике—Гешвинда

На протяжении первой половины XX столетия доминировало представле­ние об эквипотенциальности, т. е. функциональной равноценности раз­личных областей коры, поэтому считалось, что речь не имеет анатомиче­ских коррелят. Однако в дальнейшем были показаны различия в деятель­ности речевых центров левого полушария при восприятии устной речи и чтении написанного текста (рис. 20.15).Звуки голоса воспринимаются слуховыми рецепторами внутреннего уха человека, где происходит транс­формация энергии звуковой волны в потенциалы действия слуховых нер­вов. По слуховым нервам они поступают через медиальное коленчатое те­ло таламуса в первичную слуховую кору (поле 41), затем во вторичную слуховую кору (поле 42), а оттуда в зону Вернике (поле 22), обеспечиваю-

 

Рис. 20.15. Модель речевой деятельности Вернике—Ге швинда.

Устная речь формируется при поступлении информации в слуховую кору и при декодирова­нии ее в зоне Вернике, где происходит программирование ответной речи. Из зоны Вернике информация передается по дугообразному пучку в зону Брока, в которой готовится программа артикуляции, поступающая в первичную моторную кору. Моторная кора осуществляет регуля­цию деятельности артикуляционных мышц. При письменной речи информация поступает вначале в зрительную кору, а затем через угловую извилину передается также в зону Вернике, далее в зону Брока, затем в двигательную кору, регулирующую артикуляцию.

 

щую понимание значения услышанных слов и конструирование ответных. Из зоны Вернике информация передается по дугообразному пучку в зону Брока, где локализована память об артикуляции, на основе которой созда­ется программа собственной речи. Электрическая активность нейронов зо­ны Брока передается в первичную двигательную область коры, которая ре­гулирует в соответствии в поступающей в нее программой деятельность мышц артикуляции. Речь человека, которая возникает при этом, содержит смысловые составляющие, которые являются источником информации для другого человека.

При чтении текста соответствующие сигналы направляются от сетчатки глаз по зрительным нервам к наружному коленчатому телу таламуса, отту­да — в первичную, а затем во вторичную зрительную кору. Далее перерабо­танная информация попадает в угловую извилину теменной доли (поле 39), где перерабатывается зрительная, слуховая и тактильная афферентная информация, а оттуда — в зону Вернике. Если текст следует прочесть вслух, то для этого требуется отправить надлежащую информацию по дуго­образному пучку в зону Брока, а затем активировать первичную моторную кору.

20.5.3.3. Современная модель речевой деятельности человека

Наблюдения клиницистов показывают, что как при моторной, так и при сенсорной афазии очаги поражения мозга обычно захватывают довольно большую территорию, а не ограничиваются лишь зоной Брока или Верни­ке. В то же время встречающиеся иногда в клинике ограниченные повреж­дения этих областей, как правило, не приводят к типичным афазиям Бро­ка или Вернике.

Применение специально разработанных когнитивных тестов в комплек­се с ПЭТ и ЯМР привело к появлению новой модели речевой деятельно­сти. Согласно этой модели информация, воспринимаемая на слух и при чтении, перерабатывается в мозге человека и достигает зоны Вернике не по общим, а по раздельным (параллельным) нейронным сетям. Поэтому зрительные и слуховые репрезентации слов в структурах мозга нередко происходят при участии полей коры головного мозга специфической мо­дальности, откуда информация непосредственно поступает в зону Брока. Наконец, слуховая информация может перерабатываться при участии не­скольких параллельных нейронных сетей мозга. Например, восприятие обычных слов, имеющих значение для понимания содержания речи, и вос­приятие бессмысленных в контексте воспринимаемой речи слов происхо­дят посредством переработки информации разными и независимыми путя­ми, образующими отдельные входы в зону Брока. Это свидетельствует о том, что информация о звуке как о средстве языка и информация о смы­словом значении этого звука в воспринимаемой человеком речи перераба­тывается разными нейронными сетями мозга (рис. 20.16).

20.5.3.4. Литерализация речи

Речевая деятельность, как правило, обеспечивается только одним, домини­рующим относительно этой функции полушарием, обычно левым. У чело­века левое полушарие в среднем на 1 см3 больше, и следовательно в левом полушарии содержится больше нейронов. Анатомические различия между полушариями мозга у человека подтверждаются при сравнении величины объема зоны Вернике, которая слева больше примерно у 70 % взрослых людей, а также у плодов, что указывает на врожденное, генетически запро­граммированное происхождение асимметрии мозга. Указанная асимметрия выявляется и при сопоставлении борозд и извилин лобных долей: в левом полушарии обычно имеется четкое разделение всех трех лобных борозд, каждая из которых хорошо выражена и ветвиста, тогда как в правом полу­шарии чаще отмечается атипичное расположение борозд и извилин, неред­ко прерывающихся и не имеющих общего ствола. Объем зоны Брока в ле­вом полушарии значительно больше, чем в правом, а количество пирамид­ных нейронов в этой зоне слева больше, чем справа, причем различия от­мечены не только у взрослых людей, но и у новорожденных.

Функциональное доминирование левого полушария окончательно уста­навливается лишь после изучения родного языка. Маленькие дети, пере­несшие тяжелые повреждения речевых областей левого полушария, в по­следующем способны овладеть языком благодаря вовлечению в эту функ­цию правого полушария. Но взрослые люди после необратимых обширных повреждений речевых областей левого полушария уже не могут компенси­ровать утрату речи с помощью правого полушария. Из этого следует, что анатомическая асимметрия является только необходимой основой, но не гарантией языковой специализации полушарий, которая происходит на ранних стадиях развития, когда специфическая функциональная актив­ность способствует развитию и совершенствованию нейронных переклю­чений между речевыми структурами левого полушария мозга.

Однако речи человека присущи не только когнитивные, но и аффектив­ные компоненты: интонация, регулируемая высота голоса, ритм речи. Считается, что они контролируются зеркально организованными в правом полушарии структурами мозга. При повреждении правого полушария больные говорят одинаково ровно, независимо от того, рассказывают они

Речь                  Письмо

 

Рис. 20.16. Современная модель нейронных переключений, необходимых для рече­вой деятельности.

 

Восприятие устной и письменной речи у человека осуществляется при участии слуховой и зрительной коры (первый уровень переработки поступающей в мозг речевой информации). На втором уровне в структурах зоны Вернике и вторичной зрительной коре происходят процессы фонологического и зрительного кодирования информации соответственно. Второй уровень переработки речевой информации представлен гетеромодальными структурами, которые уча­ствуют в кодировании как устной, так и письменной информации (3). Речевая (устная или письменная) информация из зоны Вернике и ассоциативной зрительной коры поступает не­посредственно в премоторное поле Брока и одновременно в лобную кору, откуда также осу­ществляется контроль формирования программ артикуляции. Результатом последовательной и параллельной переработки речевой информации является содержание речи и письма.

о радостном событии или печальном; они часто не способны понимать эмоциональную окраску обращенной к ним речи.

Глухие от рождения дети не могут услышать чужую речь, они усваивают язык с помощью той или иной системы жестикуляции, в которых тоже су­ществуют грамматические правила. Овладевающие языком жестов дети проходят точно такие же этапы развития, что и дети, которые осваивают обычный разговорный язык. Для овладения языком жестов используются те же речевые структуры мозга, что и для овладения речью: при левосто­роннем поражении речевых структур мозга глухие перестают понимать язык жестов, тогда как при правостороннем поражении эта способность сохраняется.

Хотя существование речевых структур мозга определено генетически, это отнюдь не гарантирует последующее овладение языком, поскольку его познание возможно только в условиях социального межличностного обще­ния ребенка со взрослыми людьми. Предложена также гипотеза о сущест­вовании критического периода развития, после завершения которого овла­дение языком происходит трудно. Доказательства в пользу этой гипотезы основаны на результатах наблюдения за людьми, изучающими второй язык. При изучении второго языка критический возраст длится от третьего года жизни до пубертатного периода. После вхождения в пубертатный воз­раст возможность выучить второй язык стремительно уменьшается, и под­ростки усваивают его не быстрее и не лучше, чем взрослые люди 30—40 лет, а потому и не овладевают естественным произношением. По другим данным, второй язык становится родным лишь в том случае, если дети на­чали овладевать им до семилетнего возраста, а затем результаты ухудшают­ся по мере прибавления возраста первого знакомства с новым языком. Аналогичная зависимость имеет место и у глухих детей: чем позже глухой ребенок начинает осваивать язык жестов, тем больше дефектов примене­ния этого языка обнаруживается у него в последующей практике. Считает­ся, что окончание критического возраста совпадает с завершением созре­вания нейронных соединений речевых структур мозга.

20.6. Мышление

Мышление — психический процесс познавательной деятельности, позво­ляющий человеку структурировать внешнюю среду без непосредственного контакта с ней путем операций с мысленными образами и символами объ­ектов.

Фундаментальным абстрактным символом, с помощью которого чело­век может передавать информацию об окружающем мире или о себе друго­му человеку, является слово. С помощью слова у человека осуществляются словесно-логические мыслительные процессы, результатом которых явля­ются различные виды смысловых понятий, категорий или гипотез. Наряду со словесно-логическим человек обладает наглядно-образным мышлением. Мысли человека, которые являются результатом обоих видов мышления, характеризуются рядом особенностей. Прежде всего, мысли человека (как правило, существенные) обладают относительной стабильностью, несмот­ря на изменение сознания. Так, после бессознательного состояния, вы­званного действием на мозг человека наркоза, мысли стабилизируются мо­ментально и самопроизвольно. Человек способен запоминать мысли. При этом он запоминает стабильные или существенные проявления какого-ли­бо калейдоскопа событий. В результате человек запоминает наиболее су­щественные мысли, а не промежуточные результаты мыслительного про­цесса. Это можно подтвердить тем, что человек обычно не запоминает ле­тящую птицу, а только сидящую. Мысли человека характеризуются мультимодальностью. Обычно в мышлении человека используются различ­ные модальности, т. е. мысли человека могут включать словесные, зри­тельные или иные компоненты (зрительное воображение или внутреннюю речь). В мозге человека мысли и обусловливающие их мыслительные про­цессы возникают последовательно в разное время, а не одновременно не­сколько мыслей в одно и то же время. Наконец, мысли человека имеют ог­раниченную емкость. Под этим понимается, что только какая-то и, как пра­
вило, незначительная часть от общего количества информации, которой обладает мозг, может быть представлена в мысли человека. Мыслительная деятельность человека обусловлена функциями ассоциативных областей коры головного мозга.

20.6.1. Нейрофизиологические основы мыслительной деятельности человека

Мышление осуществляется преимущественно в ассоциативных отделах ко­ры больших полушарий, которые являются местом интеграции информации, поступающей из первичных и вторичных проекционных зон различных сенсорных систем (рис* 20*17). В ассоциативных областях коры больших полушарий текущая информация объединяется с таковой, содержащейся в долговременной памяти (при участии височной коры и гиппокампа). Ин­теграция всех сенсорных сигналов со следами долговременной памяти дает возможность человеку оценивать, например, положение тела или головы в пространстве. Ассоциативные отделы лобной коры больших полушарий имеют особое значение в интерпретации явлений и событий. Благодаря двусторонним связям лобной коры и лимбической системы в систему оценки ситуации включаются эмоции. Лобная кора ответственна также за выбор целей и прогнозирование событий. Наконец, использование язы­ка —- основа многих мыслительных процессов человека — возможно только при совместной работе лобных и височных долей (зоны Брока и зоны Вер­нике). Сохранение и манипулирование информацией является основным моментом при процессах мышления человека. Эта функция мозга человека осуществляется на основе эксплицитной рабочей памяти при участии ассо­циативной префронтальной коры. Указанный отдел коры больших полу-

Двигательная кора Соматосенсорная кора

Аналитические рассуждения Теменная кора

Понимание разговорной речи Смысловое различение "зрительных" слов Предчувствие боли Разговорная речь

Височная кора

Рис. 20.17. Схема локализации функций познавательной деятельности человека в коре головного мозга: мышление (по данным позитронно-эмиссионной томогра­фии и функционального магнитно-резонансного исследования). На рисунке отме­чены участки коры головного мозга человека, в которых возрастает локально мозго­вой кровоток при выполнении человеком познавательных заданий.

шарий мозга человека осуществляет умственные процессы контроля вни­мания, выбора между альтернативными реакциями, а также репрезентацию и сохранение инструкций мыслительного задания. Мышление как процесс распознавания информации осуществляется при участии ассоциативных ви­сочных и лобных отделов коры больших полушарий. Мышление как поиск осуществляется при участии задних ассоциативных (теменно-затылочных) отделов коры мозга. Соответствие решения выработанному критерию (стратегия) реализуется при участии ассоциативных лобных, височных и лимбических отделов коры головного мозга.

20.6.1.1. Нейрофизиологические основы абстрактного мышления (рассуждение человека)

Рассуждение человека {синоним — абстрактное мышление) — это способ­ность делать некоторые выводы (мысли), что связано с высшими уровнями человеческого мышления, предполагающего достижение знания и его ис­пользование в повседневном опыте.

Существуют индуктивная и дедуктивная формы абстрактного мышле­ния. При дедуктивной форме рассуждения человека, когда происходит вы­деление части из целого, активируются структуры левого полушария: в ча­стности, средняя и нижняя лобные извилины (поля 45 и 47 по Бродману) и область левой верхней затылочной извилины (поле 19 по Бродману). При индуктивной форме абстрактного мышления, когда часть события рас­сматривается в его движении, мыслительный процесс связан с активацией структур левой медиальной лобной извилины, левой поясной извилины и левой верхней лобной извилины (поля 8, 9, 24, 32 по Бродману). Кроме того, индуктивное мышление сопровождается активацией структур левой верхней затылочной извилины и небольшой области латеральной нижней височной извилины.

В целом, рассуждение человека обусловлено функцией левого полуша­рия мозга. Области дорсолатеральных лобных извилин имеют отношение к рабочей памяти человека, а медиальная префронтальная кора — к функци­ям произвольного внимания.

Функции полушарий мозга человека различаются при других видах мышления. В частности, распознавание координатной информации, для которого необходима специфическая информация о расстоянии и локали­зации, осуществляется структурами правого полушария. Напротив, катего­риальное распознавание, связанное с восприятием пространства и выража­емое с помощью речи, осуществляется левым полушарием мозга.

Распознавание пространственного положения объектов является функ­цией структур задней теменной коры при участии дорсальных зрительных путей.

20.6.1.2. Нейрофизиологические основы умственных арифметических операций

У человека умственные арифметические операции обусловлены функцией структур теменной коры. Левая и правая внутритеменные области активи­руются в случае, если человек производит счет. Степень активации этих отделов коры головного мозга пропорциональна сложности арифметиче­ского задания (размер чисел, число операций в единицу времени). В осно­ве физиологического механизма активации (например, теменной коры) могут лежать процессы, способствующие выполнению математического за­дания, такие как манипуляции с клавиатурой и пространственная зритель- 27 ' 6095

ная рабочая память. В области внутритеменной извилины у человека нахо­дятся нейроны, которые воспринимают числа. Так, в результате пораже­ния в области внутритеменной извилины возникает нарушение счета.

20.6.1.3. Нейрофизиологические основы мышления при чтении

Чтение является важнейшим культурным изобретением человека. При чте­нии, даже отдельных слов, у человека активируются структуры областей мозга, которые участвуют в речевой функции. В левой затылочно-темен­ной борозде на латеральном краю червеобразной извилины расположено поле зрительной формы слова, которое имеет высокий уровень активности при написании человеком слов. Структуры расположены несколько лате- ральнее структур веретенообразной извилины, которые активируются при восприятии выражения лица человека, и ниже ретинотопических карт зри­тельной коры и поля, участвующего в восприятии преимущественно объ­ектов внешней среды. Поле зрительной формы слова является ближайшей областью к стриарной зрительной коре, которая не имеет ретинотопиче­ской организации. Функцией структур этого поля является извлечение аб­страктной, инвариантной репрезентации последовательности (цепочки) букв. Структуры левого поля зрительной формы слова включены в «вен­тральный поток» зрительной информации и активируются у человека на зрительно воспринимаемые как левым, так и правым глазом слова, а не слова при речи. У человека в процессе развития мышления всегда взаимо­связана активация структур поля зрительной формы слова с навыками чте­ния. При нарушении чтения (дислексия) эта область мозга не реагирует при попытке распознать буквы и слова.

20.6.2. Функции левого и правого полушарий мозга человека при мышлении

Мышление человека осуществляется в условиях билатеральной (полушар­ной) организации мозга. При этом языковые и речевые процессы у человека очень редко представлены в обоих полушариях. Лексическое же знание (словарный запас человека) широко представлено в коре головного мозга. При участии структур левого полушария осуществляются все аспекты про­дукции и понимания языка. Поэтому общий словарь человека «располо­жен» в левом полушарии. Правое полушарие осуществляет только лексиче­ские процессы с весьма ограниченной грамматикой.

Синтаксические мыслительные операции, связанные с пониманием глаго­лов, множественными числами, притяжательными местоимениями, явля­ются функцией правого полушария. Грамматические рассуждения челове­ка также обусловлены функцией правого полушария мозга. Несмотря на то, что при участии только правого полушария люди не могут использо­вать синтаксис для понимания смысловых высказываний, они, тем не ме­нее, в состоянии оценить, какое произношение является грамматическим, а какое не является таковым. Таким образом, как в отношении словаря, так и грамматики мыслительной способностью правого полушария являет­ся пассивное распознавание звуковых слов без его продуктивного приме­нения. Последнее проявляется в том, что люди не могут с помощью право­го полушария организовать звуки в слова.

Мозг человека имеет неисчислимую емкость. Однако его способность к интерпретации генерируемых человеком объяснений и гипотез является функцией только левого полушария головного мозга. Этот мыслительный процесс осуществляется благодаря тому, что в левом полушарии сохраня­ется информация, понимаемая человеком в целом. Осуществление подоб­ного процесса в левом полушарии мозга основано на аккуратности распо­знавания воспринимаемой информации, как словесной, так и зрительной, при участии правого полушария. Правое полушарие обеспечивает точней­шую запись событий, которые используются для построения выводов от­носительно представленного в него материала. Оба полушария участвуют в проблемном решении умственных задач, но разными путями: правое полу­шарие — на основе простой информации, а левое — на основе образования вырабатываемых гипотез. Различие участия двух полушарий мозга в мыш­лении позволяет человеку видеть мир адаптивно во всем его многообразии.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.