Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ прибыли и рентабельности предприятия ЗАО ЧФМК



6. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ЗАО "ЧФМК"

Результативность и экономическую целесообразность деятельности предприятия рассмотрим на основе абсолютных и относительных показателей деятельности предприятия.

Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 "Отчет о прибылях и убытках"

Конечный финансовый результат выражается величиной прибыли или убытка. Прибыль является стандартом успешной работы предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для экономического развития предприятия.

Прибыль предприятия до налогообложения (П) представляет собой алгебраическую сумму прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг (ПР), доходов от участия в других организациях (Ддр.), процентов к получению (Ппр), прочих операционных доходов (Попер), и прочих внереализационных доходов (Пвн) за вычетом процентов к уплате (Упр), прочих операционных расходов (Ропер) и прочих внереализационных расходов (Рвн):

П = Пр + Ддр + Ппр + Попер + Пвн - Упр - Ропер - Рвн, (2.2)

Оценка и анализ изменения прибыли и источников ее формирования за отчетный и предыдущий периоды произведем в табл.2.10

Таблица 6.1

Анализ состава и динамики прибыли ЗАО "ЧФМК"

Показатели

2003 год

2004 год

Изменение (+, -)

Сумма, тыс. руб Уд. вес, % Сумма, тыс. руб Уд. вес, % абсол., тыс. руб. относ., %
Прибыль (убыток) всего, в том числе: 0,0
Прибыль (убыток) от реализации 114,3 108,3 -6,0
Проценты к получению 2,9 0,4 -3069 -2,5
Доходы от участия в других организациях 0,5 3,6 3,1
Прочие операционные доходы 2,6 4,1 1,4
Прочие внереализационные доходы 10,1 6,8 -3,3
Проценты к уплате 6,5 3,3 -1439 -3,2
Прочие операционные расходы 5,8 7,8 2,0
Прочие внереализационные расходы 18,2 12,1 -6,0
Чистая прибыль (убыток) 75,2 71,3 -3,8

Абсолютная сумма прибыли до налогообложения увеличилась в отчетном году на 92263 тыс. руб., что составляет 67,4%. Прибыль от реализации в отчетном году увеличилась на 91776 тыс. руб., что составляет 58,6%. Чистая прибыль отчетного года увеличилась на 60568 тыс. руб. или 58,8%. Таким образом, чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от продажи, но медленнее, чем прибыль до налогообложения.

Прирост прибыли до налогообложения в динамике обусловлен приростом прибыли от продажи на 91776 тыс. руб., увеличением доходов от участия в других организациях на 7552 тыс. руб., прочих операционных доходов на 5735 тыс. руб., а также сокращением процентов к уплате на 1439 тыс. руб. Негативные изменения в динамике финансовых результатов в отчетном году произошли по причине увеличения прочих операционных и внереализационных расходов на общую сумму 12818 тыс. руб.

Из данных табл.6.1 следует, что по всем показателям, характеризующим финансовые результаты, произошли структурные изменения.

В отчетном году по сравнению с предыдущим периодом уменьшилась доля прибыли от продажи продукции, от процентов к получению, от прочих внереализационных доходов на 6%, 2,5% и 3,3% соответственно, а увеличилась от доходов от участия в других организациях и прочих операционных доходов на 3,1% и 1,4% соответственно. Доля чистой прибыли снизилась по сравнению к прошлому году на 3,8%. Положительной оценки заслуживает уменьшение доли прочих внереализационных расходов на 6% и процентов к уплате на 3,3%.

Сальдо прочих операционных доходов и расходов имеет отрицательное значение: в предыдущем периоде - 4325 тыс. руб., в отчетном периоде 8461 тыс. руб., доля их соответственно составила 3,2% (4325 / 136986 * 100) и 3,7% (8461 / 229249 * 100), то есть удельный вес отрицательного фактора повысился на 0,5%.

Превышение расходов от внереализационных операций над доходами составило в предыдущем году 11046 тыс. руб., в отчетном - 2323 тыс. руб., доля отрицательного сальдо соответственно снизилась с 8,1% (11046 / 136986 * 100) до 1% (2323 / 229249 * 100).

Рассмотрим влияние структурных изменений на уровень налогооблагаемой прибыли, используя факторный анализ удельных показателей.

Сумма налогооблагаемой прибыли сформирована в отчетном году за счет:

• прибыли от продажи (108,3%);

• внереализационных доходов (6,8%);

• прочих операционных доходов (4,1%);

• доходов от участия в других организациях (3,6%);

• процентов к получению (0,4%).

Суммарное влияние этих факторов на величину прибыли: (108,3+6,8+4,1+3,6+0,4) = +123,2%.

Отрицательное влияние на размер прибыли оказали прочие операционные расходы (7,8%), внереализационные расходы (12,1%) и проценты к уплате (3,3%).

Суммарное влияние отрицательных факторов на величину прибыли: (7,8+12,1+3,3) = - 23,2%.

Общее влияние положительных и отрицательных факторов на величину прибыли: (123,2-23,2) = 100%.

Таким образом, сумма положительных факторов (123,2%) превысила сумму отрицательных факторов (23,2%), что привело в конечном итоге к росту налогооблагаемой прибыли.

В ходе анализа определим влияние на прибыль ее составляющих. Основным источником формирования прибыли предприятия является прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, анализируются динамика показателей и факторы, влияющие на ее изменение. Анализ прибыли от продаж, продукции, работ приведен в табл.6.2

 

Таблица 6.2

Анализ прибили от реализации продукции, работ и услуг ЗАО "ЧФМК"

Показатели

Предыдущий период Отчетный период

Изменение

(+, -)

Сумма, тыс. руб. Сумма, тыс. руб. абсол., тыс. руб. относ., %
Выручка от продаж, продукции, работ, услуг
Себестоимость реализации
Коммерческие расходы -16534 -40
Управленческие расходы
Прибыль от продаж (убыток)

Прибыль от продаж определяется следующим образом:

Пр = Вр – Ср – Рк – Ру, (2.3)

где:

Вр - выручка от реализации (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. руб;

Ср - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб;

Рк - расходы коммерческие, тыс. руб.;

Ру - расходы управленческие, тыс. руб.

Влияние изменения объема реализации на прибыль (ΔПр1) определим по формуле:

ΔПр1 =Пр0 × Jр - Пр0= Пр0 × (Jр - 1) (2.4)

или

ΔПр1 = Пр0 × (Jр - 100) /100

где:

ΔПр1 - прибыль от реализации за предыдущий период, тыс. руб.;

Jр - индекс (темп) роста объема реализации, тыс. руб.

Индекс (темп) роста объема реализации определяется отношением выручки от реализации (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (стр.010 ф. № 2) за отчетный период (Вр1) к выручке от реализации предыдущего периода (Вр0):

(2.5)

Подставив данные табл.6.2 в формулы (2.4 и 2.5) найдем влияние роста объема реализации на прибыль:

Jр = 13467936 / 1066831 = 1,2624;

ΔПр1 = 156544 × (1,2624 - 100) / 100 = 41081 тыс. руб.

Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль (ΔПр2) рассчитаем по формуле:

ΔПр2 = С0 × Jр - С1 (2.6)

где:

С0, С1 - себестоимость продукции (работ, услуг) предыдущего и отчетного периода соответственно, тыс. руб;

Jр - индекс роста объема реализации.

Подставив данные табл.6.2 в формулу (2.6) найдем влияние увеличения себестоимости реализации на прибыль:

ΔПр2 = 794621 × 1,2624 - 983538 = 19611 тыс. руб.

Влияние на изменение прибыли размеров управленческих (УР) и коммерческих расходов (КР) устанавливаем аналогично предыдущему расчету (формула 2.6):

ΔПр3 = 74528 × 1,2624 - 90331 = 3755 тыс. руб. за счет роста УР

ΔПр4 = 41138 × 1,2624 - 24604 = 27330 тыс. руб. за счет снижения КР

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации продукции за анализируемый период, что выражается формулой:

ΔПр = ΔПр1+ΔПр2+ΔПр3+ΔПр4 (2.7)

ΔПр = 41081+19611+3755+27330 = 91776 тыс. руб.

Таким образом, на увеличение прибыли в отчетном году повлиял рост следующих факторов: объема реализации на 41081 тыс. руб. (45%), себестоимости реализованной продукции на 19611 тыс. руб. (21%), управленческих расходов на 3755 тыс. руб. (4%), а также снижение коммерческих расходов на 27330 тыс. руб. (30%).

Результаты финансовой деятельности предприятия выражаются как в абсолютных показателях (прибыль), так и в относительных (рентабельность).

Рентабельность продукции измеряется отношением прибыли к затратам или к ресурсам предприятия.

Расчет и анализ показателей рентабельности затрат и продаж выполняется в таблице 6.3. При сопоставлении динамики показателей анализируются причины отклонений в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

Таблица 6.3

Расчет и анализ показателей рентабельности продукции ЗАО "ЧФМК", %

Показатели Алгоритм расчета показателей Предыдущий период Отчетный период Изменение (+,-)
Рентабельность затрат R3= (Пр/Ср) ×100 34,3 36,9 2,7
Рентабельность продаж (по прибыли от продаж) Rпр =(Ппр/Впр) ×100 14,7 18,4 3,8
Рентабельность продаж (по чистой прибыли) Rчп = (Пч/Впр) ×100 9,7 12,1 2,5

Повышение рентабельности данного предприятия в отчетном году вызвано увеличением валовой прибыли, прибыли от продаж и чистой прибыли. В 2004 году по сравнению с 2003 годом темпы роста валовой прибыли (33%) превышают темпы роста затрат (24%) на 9%, а темпы роста прибыли от продаж и чистой прибыли (59%) превышают темпы роста выручки от продажи (26%) на 33%. Это положительно сказалось на результативности предприятия.

Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия характеризуется также показателями рентабельности, которые определяются отношением прибыли к величине авансированных средств

Таблица 6.4

Расчет и анализ показателей рентабельности авансированных средств ЗАО "ЧФМК", %

Показатели Алгоритм расчета показателей Предыдущий период Отчетный период Изменение (+, -)
Рентабельность всего имущества Rф = (Пч/Фср) × 100 14,6 23,2 8,6
Рентабельность основной деятельности Rод = (Под/ Фод) × 100 25,6 39,4 13,8
Рентабельность вложений в другие предприятия Rфв = (Ддр/ ФВ) × 100 2,7 13,7 10,9
Рентабельность собственного капитала Rск = (Пчп/Кс) × 100 18,2 28,9 10,7

Таким образом, рентабельность всего имущества предприятия за 2004 год увеличилась на 8,6% по сравнению с прошлым годом и составила 23,2%, то есть прибыль с каждого рубля, вложенного в имущество в 2004 году, увеличилась на 8,6 копеек. Соответственно увеличилась прибыль с каждого рубля, вложенного в основную деятельность предприятия на 13,8 коп., деятельность других организаций на 10,9 коп. и прибыль собственного капитала, вложенного в производство на 10,7 коп.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в 2004 году деятельность предприятия была более эффективна по сравнению с предыдущим годом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.