Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Другие представители направления.



Другие представители направления.

Ж. Пиаже. Наиболее глубокий анализ механизмов построения ментальных репрезентаций представлен в теории Ж. Пиаже. Суть его взглядов на интеллект заключается в утверждении, что интеллект с его логическими операциями — это самая совершенная форма адаптации, которая в своем пределе позволяет воспроизводить действительность во всей ее полноте и освободить действие от рабского подчинения ситуативным «здесь и теперь». Иными словами, качественный скачок в интеллектуальном росте ребенка связан с развитием символической функции (способности действовать в режиме «как если бы») и, как следствие, с переходом к познавательному отражению на уровне построения ментальных репрезентаций (на основе формирования операциональных структур, характеризующих способность манипулировать в уме отдельными элементами наглядных впечатлений, знаний, наличных когнитивных схем). В свою очередь, чем более совершенны репрезеитационные возможности интеллекта, тем более инвариантны (объективированы) представления человека о мире (Пиаже, 1969).

 

Дж. Брунер. В теории интеллекта Дж. Брунера в качестве субъективных средств построения ментальных репрезентаций выступали способы кодирования информации. Брунер считал, что рост интеллекта предполагает, во-первых, развитие трех способов репрезентации действительности (через такие модальности опыта, как действие, образ и слово) и, во-вторых, интеграцию различных форм субъективного отражения происходящего (в виде взаимопереводов разных модальностей опыта, а также соотнесенности актуального опыта с прошлым и будущим опытом) (Bruner, 1964). Особый интерес представляет замечание Брунера о том, что именно от сформированности техник репрезентации зависит способность к сдерживанию непосредственного удовлетворения актуальных потребностей и, следовательно, возможность собственно интеллектуального (а не импульсивного) поведения.

 

Дж. Браун. Понимание особой роли ментальных репрезентаций в раскрытии механизмов интеллектуальных возможностей человека вынудило некоторых авторов полностью пересмотреть традиционный взгляд на проблему интеллекта. Так, Дж. Браун и Е. Лангер ввели понятие «осмысленности» (mindfulness), противопоставляя его традиционному понятию интеллекта. Осмысленность — это состояние, в котором субъект способен строить ментальные репрезентации специфического типа, а именно: он открыт восприятию привычной информации в новом свете, чувствителен к контексту, способен создавать новые категории, имеет представление о множестве возможных перспектив какой-либо ситуации, отличается вариативностью способов мышления и т. д. (Brown, Langer, 1990).

 

Итак, интеллект — это форма организации ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства и выстраивающихся в этом пространстве ментальных репрезентаций происходящего. Особенности состава, строения и эволюции ментального опыта субъекта предопределяют свойства индивидуального интеллекта (результативные, процессуальные, стилевые и т. д.).

 

Важно подчеркнуть следующий момент: если будут созданы условия для формирования основных структур ментального опыта человека, то, следовательно, расширится и усложнится то внутреннее умственное пространство, в рамках которого он будет строить более объективированный умственный образ той или иной конкретной жизненной, профессиональной и др. ситуации. Тем самым мы будем иметь возможность влиять как на повышение уровня понимания, так и на динамику интеллектуального роста.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.