|
|||
Les chemins 29 страницаСпособности творческие проявляются в том, что человек может находить большое число решений (пластичность), пользуясь разнообразными подходами (гибкость), часто необычными. Способность-врожденное или приобретенное свойство организма, заключающееся в возможности осуществлять ту или иную деятельность. Среднее отклонение - показатель разброса данных, соответствующий средней арифметической абсолютных значений всех отклонений данных выборки от средней арифметической. Средний мозг-средняя часть головного мозга, расположенная между 344 Словарь терминал варолиевым мостом и промежуточным мозгом. Средний мозг образует верхнюю часть мозгового ствола; через него проходят все сенсорные и моторные пути, связанные с мозжечком и играющие поэтому важную роль в поддержании равновесия и двигательной координации. Средняя арифметическая-частное от деления суммы различных значений на их число. Стадия БДГ-то же, что стадия парадоксального сна. Для нее характерно появление быстрых движений глаз при закрытых веках. Стандартное отклонение-показатель, характеризующий разброс в распределении относительно среднего. Статистика-область науки, включающая методы описания, анализа и математической интерпретации данных, позволяющие делать определенные выводы относительно явлений, о которых невозможно собрать полную информацию, . Статистическая гипотеза - утверждение, касающееся распределения популяции или различия между двумя популяциями, основанное на данных, полученные на выборках из этих популяций. Статистический критерий-статистический показатель, позволяющий принять или отвергнуть ту или иную гипотезу в зависимости от вероятности того, что различия обусловлены чистой случайностью. Статистическое обобщение - изучение выводов, которые могут быть распространены на популяцию, исходя из данных, полученных на выборке, а также оценка степени достоверности таких выводов. Стереоскопия-способ, позволяющий с помощью двух изображений, предъявляемых друм глазам одновременно, создавать ощущение объем-. ности видимой картины. Стимул (раздражитель)-любой физический, химический иди механический агент, способный возбуждать рецепторы кожи, глаз, ушей, носа или языка. Столбиковая диаграмма-диаграмма, используемая преимущественно для качественных данных; столбики, рисуемые отдельно друг от друга, соответствуют частоте каждой категории данных. Стресс-общая реакция организма на такие факторы, как боль, опасность, душевное потрясение, препятствие к достижению желаемого и т.п. Субьектнвный-основанный на индивидуальной интерпретации действительности мыслящим существом, зависимый от установок или эмоций человека. Субъективное знание может весьма неточно отражать реальность, Схема (по Пнаже) организованная совокупность движений (сосание, хватание, толкание. ..) или операций (разбиение, классификация, измерение. ..), имеющихся у ребенка «от рождения» (если речь идет о движениях) или приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с окружающим миром (если речь идет об операциях). Схоластика-философия и теология, преподававшиеся в средние века в университетах; схоластика была основана ни доктрине Аристотеля и на христианской вере. Смишрь пп'р.ишшв 345 Таламус. Так как у первых исследователей, изучавших эту структуру промежуточного мозга, сложилось впечатление, что она служит «ложем» для зрительных нервов, она получила также название «зрительного бугра». Таламус образован двумя большими группами ядер, расположенными по обеим сторонам 3-го желудочка и связанных между собой серой спайкой. Таламус служит своего рода распределителем для информации от рецепторов, которую он интегрирует, интерпретирует и затем передает в кору мозга. Теория-совокупность идей или концепций по определенной теме. Когда эти идеи складываются в результате наблюдений и эксперимента, говорят о научной теории. Теория присвоения-теория, согласно которой мы приписываем себе самим и окружающим причины наших действий или действий других людей* для того чтобы придать смысл этим действиям. Терминальное разветвление-совокупность веточек аксона, каждая из которых оканчивается синаптической бляшкой. Тесты - определенные задания, одинаковые для всех испытуемых; степень успеха или неудачи в выполнении таких заданий оценивается количественно/ Типология - система классификации людей по типам с учетом связи между их физическими и психологическими особенностями или по типам личности. Тироксин - вещество, содержащее иод и составляющее главный компонент гормона щитовидной железы, участвующего в процессах роста и метаболизма. Токсикомания - патологическое стремление к добыванию и употреблению токсических веществ или лекарственных препаратов. Толерантность - возрастающая способность организма сопротивляться действию вещества; она приводит к необходимости увеличивать дозы для получения желаемого эффекта. Транквилизаторы-лекарственные препараты, снимающие состояние тревоги путем воздействия на мозг. Трйнс-состояние сильного возбуждения, вызываемое бурной мозговой активностью. Трансцендентальный-выходящий за границы обычного сознания и достигающий уровня «чистого сознания», освобожденного от всякой связи как с внешней, так и с внутренней реальностью. Тропизм-изменение в направлении роста тех или иных органов растения, вызванное физическими или химическими агентами. Гелиотропизм, геотропизм и фототропизм-наиболее обычные тропизмы в растительном мире. Угасание-процесс, при котором условный рефлекс постепенно исчезает (но не стирается при этом из памяти) вследствие того> что после условного раздражителя перестает подаваться безусловный. Узнавание-одно из проявлений памяти, при котором субъект узнает предъявляемую ему информацию, вспоминает, что имел с ней дело раньше. 23-443 3 46 Or wap ь mi rp.\ 11t a an Улитка-часть ушного лабиринта, составляющая орган слуха. В ней имеется спирально закрученный канал, внутри которого колебания базилярной мембраны, вызванные звуковыми волнами, приводят к возбуждению волосковых клеток и передаче соответствующей информации по волокнам слухового нерва в головной мозг. Ультразвук - звуковые волны, частота которых выше верхнего предела восприятия человеческого уха. Ультраднанные ритмы-биологические ритмы с периодичностью короче суток; таков, например, ритм с периодом около 90 минут, затрагивающий смену фаз сна. Умственный возраст-умственный уровень индивидуума, определяемый по успешности прохождения им тестов для детей различного хронологического возраста. Уретра-мочеиспускательный канал (у мужчин служит также для выведения спермы). . , Условный рефлекс - реакция, возникающая на ранее «безразличный» стимул, если его предъявление сочеталось несколько раз со стимулом, способным вызывать сходный рефлекс в естественных условиях. Фактор G-фактор/общий для различных умственных операций и составляющий, по Спирмену, основу общего (генерального) интеллекта. Фактор S-фактор соответствующий той или иной специфической способности (по Спирмену). Фаллическая стадия-стадия психосексуального развития, на которой у ребенка формируется интерес к половым органам и развивается эдипов комплекс. Феннлкетонурия - врожденное заболевание (встречается у одного на 10000 новорожденных), обусловленное отсутствием фермента, участвующего в расщеплении аминокислоты фенилаланина. При этом фе-нилаланин накапливается в крови и превращается в фенилпировино-градную кислоту* что ведет к нарушению развития некоторых участков головного мозга и, как следствие, к умственной отсталости, . Феномены «пси»-совокупность паранормальных феноменов сознания, до сих пор мало понятных (телепатия, ясновидение, телекинез). Фигура - участок перцептивного поля, выделяющийся на некотором фоне (см,) в процессе восприятия. Ферменты-биологические катализаторы белковой природы, каждый из которых ускоряет определенную химическую реакцию. Фиксация лнбндо - закрепление либидо на какой-либо стадии психосексуального развития, нарушающее эволюцию личности и мешающее приспособлению либидо к реальности. Фиксизм- доктрина, утверждающая, что все биологические виды неизменны. Креационисты, которые примыкают к этой теории, полагают, что все виды созданы Богом. Филогенез - история развития видов в процессе эволюции животного и растительного мира. Фнстула-искусственное отверстие, через которое в тот или иной 347 орган вводят трубку (канюлю), позволяющую собирать секрет этого органа для измерения его количества или химического анализа. Фобия - иррациональный страх перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы. Фокалнэацня-стратегия мышления, при которой внимание и мысль сосредоточены на какой-то гипотезе или группе элементов с целью приобрести то или иное понятие или решить проблему* Фон-менее структурированная область перцептивного поля, на которой в процессе восприятия выделяется та или иная фигура (см,) Фонема-звуковой элемент членораздельной речи, рассматриваемый как элементарная единица того или иного языка. Фонология-наука, изучающая звуки того или иного языка (фонемы) и их функцию в этом языке. Формирование реакции-методика, часто используемая при оперант-ном обусловливании; она состоит в подкреплении тех реакций, которые постепенно приближают поведение к желаемому конечному результату. Таким образом, данное поведение формируется методом последовательных приближений. Фотопигмент-вещество, содержащееся в палочках и колбочках сетчатки, способное преобразовывать световую энергию в химическое изменение и далее в электрическую активность. Палочки и каждый из трех типов колбочек содержат свои особые фотопигменты. Фрустрация - психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели и т, п. Функциональная ригидность - неспособность находить нестандартные решения проблем, новые применения вещам, которые мы привыкли использовать определенным образом. Хватание-способность схватывать предметы с помощью соответствующего органа. Становление человека связано с переходом от хватания ртом к хватанию с помощью рук. Химиотерапия-лечение заболеваний с помощью химических препаратов. . Хорея-неврологическое расстройство, проявляющееся в непроизвольных некоординированных сокращениях лицевых мышц и судорожном подергивании конечностей. Хорея Гентингтона, обусловленная рецессивным наследственным фактором, начинается в зрелом возрасте и нередко сопровождается умственной деградацией. Хромосомы-структуры в клеточном ядре, несущие гены. Число хромосом у данного вида постоянно (у человека-23 пары). Своим названием хромосомы обязаны тому обстоятельству, что благодаря содержащейся в них ДНК они интенсивно окрашиваются некоторыми красителями. Хронологический возраст - возраст, рассчитываемый исходя из даты рождения человека. Центральная тенденция-измеряемая величина, соответствующая «центру» выборки. Мерами центральной тенденции являются мода, медиана и средняя арифметическая. 23* Стопарь термишт Центральная ямка-центральный участок сетчатки, содержащий только колбочки; это область наибольшей остроты зрения. Цнркаднанкые ритмы - биологические циклы с периодичностью, близкой к 24 часам, управляющие ежедневной активностью организма. Цитоплазма-все внутреннее содержимое клетки за исключением ядра. Частота колебаний-число их в единицу времени. Измеряется в герцах (1 Гц-одно колебание в секунду). ' Черепномозговые нервы - нервы, корешки которых соединены со стволом головного мозга; иннервируют рецепторы и мышцы головы и шеи. Чувство - сложное аффективное состояние, которое, в отличие от эмоций, относительно стабильно и продолжительно. Чувство неполноценности-чувство, зарождающееся у ребенка вследствие осознания им своей биологической неполноценности и заставляющее его выработать собственный стиль жизни, который может позволить ему развить способности и получить превосходство над другими. Шизофрения - состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, парадоксальных мыслей. Эйдетические образы-проявление относительно редкой формы памяти (называемой в обиходе фотографической памятью), при которой человек чрезвычайно ярко представляет себе все детали того или иного изображения, чего не бывает при обычных воспоминаниях. Эгоцентризм-субъективная установка, при которой за исходную точку для восприятия мира принимается собственная личность. Эдипов комплекс - нежная привязанность мальчика к своей матери, сопровождающаяся враждебностью к отцу, который рассматривается как «соперник». Экэокрннная железа-железа, выделяющая продукты своей деятельности на поверхность кожи или в какую-нибудь естественную полость тела. Эклектик-человек, заимствующий и использующий элементы, которые ему кажутся лучшими, из различных систем* течений, научных школ. Экспериментальная группа-группа испытуемых, подвергнутых экспериментальному воздействию (в отличие от контрольной группы). Экстаз-состояние, в котором находится индивидуум, как бы вышедший из себя. Это состояние вызывается у мистиков проповедью и молитвами. Чрезмерная мозговая активация при этом контрастирует с неподвижностью тела и выражением возвышенного счастья. Экстраверт-индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный. Экстр&вертярованное (поверхностное) сознание - состояние сознания, соответствующее активному бодрствованию. Оно дозволяет организму адаптироваться к окружающей среде путем установления связей между внешним и внутренним миром. Экстрасенсорное восприятие - восприятие событий без участия об- C.uwapb терминов 34У щеизвестных органов чувств. Парапсихологи объясняют этот феномен аномальностью восприятия или рассматривают как явление, механизмы которого пока неизвестны. Эктоморфнын тип-морфологический тип, свойственный крупным людям со слабо развитой мускулатурой и преобладающим развитием тканей эктодермального происхождения; этот тип соответствует «церебральному» темпераменту. (Эктодерма - внешний листок зародыша, дающий начало, в частности, нервной системе.) Электроды вживленные-чрезвычайно тонкие иглы, вводимые на длительное время в определенные участки мозга; через них можно стимулировать эти участки электрическим током, а также регистрировать активность их нейронов. Элементаризм доктрина, разработанная Вундтом, согласно которой сознание состоит из простых элементов (таких, как чувствования, воспоминания, ощущения), а эти элементы объединяются и организуются по законам ассоциации. Эмбрион - организм в период развития от оплодотворенного яйца до стадии плода; у человека этот период продолжается со второй по восьмую неделю внутриутробной жизни. Эмпиризм-концепция, согласно которой все знания происходят только из наблюдения и эксперимента. Энграмма - след, оставляемый в мозгу тем или иным событием (в частности, при научении). Эндокринная железа-железа, выделяющая продукты своей деятельности (гормоны) непосредственно в кровь. Эндоморфный тип - морфологический тип, свойственный полным людям с преимущественным развитием тканей энтодермального происхождения; этот тип соответствует общительному темпераменту, стремящемуся к любви и комфорту, (Энтодерма-внутренний листок зародыша, дающий начало главным ббразом внутренним органам.) Эндорфнны-нейромодуляторы, облегчающие, подобно морфину, физическую боль. Кроме того, эндорфины играют значительную роль в снятии стресса. " Энзимы см. Ферменты. Эпилепсия - нервное заболевание, для которого в большинстве случаев характерны более или менее генерализованные судорожные припадки. Припадок возникает вследствие широкого распространения (в частности, через мозолистое тело) нервных импульсов, генерируемых в эпилептогенном очаге. Эрогенные зоны-участки тела, стимуляция которых может вызывать половое возбуждение. Эстральнын цикл - совокупность физиологических изменений, периодически происходящих на уровне матки и влагалища у некоторых животных. Эструс-фаза цикла, соответствующая созреванию яйцеклетки; соответствует периоду «течки», наиболее благоприятному для зачатия. Эстроген-половой гормон, ответственный за овуляцию у женщин: 350 Cwmipt* mvp литой Этнология-наука, изучающая группы людей, их антропологические, социальные, культурные и другие особенности. Этолог-специалист, изучающий поведение животных главным образом в естественных условиях. Эффекторы-органы или группы клеток, функционирование которых под контролем нервной системы позволяет организму отвечать на различные стимулы внешней и внутренней среды. Эффекторами являются гладкие и поперечнополосатые мышцы, экзокринные и эндокринные железы, «Я»-понятие, используемое во многих психологических теориях как обозначение личности, ее сознательной оценки при взаимодействии с внешней и внутренней реальностью. Ассоциируется с состоянием активного бодрствования, * «Я» идеальное-совокупность представлений, отражающих то, чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. «Я» реальное - представление, которое складывается у человека о самом себе на основании личного опыта. Предметный указатель Абстиненции синдром I: 145 Абстрагирование I: 324 Дверейвная терапия, аверсивдое обусловливание II: 167, 201-202 Австралопитеки I: 52 Авторитарный тип личности II: 94 Агнозии I; 385 Аграфии 1: 386 Агрессивность I: 24, 44-45 -мотивация Т: 289-293 Адаптации синдром (по Селье) I: 262 Адаптация I: 137 -и научение I: 302 -и привыкание I: 192-194 -и творчество I: 414, 415, 438-440 Адреналин II: 239 Акронимы I: 382 Акростихи I: 382 Активация I: 134-136, 242-243, 265 Алексия I: 387 Алкоголь I: 145, 166 Алкогольное отравление II: 141 Альтруизм II: 78-79 Альцгеймера болезнь I: 385; II: 141-142 Амнезия I: 384-385 психогенная II: 147-148 Амфетамины I: 146, 167; II: 269 Аналитическая психология II: 37-38 Анатомия I: 87 Анкеты I: 111 Аномальное поведение II: 126-138 - - пример фрейдистской интерпретации Н: 192-193 Анорексня II: 182 Антидепрессанты II: 156, 269 «Антипсихиатрия» U: 1S9—190 Антисоциальная личность II: 151 Аплизня (морской заяц) I: 404, 405 Апноэ I: 175-176 Апраксин I; 385-386 Артериолатическая деменция II: 142 Артефакт I: 115 Архетипы I: 171; II: 37 Архивизация в памяти I: 353-355 Ассоциативная организация информации в памяти I: 354 Ассоциации идей I; 63, 329 Атрибуции теория 1: 267 Аутизм детский Н: 178-180 Афазии 1: 386-387 Афазия Брака Г: 386 -Вернике I: 387 Аффективные расстройства И: 145 Ацетилхолнн II: 268 Барбитураты I: 147-148, 166, 167 Барнума эффект Т: 126 БДГ (сон с быстрыми движениями глаз) I: 140, 141, 170, 172, 227 Безусловные рефлексы I: 305 Белая горячка II: 141 Беспокойство I: 262 «Беспомощность» I: 34G* 341 Бессознательное в повседневной жизни I: 90-91 Бессонница Т: 175 Вине тест (шкала) I: 427, 430, См. также Стэнфорл-£ике тест Бинокулярное зрение I: 191, 192* 214 Биологические побуждения I: 240-242, 245-257, 265 -ритмы I: 337, 340 -часы I: 139, 158-160 Биологический подход в психологии I: 69-72 Биполярное расстройство И: 145 Бихевиоризм, бихевиористы I: 87-88 Бихевиористские концепции когнитивных процессов I: 365-366 Бихевиористский подход к аномалиям повеления I: 67-69; II: 134 . \ ге чса -нтп\ 1ь —к терапии II: 166-169 Близнецы I: 462, 464; II: 220 Богословы I: 60 Бодрствование I: 137-140 Болевые центры I: 269, 270 Боль I: 248-249; II: 224/ Боринга рисунок I: 189 Бред II: 183-184 Булимия I: 152; II: 182-183 Бурундуки I: 337, 338 Буфотенин I: 150 Быстроволновый сон I: 170 Вазопрессин I: 247 Валнум I: 148, 166 Варнанса II: 290 Вариация I: 2S Варолиев мост II: 248-249 Вдохновение I: 264 Векслера шкалы интеллекта (WAIS, WISC) I: 428, 431-434, 449 Вера в догматы I; 60 Вербальная (словесная) гибкость I: 416 Вербальное восприятие I: 417 Веронал I: 166 Вещество Р I: 248; II: 269 Вживленные электроды I: 70 Викарное научение I: 316, 317, 332 Вкус II: 225-226 -корковые зоны И; 255 Вкусовая аверсия I: 339-340 Вкусовое восприятие I: 214, 215 Власть II: 76-78, 99 Влечение I: 264 -межличностное II: 79-84, 110-111 Влечения, вытесненные в подсознание I: 171 Внешний раздражитель I: 265, 266 Внимание I; 194-199, 210 Внутреннее пространство I: 220-222 --картография I: 155-158 Внутренний мир I: 137, 139 —и наркотики I: 153 Военная психология I: 105-106 Возбуждающие средства I: 145-147 Возраст хронологический I: 429, 430. См. также Умственный возраст Восприятие 1: 135, 181-238* См, также Зрительное восприятие, Слуховое восприятие -времени 1: 215-216 - глубины см. Стереоскопическое восприятие -движения I: 215 -константность I: 188-191 -принципы организации I: 186-188 Впечатление II: 84-85 Время I: 215 Врожденное и приобретенное поведение I: 21, 24-26, 46, 79-80, 302 Врожденные дефекты I: 420-423 -наклонности I: 2!5 -рефлексы I: 36, 305 -факторы I: 421 Вселенная! II; 71 -единство Т: 205 -место человека I: 205-206 Вторичные половые признаки II: 14 Вуайеризм II: 149 Выборка II: 279 Выводковые птицы I: 34, 331 Вытеснение (по Фрейду) II: 133 Галлюцинации I: 146, 155-158, 218-222; II: 127, 181-182 Галлюциногены I: 149-152, 166 Гаметы II: 215-216, 218 Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) II; 268, 269 Гашиш I: 150-152, 167 Генеалогическое дерево I: 27 Генерализация I: 313 Генетика I: 29, 72 Генетическая память I: 326 -психология I; 107-108, 126 Гены I: 29; II: 215, 218-219 Геринга теория I: 184 Героин I: 144, 145, 149, 166 Гештдльтпсихология I: 73, См. также Восприятие, принципы организации Гсштальттерапия II: 161-162, 195-197 Гештальты (паттерны) у младенцев I: 88-89 Гиббоны I: 43 Гнперактивность' II: 180 Гипноз I: 162-164, 225, 227 Гипоталамус II: 251 Гипотезы Т: 62, 185, 210-212, 389-391 Гипофиз II: 239-240 Гиппокамп I: 399 Глаз II: 230-231 Глухота II: 230 Пргдлгеотый укаитк\ Голдстепна шкала I: 157 Головной мозг II: 244-260 --эволюция I: 42 Голографическая гипотеза I; 400-401 Голография I: 206-208, 231 Голод Г: 246 247 Гомеостаз Т: 241 Гомеостатическое поведение I: 241 Го мин иды Г: 50-52 Гомосексуализм I: 121, 122, 251-253; II: 150, 201-202 - эгодистонический II: 150 Гориллы Г; 37 Гортань I: 42 Гравитация I; 222 Группы взаимопомощи II: 171-172 «Группы роста», групповая терапия II: 164-166, 170-175 Гуманистический подход (в психологии) I: 77-78; II: 38-41 --к аномалиям поведения II: 136 Диссоциативные расстройства II: 147-148, 187 ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) I: 401; II: 215 Добрачные половые связи V 122; Н: 18 Дождевой червь I: 35, 36 Долговременная память I: 350-353 Доминирующие индивидуумы I: 25; II: 99-103 Донаучная психологи? I: 59-64 Досада см* Фрустрация Достоверность (статистическая) II: 297 Дофамин II: 263 Древесный образ жизни I: 37 Дремота I: 170 Дуалистический подход в психологии I: 84, 207 Душа и тело 1: 84-85 Естественный отбор I: 28 Дауна болезнь (синдром, трисомия 21) I: 421> 422; II: 216, 219 «Двойное принуждение» II: 84, 113-114 Двусмысленные изображения I: 216, 217 Дегенеративные деменции II: 141-142 Дедукция I: 389-391 Декартовский дуализм I: 61 Деперсонализация II: 148 Депрессия I: 139, 200; II: 145 Дервиш-турнеры I: 142 Десенсибилизация II: 166-167, 200-201 Детектор лжи (полиграф) I: 280 Детерминация I: 80-82 Дети I: 88-90. См, также Ребенок; Родители и дети, взаимоотношения восприятие I: 182, 212-215 -импульсивные I: 456 -моторное развитие II: 12-14 -половое развитие II: 16-17 -умственное развитие I: 366-370, 419-430, 442-444; II: 19-23 -усвоение языка I: 391-393 Дети-первенцы I; 254, 425 Детство Н: 8-9 -стадии по Валлону II: 23-25 Диалог внутренний I: 365, 372 Дисперсионный анализ П: 301 302 Дисперсия см. Варианса Жажда I: 247 Желания I: 76, 264 Железы 11: 237-240 Женщина и сексуальность I; 250-251 Жестокость I: 91-93, 292-293 Жизненные кризисы (по Эриксону) II: 43-45 Жизненный цикл, фазы по Бюлср II: 40 Жизнь, системная организация II: 71-72. См. также Продолжительность жизни Жираф I: 29 Забывание I: 348, 356-358 Закон ассоциации I; 329 -эффекта 1: 329 Замещение I: 266 Засыпание I: 169 Звук, физические аспекты И; 233-235 Земледелие I: 43 Зеиера карты I: 227, 232 Зимняя спячка I: 160 Зоопсихолог, зоопсихология I: 71, 109-110, 126 Зоофилия II: 149 Зрачок как показатель психологической реакции I: 218-219 Зрелость I: 324; II: 9 11 pi ч). \ ii'ii itthtu i h.(f jt tn и'. ih Зрелый возраст, половое развитие II: 14-15 --физическое развитие II: 18-19 Зрение II: 230-233 -корковые зоны II: 254-255» 257 -нарушения И: 233 -новорожденного I: 212-214 Зрительная память I: 349-350 Зрительное восприятие I: 182-194 --новорожденного I: 212-214 Зрительные иллюзии I: 185, 216 218 Избегание I: 269 Избирательное внимание I: 195-196 Изоляция, влияние на память I: 220 -и материнское поведение I: 254 -и сексуальное поведение I; 249-250 Иллюзии I: 218. См. также Зрительные иллюзии; Мюллера - Лайера иллюзии; Понсо иллюзии Имплозивная терапия II: 167 Импринтинг I: 33-34, 254, 303-305, 331 Инсайт I: 303, 321-322, 334 Инстинктивное поведение, инстинкты I: 25, 32-35, 76, 338-339 Инструментальные ответы по Стэн-форду I: 230 Интеллект I: 301, 377, 414-477. См. также Искусственный интеллект; Умственное развитие -и первичные способности II: 416-418 -«нормальный» и «аномальный» II: 451-453 -развитие I: 419-423 -роль наследственности I: 420-422, 460-467 -структура по Гил тону I: 417, 418 уровни I: 419, 433-434, 439 -шкалы Векслера I: 428, 431-433, 449 Интеллектуалы I: 453-454 Интенциональность II: 40 Интересы I: 194 Интериоризация II: 21 Интрапсихическая терапия II: 158-163 Интроверсия II: 31, 32 Интроверты I: 229 Интроспекция I: 65, 66 Информация I: 281-282, 300 -ее обработка I: 134 «Иные» II: 5, 124 Ипохондрия II: 147, 187 Иррациональные представления II: 135 Искусственный интеллект I: 110, 126, 470, 474*76 Исследовательское поведение I: 225 Леркса- Додсопа закон I: 138* 242 Йога, йоги I: 142, 143, 156, 157 ; Карты наблюдений I: 111 Каталепсия I: 175 Кататония I: 158 Каузальная атрибуция II; 85-86 Квантовая механика I: 181 -теория I: 205 Кениапитек I; 37 Кессон I: 220, 221 Кибернетика I: 472-473 Кинестезия II: 224 Клайифелътерй синдром II: 219 Клаустрофобия I: II7-119 Клетка JJ: 215 -деление И: 215-216 Клещи Т: 204-205 " Клиническая психология I: 102 103, 117-119, 126 - Когнитивная психология I: 73-76, 208 Когнитивное научение Т: 303, 318-324* 332-333 -равновесие II: 92 -развитие II: 19-26 Когнитивные процессы, развитие I: 365-370 -стратегии I: 320 -способности I: 419 -теории I: 244, 366-370 Когнитивный диссонанс II: 92 -подход к аномалиям поведения II: 135-136 Кодеин I: 149, 166 Кодирование (в памяти) I: 351, 353 Кожная чувствительность II: 222-224 Кожно-гальванические реакции I: 282 Кока I: 165 Кокаин I: 146-147, 165; II: 269 Кока-кола I: 146 Кола I: 165 Колюшка I: 47-48 Кома I: 14S, 176 Компьютер и мышление 1: 470- 477 Конверсионные расстройства Н: 146- 147, 186 Предметный vrca шпе. а* Конкретных операций стадия 11: 21-22 Конопля I: J 50, 151, 167 Константность восприятия I: 188-191 Конструктивизм I; 74-75, 376-377 Контекст и память 1: 351 Кентр-обусловливание Н: 166-167 Контрольная группа I:. 144, 126 Конфликты I: Д 71 Конформизм II: 77-78, 105 107 Концептуальное научение 1: 323 Кора мозга I: 173; П: 245-246, 253-260
|
|||
|