Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЕ. ДВИЖЕНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА. ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЕ. ДВИЖЕНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА



ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

ДВИЖЕНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА

 

Для представленных на схемах 1-30 механизмов, состоящих  из  шатуна АВ длиной 2 м и двух ползунов, по заданным величинам скорости  и ускорения ползуна  А  определить  скорость  и ускорение  ползуна  В и  средней  точки   С шатуна, а также угловую скорость и угловое ускорение шатуна.

 

 

 

 

 

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 

ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

ДВИЖЕНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА

                                              ЗАДАЧА 1

 

Колесо   радиуса r = 1 м     катится     без    скольжения ускоренно по прямолинейному   рельсу,   имея   в  данный  момент  времени  скорость  центра

vo = 1 м/с и ускорение центра = 1 м/с2 (рис.3). Определить угловую скорость и   угловое  ускорение  колеса,  скорости  и  ускорения точек его обода

 М1, М2, М3, и М4, а также установить положение МЦС и МЦУ колеса.

     
 

                              Рис. 3                                       Рис. 4

 

 

Решение.

1. Определение скоростей. У колеса, катящегося без скольжения по неподвижной поверхности, МЦС (точка Р) находится в точке касания с этой поверхностью (рис 4). В данном случае это точка  М1 (М1 = Р):  v = 0.

Скорости точек плоской фигуры пропорциональны расстояниям от этих точек до МЦС: v = ω│МР│, где ω - угловая скорость тела. Применяем эту формулу к точке О:  vо  = ω│ОР│ = ωr , откуда ω = vo/r = 1 c-1.

Для точек М2  и М3  расстояния до точки Р одинаковы, поэтому одинаковы и модули скоростей этих точек:

v  = v  = ω│M2P│ = ωr  = vo  =  м/с.

Скорость точки  М3   v  = ω│M3P│ = ω2r = 2vo = 2 м/с.

Направления скоростей перпендикулярны отрезкам, соединяющим точки с МЦС.

Для вычисления скоростей можно было использовать также и теорему о сложении скоростей, выбрав в качестве полюса центр колеса: , где vмо = ω│МО│. Скорость  перпендикулярна отрезку МО и направлена по ходу вращения.

Можно было также пользоваться и следствием из этой теоремы о равенстве проекций скоростей точек на ось, проходящую через эти точки.

2. Определение ускорений. Вычислим сначала угловое ускорение колеса, формально дифференцируя выражение угловой скорости

ε =  = 1 с-2

В данном случае использован тот факт, что движение центра колеса прямолинейное и, следовательно, касательное  ускорение  точки =  совпадает с полным ускорением.

Для вычисления ускорений точек колеса применим теорему о сложении ускорений: , выбрав в качестве полюса центр колеса. Вращательное ускорение точки относительно полюса = ε│МО│ и направлено перпендикулярно отрезку МО по ходу углового ускорения, а центростремительное 2│МО│ всегда направлено от точки к полюсу.

Тогда для точек М1, М2, М3, и М4   получим  = εr = 1 м/с2,

= ω2r  = 1 м/с2. Направления их показаны на рис. 5.

 

                                Рис. 5                                           Рис. 6

 

         Складывая в каждой точке три вектора, модули которых равны по

1 м/с2, получаем  = = 1 м/с2,  =  =  м/с2.

3. Определение положения МЦУ. Найти положение МЦУ (точки Q, ускорение которой равно нулю) можно на основании известных положений:

а) все ускорения составляют один и тот же угол  с направлениями из этих точек на МЦУ:

                     tg .

В данном случае tg  = 1 и  = 45о. Повернув каждое ускорение на угол   по ходу углового ускорения, мы на пересечении лучей и получим точку Q (рис. 6). Итак, МЦУ колеса при принятых исходных данных оказывается на середине отрезка  М1М4;

б) ускорения точек пропорциональны расстояниям от этих точек до МЦУ:

│МQ│.

В силу одинаковости расстояний до МЦУ в данном случае оказываются равны между собой модули ускорений  =  = , а также  = . Из всех точек колеса самое большое ускорение будет иметь точка D (рис. 6 )

│DQ│=  = 1 +  м/с2.

О т в е т:

ω = 1 с-1; ε = 1 с-2; v = 0; v  = v =  м/с;

v  = 2 м/с;  = = 1 м/с2;  =  =  м/с2.

 

 

                                               ЗАДАЧА 2

 

 

 

                                       Кривошип ОА длиной 0,2 м вращается

                             равномерно с угловой скоростью ωОА  = 10 с-1   и

                             приводит в движение шатун АВ длиной 1 м. Ползун

                             В движется  по  вертикали. Найти угловую скорость                                     

                             и угловое ускорение шатуна, а также скорость и

                             ускорение ползуна в момент, когда кривошип и

                             шатун взаимно   перпендикулярны   и   образуют  с      

                             вертикалью угол 45о (рис. 7).

Рис. 7

 

Решение.

1. Определение скоростей. Вычислим скорость точки А как точки вращающегося кривошипа:

vА  = ωОА│ОА│ = 2 м/с.

Она направлена перпендикулярно ОА (рис. 8).

 

 

Скорость vВ  ползуна направлена по

направляющей вертикально.

Для   шатуна  АВ,   совершающего

плоское   движение,    теперь     известны

направления   скоростей  двух  его  точек:

А   и   В.   Восставляя     перпендикуляры

к  векторам  этих  скоростей,  находим

точку  Р их пересечения – МЦС шатуна.

Используя известную формулу

для скоростей точек при плоском               Рис. 8

 движении, получаем

vА  = ωАВ│АР│;  vВ  = ωАВ│ВР│.

Из треугольника АВР имеем

│АР│ = 1 м; │ВР│ =  м, и тогда

ωАВ =  = 2 с-1;    vВ  = 2  м/с.

 

          2. Определение ускорений.

 Вычислим сначала ускорение

точки А как точки кривошипа:

           .                                             Рис. 9

Здесь вращательное ускорение                        

      = εОА│ОА│ = 0, так как εОА = ОА = 0, поскольку ωОА = const.

Тогда полное ускорение точки А равно центростремительному

              = 20 м/с2

и направлено к оси вращения – точке О (рис. 9).

Для вычисления ускорения точки В воспользуемся теоремой о сложении ускорений, взяв точку А в качестве полюса:

               = .                                      (*)

 

Центростремительное ускорение точки В в относительном вращениивокруг точки А  по модулю равно

        = 4 м/с2, и направлено от точки В к полюсу – точке А.

Модуль вращательного ускорения  определяется по формуле

 = εАВ│АВ│ и пока не может быть вычислен, поскольку неизвестна величина углового ускорения εАВ . Направление вектора  также не может быть определено однозначно, так как неизвестно направление углового ускорения, т.е. неизвестно, ускоренным или замедленным является поворот шатуна. Примем пока этот поворот ускоренным, тогда направление

совпадает с направлением , а вектор  направим перпендикулярно отрезку  ВА по ходу углового ускорения.

Вектор ускорения точки  В  направлен по вертикальной прямолинейной направляющей. Будем пока считать движение ползуна ускоренным и направим ускорение   в ту же сторону, что и скорость  (рис. 8, 9).

Теперь в равенстве (*) все ускорения имеют определенное направление, и мы можем записать это уравнение в проекциях на выбранные оси:

х: sin45o = + ; y: cos45o = .

 

Из последнего уравнения получаем  =  = 4  м/с2, тогда из первого уравнения  =  -  = -16 м/с2.

Отсюда следует, что 

                            εАВ  =   = -16 с-2.

Отрицательные знаки у величин  и εАВ показывают, что их истинные направления противоположны принятым.

 

О т в е т: ωАВ = 2 с-1; εАВ  = -16 с-2; vВ  = 2  м/с;  = 4  м/с2.

 

                                 

 

 

                                                                                

 

ЗАДАНИЕ К3

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.