Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Нераскрытая самость



"Нераскрытая самость"

В книге говорится о соотношении индивидуального и массового в человеке, необходимости их гармоничного сочетания, роли врача-психолога в осознании индивидуальных потребностей и разумной самокритике.

1. Книга начинается с рассуждения о том, что человека всегда интересовало будущее, особенно в неспокойное время, когда существует определенное количество нездоровых людей и идей, несущих угрозу всему обществу, "потому на пути у таких идей стоит лишь критический разум благоразумного и духовно стабильного слоя населения."

Но Юнг озвучивает опасение о нестабильности разума и критического подхода: "...поскольку дар разума и критического размышления вовсе не является непременным свойством человека, и даже там, где они имеются в наличии, у них нет твердости и устойчивости..."

Разум может действовать лишь когда эмоциональный фон относительно ровный: "Разумная аргументация возможна и перспективна лишь до тех пор, пока эмоции не превысили некоторой критической для данной ситуации точки. Стоит температуре аффектов превзойти этот градус, и действенность разума отказывает, на его место приходят лозунги и химерические желания, иными словами, род химерической одержимости, которая, разрастаясь, производит психическую эпидемию."

Латентные психозы таят в себе огромную опасность: "При видимой нормальности, их воззрения и поведение находятся под влиянием бессознательных болезнетворных и извращенных сил." и в случае коллективного возбуждения, они без затруднений поддадутся эмоциональной агрессии: "В такой среде они оказываются самыми приспособленными, тут они чувствуют себя как дома. Ведь им по собственному опыту знаком язык подобных состояний, они умеют с ними обходиться." "...они опасны как источник заразы..."

2. Индивидуальность подавляется массовостью, потому что для общества важна общая тенденция, а не индивидуальная мысль: ""познанием себя", есть по большей части ограниченное и зависимое от социальных факторов знание о происходящем в человеческой душе."

Минус статистики: "Статистический метод дает нам идеальное среднее, а не картину эмпирической действительности." "…настоящая картина действительности вообще состоит из сплошных исключений..."

Юнг говорит о необходимости " двухколейного" мышления в работе психолога: "...стремящимся не только к научному упорядочению феноменов, но и к человеческому пониманию своего пациента..." Исключение индивидуального подхода повлечет сопротивление лечению: "Чем схематичнее избранное нами лечение, тем сильнее будет оправданное сопротивление."

Статистическая картина мира вытесняет индивидуальное: "Цель и смысл жизни каждого (а только она является подлинной жизнью!) заключаются уже не в индивидуальном развитии, а в государственном интересе, который извне чеканит человека, подчиняет его абстрактным понятиям, вбирающим в себя вообще всю жизнь."

3. Юнг говорит о страхе с которым сталкивается каждый, приближаясь к бессознательному как о препятствии на пути развития и распространения психологии: "Речь идет об "архаических остатках", о том, что покоится на инстинктах, выражает себя в архетипических формах с присущими им нуминозными свойствами, зачастую вызывающими страх. Они неискоренимы, недоступны для интеллекта и представляют собой истинный фундамент психики. Вместе с разрушением того или иного их проявления они возобновляются в преображенном обличи. Страх перед бессознательным психическим является главным препятствием не только на пути самопознания, но в равной степени на пути роста и распространения психологического познания. Страх иной раз так велик, что о нем даже не отдают себе отчета."

Но в работе медицинского психолога невозможно отказаться от работы с бессознательным: "Он (врач) должен уважать метафизические, т.е. непроверяемые, убеждения и предположения, воздерживаться от приписывания им универсальной значимости." "...исполненный ответственности врач должен опасаться приумножения числа тех коллективных факторов, жертвой которых и без того является пациент."

Цель работы психолога Юнг видит именно в преодолении страха перед бессознательным и осознании истинных потребностей индивида"... немалые трудности доставляет как раз доведение индивидуальных побуждений до сознания, не говоря уж об их исполнении."

4. От омассовления человека может защитить только религия, которая видит в каждом уникальную душу. Человек"...нуждается в очевидности своего внутреннего, трансцендентного опыта — только он мог бы защитить его от иначе неизбежного омассовления."

Государство пытаются уничтожить религию, чтобы сделать человека полностью зависимым только от свое воли: "Религия означает зависимость от иррационального, подчинение ему как данности, которая прямо не сводится к социальным или физическим условиям, а скорее соотносится с психическими установками индивидуума."

"Религии дают человеку такую точку зрения или даже требуют ее от него, способствуя тем самым свободному суждению индивидуума. Религии дают ему запас прочности против многообразного и неуклонного принуждения извне."

5. По мнению Юнга, государство пошло на компромисс с человеком, предложив официальное вероисповедание в замен личной религии: "В случае такого компромисса я вообще предложил бы говорить не о религии, а о вероисповедании (в полном соответствии со значением этих слов). Вероисповедание — это исповедание определенных коллективных убеждений, тогда как слово "религия" выражает субъективное отношение к неким метафизическим, т.е. внемирским, факторам."

Вероисповедание общественно, религия интимна: "Вероисповедание либо образует государственную церковь, либо, по меньшей мере, является публичным институтом, к которому принадлежат не только верующие в узком смысле слова, но также бесчисленное число тех, кто безразличен к религии, кто принадлежит к вероисповеданию, так сказать, по привычке. Различие между вероисповеданием и религией здесь очевидно."

"Принадлежность вероисповеданию поэтому далеко не всегда является делом религии, скорее это дело общественное, не затрагивающее основ индивидуума."

6. Юнг обвиняет церковь в омассовлении в то время как должна выполнять психотерапевтическую функцию: "Его приводят тем самым в состояние урезанной вменяемости, тогда как его нужно поднять из затхлой бессознательной массы, привести к сознанию, что спасение мира заключается в спасении его собственной души."

7. Взаимная проекция Тени - "гигантский психологический порок" освобождающий от ответственности: "...появилась возможность указывать пальцем на эту воплощенную Тень. Она обрела отчетливые очертания по другую сторону политической границы, тогда как мы стоим по другую сторону, а потому хороши собой и можем наслаждаться владением истинных идеалов."

Выход Юнг видит в самокритике: "Необходима самокритика — другому ведь не прикажешь, чтобы он осознал свои проекции. Как и мы сами, он о них не ведает." "Признание собственной тени ведет к той скромности, которая требуется для осознания собственного несовершенства."

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.