|
|||
Проблема души современного человекаСходство образа Бога и бессознательного дает ответ Иову и читателю на вопрос откуда у Бога появляется агрессивная составляющая. Ведь тогда получается, что двойственная природа присуща не Богу , а бессознательному, а это уже более понятно.
"Проблема души современного человека" Статья написана в 1928 г. Но проблемы, затрагиваемые в ней актуальны и сейчас: душа человека, ее потребности, способы их удовлетворения и роль психологии в этом. 1.В начале Юнг объясняет кто же такой "современный человек": "...живущий в самом непосредственном настоящем, стоит на вершине или на краю мира: над ним небо, под ним все человечество со своей теряющейся в тумане древности историей, перед ним бездна всего будущего." Далее подчеркивает элитарность и обособленность действительно современного человека: "Мало кто из нас является современным человеком или, лучше сказать, человеком, живущим непосредственно в настоящем, ибо такое существование требует высочайшей сознательности, самого интенсивного и экстенсивного сознания, с минимумом бессознательности. Ведь только тот полностью живет в настоящем, кто полностью осознает свое существование как человеческое." Одиночество - непременный атрибут современности: "Современный" человек всегда одинок, потому что каждый шаг к более высокой и широкой сознательности отдаляет его от изначальной, чисто анималистической participation mystique с толпой, от погруженности в общее бессознательное." "Даже у культурного народа имеются самые глубинные пласты бессознательной жизни." Современный человек выделен из мира: "...когда достигает самого края мира: за ним отпавшее и преодоленное, перед ним – Ничто, из которого может возникнуть Все." Но существуют и псевдосовременные люди: "...целая орда никчемных людей, которые придают себе современный вид тем, что обманным путем перескакивают через все ступени, знаменующие тяжелейшие жизненные задачи, и неожиданно, словно призраки-вампиры, оказываются среди действительно современных людей." "Отрицать прошлое и осознавать только настоящее – пустейшее занятие." Истинно же современный человек достиг более высокого уровня сознания, последовательно преодолев ступени прошлого, приобретя некую особенность и обладающий дельностью: "Следовательно, он должен быть в самом лучшем смысле добродетельным и дельным человеком, который может столько же, сколько и другие, но еще и кое-что сверх этого..." Юнг говорит о болезненном состоянии западного общества: "Позади почти два тысячелетия христианской истории, а вместо второго пришествия и царства Христа – мировая война..." 2. Юнг выделяет в душе внешнюю и внутреннюю части, по его мнению все проблемы находятся на внутренней стороне души. В качестве идеальной культуры приводит пример античных культур, которые не нуждались в психологии: "...вовне имеется идеальная и ритуальная форма, в которой воплощены и выражены все душевные устремления и надежды, например полная жизни форма религии, тогда душа находится вовне и не существует душевной проблемы." Именно потребность внутренней души породила психологию: "Для того чтобы дать толчок развитию психологии, нужна была духовная нужда нашего времени." "...в том факте, что у нас есть психология, я усматриваю симптом, доказывающий глубокие потрясения коллективной души." Внутренняя душа, вступая в противоречие с материальным внешним миром, порождает психические проблемы: "Но стоит только некоторым каналам душевной деятельности закупориться, как тут же возникают, так сказать, застойные явления, источник переполняется, то есть внутри хочется не того, что есть снаружи, и как следствие мы перестаем быть в ладах с собою. Только в этом случае, в этом затруднительном положении, душа раскрывается как нечто жаждущее другого, как нечто чуждое и даже враждебное и несовместимое." Столкновение с теневой стороной души ужасает человека, порождает в нем сомнение в фундаментальных категориях мироустройства: "Потрясение современного сознания огромными катастрофическими последствиями мировой войны сопровождалось моральным потрясением нашей веры в самих себя и в нашу доброту... Если раньше я считал своей богоугодной обязанностью призывать других к разуму, то теперь я знаю, что в той же мере в призыве к разуму нуждаюсь я сам и поэтому для начала следовало бы навести порядок в собственном доме... пошатнулась моя вера в возможность рациональной организации мира... Естественная наука давно изорвала в клочья эту прелестную вуаль." Но человек все таки испытывает облегчение и силу от осознания, что зло заключено в его душе, полагая, что в этом случае от него хоть что-то зависит, он способен совладать хотя бы с его частью: "И все же мы чуть ли не с облегчением вздыхаем, обнаружив зло на дне своей души... именно потому, что эти душевные факты являются частью нашей психики, они в той или иной степени нам подвластны." Ресурс для борьбы со злом, по мнению Юнга, содержится в сознании: "...бóльшая часть зла исходит от безграничной бессознательности человечества, и, наверное, правильно также, что мы способны как-то противодействовать душевным началам зла благодаря возросшей сознательности, точно так же, как и наука позволяет нам более успешно справляться с внешними трудностями." Возросший интерес к психологии обусловлен неудовлетворенностью материальным миром и религией: "...свидетельство того, что мы ожидаем от души чего-то такого, чего не дал внешний мир." "Современному человеку религии больше не являются изнутри... он пытается выбрать религии и убеждения, словно примеряя воскресный наряд..." Для Юнга существуют тесно взаимосвязанные между собой индивидуальная и коллективная духовность: "...душа народа – это всего лишь несколько более комплексное образование по сравнению с душой индивида... что-то в нашей душе не от индивида, а от народа, сообщества и даже всего человечества." Даже при осуждении теософии, Юнг делает отступление, напоминая, что все люди - часть общего и поэтому мысли в какой-то мере все мысли существуют и в нас: "...они – наши братья, и в каждом из нас имеется по меньшей мере один голос, дающий им право, ибо, в сущности, все мы являемся частями одной души." 3. Современный человек активно интересуется психологией, психоанализом, спиритизмом, теософией, астрологией, парапсихологией. "...феномены заднего плана души каким-то образом зачаровывают нас." Объясняется это тем, что современный человек больше не готов принимать все на веру, он нуждается в эмпирическом опыте: "Современное сознание с отвращением отвергает веру, а поэтому и основанные на ней религии. Оно признает их лишь в той степени, в какой их познавательное содержание внешне совпадает с изведанными феноменами заднего плана души. Оно хочет знать, то есть иметь первоопыт." Юнг подробно останавливается на теософии, объясняя ее привлекательность через спасительную мысль иллюзорности мира для лечения болезней: "...мир приобретает такой уродливый облик, что любить его становится уже невозможным...теософия в свое учение о карме и реинкарнации... этот мир иллюзий – всего лишь временное пребывание на моральном излечении несовершенного." Юнг высказывает тревогу за душу современного европейца: "Однако душа западноевропейца вызывает опасения, и тем большие, чем более мы предпочитаем иллюзии о нашей внутренней красоте беспощадной истине." Видит в ней "арийскую хищную птицу с ее ненасытной жаждой добычи". И спасительной функцией Юнг наделяет Восток: "Восток своими превосходящими душевными возможностями приводит в смятение наш духовный мир... Восток способен охватить нас снизу." Делает вывод, что заимствованные элементы восточной культуры в теософии не способны дать полной картины, достаточной для удовлетворения настоятельных духовных требований: "...западноевропейская теософия – это дилетантское, поистине варварское подражание Востоку." "...Восток... находится в нас самих. Это наша собственная душа, которая трудится над созданием новых духовных форм, форм, содержащих в себе душевные данности, которые с пользой для нас должны обуздать безграничное стремление арийца к наживе..." "Очарование душой является, по существу, не болезненным извращением, а притяжением, которое настолько сильно, что не дает себя запугать даже безвкусице." Заканчивает Юнг мыслью, что душа и тела непременно должны существовать в гармонии так как являются неделимыми частями целого: "...душа – это проявившаяся внутри жизнь тела, а тело – проявившаяся вовне жизнь души, что то и другое – одно целое."
|
|||
|