Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этапы проектно- исследовательской деятельности



 

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

Добрый день, уважаемые коллеги!  Рада приветствовать вас на мастер-классе. Меня зовут Онопко Татьяна Александровна. Я работаю в «Учебно – воспитательном комплексе № 16 города Донецка».  Разрешите поделиться с Вами опытом работы по организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

Я надеюсь, что наша совместная работа поможет систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы на уроках.

Мой выбор проектно-исследовательской технологии не случаен. Всем известно, что запоминается человеком

10 % того, что он читает,

20 % - из того, что слышит,

50 % - из того, что слышит и видит,

 90% - из того, что делает сам.

Поэтому в качестве эпиграфа к своему мастер- классу хочу привести такие строки. Уважаемые коллеги, давайте прочитаем их.

(все участники читают по одной строчке)

«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и поддержать в руках,
Послушать,

понюхать,
И, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу

 Найти самостоятельно!»

Дети младшего школьного возраста,какотмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль играют творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность.

В основе этих методов лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

-умение ориентироваться в информационном пространстве;

-умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

-умение критически мыслить.

Но хотелось бы отметить, что проектирование и исследование - изначально принципиально разные вещи.

Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование.

А опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

Что же такое проект?

 Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Некоторые ученые говорят «проект – это пять «П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Можно внести Шестое «П» проекта — Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации. Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Иными словами, проект– это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся, специально организованный учителем, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. 

Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного.

Проекты классифицируют:

-  по количеству участников: личностные, парные, групповые.

- по продолжительности:

мини-проекты (1 урок или менее),

краткосрочные (4-6 уроков),

средней продолжительности (недельные),

долгосрочные.

 - по характеру результата: творческие, исследовательские, информационные, ролевые.

Сегодня я хочу остановиться на исследовательском проекте. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.
  • Рефлексия

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

С первого класса приучаю учеников к самому слову «исследование». На уроках включаю задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Уже в период обучения грамоте  учу детей создавать свои творческие мини-проекты. Такой вид работы повышает самооценку младшего школьника.

Были подготовлены проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Живая Азбука», «Мои домашние животные».

На данном этапе во втором классе  учу  составлять общий план действий по выполнению проекта. Ученики  начинают осознавать себя творцами своей деятельности.

Были подготовлены проекты: «Узоры и орнаменты на посуде», «Профессии моих родителей», «Рифма».

В третьем и четвёртом классах строю работу по усовершенствованию навыков проектной деятельности. Были подготовлены проекты: «Путешествие по странам», «Разнообразие родного края», «Берестяные грамоты».

Учитывая возраст своих учеников, начинаю их обучение планированию проектов с составления алгоритмов учебных действий, индивидуальных мини-проектов и только после этого считаю возможным перейти к  групповому проекту.

     Результатом  исследовательской деятельности  является активизация познавательной деятельности развития мышления, высокий уровень формирования читательской деятельности. Возрастает качество обученности по таким предметам, как литературное чтение и окружающий мир. И главное – желание учиться и получать от этого радость.

 По словам учителей старшей школы, мои ученики отличаются креативностью и умением работать в команде.

Сейчас я покажу фрагмент  урока «Литературное чтение» во 2 классе.

Тема. Русская народная сказка «Каша из топора». 

Уважаемые коллеги! Я раздала вам памятки «Этапы проектно - исследовательской деятельности»и таблицы для фиксации проекта. Это поможет вам проследит, как проходят все этапы исследовательской деятельности на уроке.

Этапы проектно- исследовательской деятельности

1. Выбор темы.

2. Постановка цели и задач.

3. Гипотеза исследования.

4. Организация исследования.

5. Подготовка к защите и защита работы.

6. Рефлексия



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.