|
|||
Чи мА джуд («Последующая тантра»). 1 страница4.Чи мА джуд («Последующая тантра»).
В четвертом томе Чжуд ши - двадцать пять глав, содержащих подробную информацию о принципах таких уникальных и глубоких систем диагностики, как пульсовая диагностика и анализ мочи,
Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru принципы составления лекарств и принципы лечения. Эту тантру сравнивают, в силу ее действенности, с алмазом. Нет сомнений, что можно излечить любой недуг, если правильно применять системы, объясненные в этой тантре Последующая Тантра – 25 глав:
1. Ца (пульсовая диагностика): чтение пульса – одна из основных особенностей тибетской медицины. В этой главе объясняются пять предварительных и восемь непосредственных техник постановки диагноза, что в сумме дает тринадцать основ пульсовой диагностики. Это: предварительная диета и поведение, которые должны соблюдать и врач и пациент, время чтения пульса, место чтения пульса, сила нажатия пальцев, особенности чтения пульса в разных ситуациях, тру вида пульса в зависимости от телосложения, пульс времени года, семь чудесных пульсов, здоровый и нездоровый пульс, общий и специфический пульс болезней, природа пульса смерти, пульс влияния злых духов и пульс продолжительности жизни (пульс души). 2. Чу (анализ мочи): это еще один уникальный способ диагностики в тибетской медицине. В тексте объясняются восемь основ анализа мочи: предварительная диета и поведение, которые должны соблюдать перед постановкой диагноза и врач и пациенты, подходящее время для исследования мочи, свойства контейнера для мочи, изменение мочи, свойства здоровой мочи, общие и специфические свойства нездоровой мочи, свойства мочи смерти и свойства мочи влияния злых духов. 3. Тан (лечебные отвары): кипячение медицинских веществ. Отвары действуют на основе вкуса и оказывают быстрый эффект. В тексте объясняется, как следует приготавливать отвары двух видов: для лечения от болезней жара и для лечения от болезней холода. 4. Че ма (порошки): они действуют посредством пост- пищеварительного вкуса и оказывают средний по скорости, успокаивающий эффект. В тексте объяснены способы приготовления многих разновидностей лекарственных порошков, подпадающих под две основные категории: для лечения от болезней жара и для лечения от болезней холода. 5. Ри бу (таблетки): таблетки могут быть разного размера, и функционируют они посредством тех свойств, что присущи лекарству. Действие их довольно медленное. Они устраняют следы заболевания. В тексте объясняются способы приготовления многих видов таблеток, подпадающих под две основные категории: для лечения от болезней жара и для лечения от болезней холода. 6. Де гу (лекарственная паста): ее рекомендуется применять
Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru против хронических болезней, пристающих к каналам, суставам и коже. В тексте объясняются способы приготовления многих разновидностей лекарственных паст, подпадающих под две основные категории: для лечения от болезней жара и для лечения от болезней холода. 7. Мен мар (лекарственное твердое масло): эссенция лекарственного вещества конденсируется, с помощью специальной процедуры, в сливочном масле. Очень полезно применять для укрепления тканей тела и прояснения органов чувств. В тексте объясняются способы приготовления многих разновидностей лекарственного масла, подпадающих под две основные категории: для лечения от болезней жара и для лечения от болезней холода. 8. Тал мен (кальцинированные смеси или лекарственный пепел): это средство рекомендуется, в основном, против болезней холода. В тексте объясняются способы приготовления многих разновидностей лекарственного пепла для устранения сопутствующих болезней Bad- kan. 9. Кен да (концентрированный отвар): рекомендуется, в основном, против болезней жара. В тексте объясняются способы приготовления многих разновидностей концентрированного отвара. 10. Ман чанг (лекарственное вино): приготавливается так же, как традиционное тибетское пиво «чанг». Настоятельно рекомендуется пациентам, страдающим от серьезных проблем с лунг. В тексте объясняются способы приготовления многих разновидностей лекарственного вина. 11. Рин по че (драгоценные лекарства): это лекарства, приготавливаемые из таких дорогих целебных веществ, как золото, серебро, медь и прочие металлы. Превосходное средство как лечения, так и профилактики болезней. В тексте объясняются способы практического приготовления лекарств из драгоценных материалов и лечение ими от болезней жара и холода. 12. Му жор (травяные смеси): в тексте подробно объясняются семь важных ветвей травяных препаратов и широкий спектр смесей из целебных трав. 13. Нум чу (лекарственные жидкие масла): внешнее и внутреннее применение лекарственных масел рекомендуется перед применением таких пяти видов терапии (тиб. Ли нга), как слабительные средства, рвотные средства, назальные средства, легкие суппозитории и клизмы. В тексте объясняются пять важных факторов, связанных с применением лекарственных масел: каким пациентам полезны масляные процедуры, каким они не полезны, как полагаться на это лечение, его польза и вред от его чрезмерного применения.
Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru 14. Шал (очищение кишечника): в тексте объясняются четыре важных фактора, связанных с очищением кишечника: учет природы болезни, время очищения, сила пациента, нуждающегося в очищении, способ применения очищения и его неблагоприятные и благоприятные эффекты. Здесь говорится также о широком спектре лекарственных смесей, используемых в этом виде лечения. 15. Чугх (рвота): в тексте подробно объясняются четыре важных фактора рвоты: подготовка к процедуре, ее проведение, устранение неблагоприятных последствий чрезмерной рвоты и польза от лечебной рвоты. 16. На ман (назальные процедуры): в тексте подробно объясняются способы введения лечебных препаратов через нос с двумя целями – успокоения (для расстройств в районе головы и над шеей) и эвакуации (в случае хронической простуды, лихорадки, воспаления тканей горла и мышц, покраснения глаз, перелома в области головы и т.д.). 17. Жам ци (суппозитории): в тексте подробно объясняются шесть факторов применения суппозиториев, включая болезни, при которых они применяются, различные составы и варианты применения, приемы введения суппозиториев, польза от их применения и неблагоприятные последствия их избыточного применения. 18. Не ру ха (клизмы): в тексте подробно объясняются четыре фактора постановки клизмы – противопоказания, польза от применения, три смеси для клизм и приемы введения. 19. Ца жон (способы очищения каналов): это самая сильная по воздействию процедура эвакуации. Если в результате предыдущих пяти видов терапии "Ли нга" не удалось покончить с болезнью полностью, то рекомендуется она. В тексте объясняются два предварительных фактора и девять непосредственных способов очищения каналов. 20. Тар (кровопускание): в тексте подробно объясняются предварительные стадии кровопускания, точное местонахождение различных точек для кровопускания, количество выпускаемой крови, условия болезни, при которых используется кровопускание, неблагоприятные последствия чрезмерного кровопускания и польза от этого вида терапии. 21. Шаг (прижигание): в тексте объясняются семь свойств прижигания – болезни, при которых необходимо прижигание, болезни, при которых прижигание не делается, точки для прижигания, четыре техники прижигания, поведение после прижигания и польза от прижигания. 22. Дыг (компрессы): в тексте объясняются четыре аспекта компрессов – болезни, при которых нужно применение компрессов,
Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru болезни, при которых применять их не следует, две техники применения и польза. 23. Лум (лечебные ванны): они в основном рекомендуются в случае негибкости конечностей, паралича и болезней лунг. Описываются четыре аспекта лечебных ванн: болезни, при которых они нужны, болезни, при которых принимать их не следует, способы приготовления лечебных ванн и польза от их применения. 24. Чиг па (лечебный массаж): это нанесение мазей на тело. Описываются четыре аспекта массажа: болезни, при которых они нужны, болезни, при которых принимать их не следует, способы приготовления лечебных ванн и польза от их применения. 25. Тур щед (лечение с помощью ложек): в этой главе объясняются одиннадцать тем в связи с этим видом терапии: болезни, при которых нужна терапия с помощью ложек, болезни, при которых ее применять не следует, хирургические инструменты, точки для терапии с помощью ложек, два основных вида ложек, положение пациента, способы применения хирургической ложки, наставления и необходимые навыки, признаки смерти от неправильного применения ложки, способы предотвращения и устранения неблагоприятных эффектов от терапии с помощью ложек и польза от ее применения. Две заключительных главы Чжуд ши – это обобщение и полная передача, 'мджонг дон дан йон дед '. Эти две главы помещены в Последующую Тантру, что в сумме дает двадцать семь глав. Таким образом, желающие освоить науку исцеления Тибета должны изучать Джуд ши – ядро тибетской медицины. В Джуд ши описано девятьсот одиннадцать лекарственных веществ, и кроме того - две тысячи восемьсот двадцать шесть смесей "жор таб" в Тантре Сущностных Устных Наставлений и шестьсот тридцать – в Последующей Тантре.
Общая структура четырех тантр
Стволы Тантра Тантра Тантра Заключительная Основ объяснений аставлений тантра Ветви (6 ветвей) 11 мест 15 разделов 4 сутры
|
|||
|