Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ца джуд («Коренная тантра»).



 

 

Лама Йонтен Гиалтсо

 

 

 Коренная тантра

 

 Основы тибетской медицины

 

Центр «Джонангпа»

Москва, 2011


Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru

ВВЕДЕНИЕ В ТИБЕТСКУЮ МЕДИЦИНУ

 

Искусство исцеления

 

Тибетская медицина являет собой законченную медицинскую

систему. Это одна из старейших сохранившихся форм древней

медицины, возраст которой более 2900 лет. Зародившись в эпоху

Бона в Тибете, в течение многих столетий тибетская медицина

успешно применялась в Тибете, Монголии, Бурятии (Россия) и

Центральной Азии, в гималайских королевствах Непал, Сикким и

Бутан, в Ладакхе на севере Индии.

Ее тибетское название – gSo-ba rig-pa (Сова Ригпа), искусство

исцеления, и основывается она на четырех медицинских тантрах,

называемых rGyud-bzhi (Гью-жи). Они включают в себя коренную

тантру, объяснительную тантру, тантру наставлений и последующую

тантру. Коренная тантра, состоящая из шести глав, содержит общий

обзор rGyud-bzhi (Гью-жи); объяснительная тантра состоит из

тридцати одной главы и содержит подробные сведения о

человеческом теле, включая эмбриологию, анатомию и психологию;

тантра наставлений состоит из девяносто двух глав, в которых

говорится о причинах, симптомах и лечении многих видов болезней;

последующая тантра состоит из двадцати пяти глав, посвященных

диагностике и фармакологии. В дополнение к четырем тантрам есть

еще две заключительных главы, где кратко изложена вся

вышеописанная информация. Таким образом, всего это 156 глав, в

которых 5900 строф.

Чтобы стать полностью квалифицированным тибетским

врачом, нужно изучать эти четыре медицинские тантр в течение как

минимум семи лет. В первые четыре года изучаются тексты по

тибетской медицине, при этом нужно заучить наизусть около сорока

глав. Один месяц в году посвящается сбору трав в Гималаях. Помимо

изучения медицинских текстов, нужно изучать также тибетскую

лингвистику, грамматику, поэтику, а также развивать понимание

поучений главного духовного мастера, содержащихся в его трудах. В

пятый год сдают устный и письменный экзамен по четырем

медицинским тантрам, и в конце пятого года дается посвящение на

медицинские тексты – и как благословение, и с целью усилить наши

целительные способности в рамках тибетской медицины. Шестой и

седьмой годы следует провести в клинике – филиале Института

тибетской медицины и астрологии, где отрабатываются практические

навыки пульсовой диагностики, анализа мочи и работы с пациентами.

 


Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru

По сравнению с другими формами альтернативной медицины

на Западе, уникальность тибетской медицины состоит в том, что она

основана на философских принципах, астрологии и тесной

взаимосвязи ума и тела. Основной принцип тибетской медицины –

равновесие трех главных энергий, Nyes-pa-gSum (произносится «ньи-

па сум»): rLung, mKhris-pa и Bad-Kan.

rLung (произносится «лунг») – тонкое течение энергии,

циркулирующей в теле и способствующей всем формам движения и

активности ума, речи и тела. mKhris-pa (произносится «три-па») –

энергия тепла, циркулирующая в теле и уравновешивающая

температуру тела, пищеварение и жизненную силу. Bad-Kan

(произносится «бекен») – энергия жидкого свойства, циркулирующая в

теле и поддерживающая гибкость нашего тела и суставов,

способствующая крепости тела и обеспечивающая работу

лимфатической системы.

 Когда эти три главные энергии в состоянии равновесия, мы –

здоровы, а в случае его нарушения – болеем. В тибетских

медицинских текстах главной причиной всех болезней и страданий

называется ma-rig-pa – неведение. Неведение, в свою очередь,

порождает три яда – желание, злость и узость восприятия.

Непосредственными причинами болезней могут быть неправильное

питание, неправильный образ жизни и сезонные факторы. Сочетание

этих причин вызывает болезни, и врач должен поставить диагноз

сначала путем вопросов и сочувственного выслушивания ответов

больного. Затем врач проводит общее обследование больного –

особенно посредством осмотра языка и анализа мочи, где

исследуются цвет, запах, пузырьки, испарения и осадок в моче; и,

наконец, исследует пульс пациента, что является крайне важным

источником информации.

После постановки диагноза должно начаться лечение. Главная

цель лечения – уравновесить и скорректировать три главные энергии.

Например, если одна из энергий в избытке, то лечение направлено на

ее уменьшение, и наоборот, если есть недостаток одной из энергий –

необходимо ее усилить. Тибетская медицина не основывается на

магии, таинствах или чудесных исцелениях – это древняя система,

передававшаяся из поколения в поколение.

Тибетский врач ориентирует пациента, прежде всего, на

правильную диету, исходя из индивидуального строения тела, и дает

также советы о правильном образе жизни. Если этого недостаточно,

то назначается лекарство. Тибетская фармакология чрезвычайно

богата, и по разнообразию и по глубине. В ней используются

полудрагоценные камни, минералы, металлы, типы почвы, сок

растений, деревья и целебные травы; число ингредиентов в лекарстве

 


Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru

может быть от 3 до 157. В настоящее время изготавливается около

250 видов лекарств.

 К применению различных видов терапии в тибетской медицине

прибегают как к последнему средству. В настоящее время

используются прижигание, банки, лечение золотой иглой,

кровопускание и ванны с использованием целебных трав.

В тибеткой медицине применяется также астрология, а именно

– для приготовления некоторых специальных лекарств, во время

сбора трав и в случае применения таких видов терапии, как

прижигание. Все лекарства затем освящаются с помощью тибетских

ритуалов. Тибетская медицина эффективно помогает от таких

хронических заболеваний, как проблемы с пищеварением, артрит,

астма, кожные заболевания, проблемы почек и печени, свищ,

бессонница, беспокойство, сердечные заболевания, повреждения

внутренних органов, проблемы с центральной нервной системой. Есть

средства для очищения крови. Кроме того, тибетская gSo-ba Rig-pa

лечит корни болезни, а не симптомы. В тибетских медицинских текстах

приводится такое сравнение: если не лечить корни болезни, то это все

равно, что отрезать листья и ветки у ядовитого дерева, вместо того

чтобы вырвать его с корнем. Если только отрезать листья и ветки,

дерево продолжит расти. Человек, страдающий хроническим

заболеванием, не сможет найти быстрое решение путем применения

тибетских лекарств. Пациент должен быть готов к тому, чтобы

принимать лекарство в течение длительного времени, прежде чем это

даст эффект.

 Сейчас многие на Западе хотят изучать тибетскую медицину.

Четыре медицинские тантры, к сожалению, не переведены на русский

язык. Эта проблема, без сомнения, осложняется тем, что у тибетцев

больше нет своей страны, где имелись бы необходимые средства для

проведения такой работы. Содержание четырех медицинских тантр –

чрезвычайно сжатое, и для полного объяснения одной фразы может

понадобиться несколько страниц. Хороший, точный перевод

потребовал бы работы группы людей, с одной стороны, изучивших

четыре медицинские тантры, а с другой – в совершенстве владеющих

русским языком. Крайне важно, чтобы не возникало разночтений в

толковании медицинских терминов и чтобы точно, без размытости,

был передан смысл четырех медицинских тантр. Тибетское

медицинское знание должно служить на благо всего мира.

Практикующие тибетскую медицину могут многое почерпнуть из

аллопатической медицины, а западные медики могут получать пользу

от освоения gSo-ba Rig-pa. Обе медицинские науки основываются на

схожих концепциях, стремясь к исцелению, к облегчению страданий.

Четыре тантры

 


Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru

Джуд ши

 

Содержание джуд жи – четырех тантр по медицине

 

джуд жи – сокращенное название самого авторитетного текста по

тибетской медицине. Полное тибетское название - "Ду ци нян по ян

лаг дже па сан ба мен няг ги " («Сущность тайных наставлений по

восьми ветвям»). Обычно название переводится как «Четыре тантры».

Джуд буквально означает «переданное», а жи – «четыре». Таким

образом, это название четырех разделов тибетской медицины,

которые передавались как устно, так и письменно, в линии

преемственности многомудрых мастеров тибетской медицины. Четыре

тантры – это:

 

1) Ца джуд («Коренная тантра»)

2) Че джуд («Объяснительная тантра»)

3) Ман нгал джуд («Тантра сущностных устных наставлений»)

4) Чи ма джуд («Последующая тантра»)

 

Автор первоисточника – Ютхог Йонтен Гёнпо «Старший» (703-833

н.э.), который синтезировал в нем все медицинское знание,

накопленное до середины VIII века.

 

Ютхог Йонтен Гёнпо «Младший» (1126-1202 н.э.) пересмотрел этот

текст и добавил в него еще много информации по медицине, в

результате чего появился современный вариант Чжуд ши,

содержащий главы по диете, поведению, целебным травам,

минералам, прижиганию, пульсу, моче и злым духам, представляющие

собой уникальные особенности тибетской медицинской системы.

 

Текст написан стихами, по девять слов в каждой строке. Всего в Чжуд-

ши содержится 156 глав, где вся информация представлена в форме

диалога между мастером Риши Ригпе Йеше и учеником Риши (Йиле

Кье). Согласно Зуркару Лодё Гьялпо, Ригпе Йеше – это Ютхог Йонтен

Гёнпо Младший (1126-1202 н.э.), а Йиле Кье – его любимый ученик

Сумтхон Йеши. Этот классический текст содержит 5900 строф,

представленных в форме «пяти великолепий» (пун цог ня дан); это, с

одной стороны, не приписывает тексту авторство Будды Медицины,

но, с другой, показывает, что к нему следует относиться с не меньшим

уважением, чем к поучениям самого Будды.

 


Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru

 

В «Четырех тантрах» подробно представлены восемь областей

медицины:

 

1) Лу (тело)

2) Щи па (педиатрия)

3) Мо ни (гинекология)

4) Дон (вредоносные злые духи)

5) Цон (раны, нанесенные оружием)

6) Тыг (токсикология)

7) Ги па (омоложение)

8) Ро ца (препараты, усиливающие сексуальное влечение)

 

Благотворное действие практики Чжуд ши доказано в ходе

клинических исследований. Она оказалась эффективной для многих

пациентов, включая тяжелобольных. Далее я привожу объяснение

различных разделов Чжуд ши.

 

1.Ца джуд («Коренная тантра»).

Коренная Тантра – семя, из которого выросли другие три тантры, как и

вообще все методы лечения. Понимание содержания Коренной

Тантры крайне важно для понимания всей тибетской медицины. Ютхог

Йонтен Гёнпо так описывает шесть глав Коренной Тантры:

"Лан жи лан лонг жи танг мун зен дан со ба таб дан ци чи леу тыг ".

Коренная Тантра – 6 глав:

1. Лан жи: основа наставлений по тибетской медицине. Ютхог

Йонтен Гёнпо, используя свой литературный талант, создал Мандалу

для обучения на основе пяти великолепий (Дхарма, Учитель, свита,

время и место), показывая, что к этим поучениям следует относиться

так же почтительно, как к поучениям самого Будды.

2. Лан лонг: здесь перечисляются предметы изучения, то есть все

главы Чжуд ши).

3. Жи: основа сущности ума-тела в состоянии гомеостаза и

неустойчивость этого состояния, от которого зависят здоровье и

болезнь.

4. Мун зен таг: тридцать восемь способов диагностики и симптомы

недугов.

5. Со таб: противоядия и способы лечения (четыре общих

 


Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru

метода терапии – диета, поведение, лекарства и дополнительные

средства).

 

6. Це чу леу: краткий обзор Коренной Тантры (а именно –

третьей, четвертой и пятой главы текста).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.