|
|||
Ца джуд («Коренная тантра»).Стр 1 из 10Следующая ⇒
Лама Йонтен Гиалтсо
Коренная тантра
Основы тибетской медицины
Центр «Джонангпа» Москва, 2011
Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru ВВЕДЕНИЕ В ТИБЕТСКУЮ МЕДИЦИНУ
Искусство исцеления
Тибетская медицина являет собой законченную медицинскую систему. Это одна из старейших сохранившихся форм древней медицины, возраст которой более 2900 лет. Зародившись в эпоху Бона в Тибете, в течение многих столетий тибетская медицина успешно применялась в Тибете, Монголии, Бурятии (Россия) и Центральной Азии, в гималайских королевствах Непал, Сикким и Бутан, в Ладакхе на севере Индии. Ее тибетское название – gSo-ba rig-pa (Сова Ригпа), искусство исцеления, и основывается она на четырех медицинских тантрах, называемых rGyud-bzhi (Гью-жи). Они включают в себя коренную тантру, объяснительную тантру, тантру наставлений и последующую тантру. Коренная тантра, состоящая из шести глав, содержит общий обзор rGyud-bzhi (Гью-жи); объяснительная тантра состоит из тридцати одной главы и содержит подробные сведения о человеческом теле, включая эмбриологию, анатомию и психологию; тантра наставлений состоит из девяносто двух глав, в которых говорится о причинах, симптомах и лечении многих видов болезней; последующая тантра состоит из двадцати пяти глав, посвященных диагностике и фармакологии. В дополнение к четырем тантрам есть еще две заключительных главы, где кратко изложена вся вышеописанная информация. Таким образом, всего это 156 глав, в которых 5900 строф. Чтобы стать полностью квалифицированным тибетским врачом, нужно изучать эти четыре медицинские тантр в течение как минимум семи лет. В первые четыре года изучаются тексты по тибетской медицине, при этом нужно заучить наизусть около сорока глав. Один месяц в году посвящается сбору трав в Гималаях. Помимо изучения медицинских текстов, нужно изучать также тибетскую лингвистику, грамматику, поэтику, а также развивать понимание поучений главного духовного мастера, содержащихся в его трудах. В пятый год сдают устный и письменный экзамен по четырем медицинским тантрам, и в конце пятого года дается посвящение на медицинские тексты – и как благословение, и с целью усилить наши целительные способности в рамках тибетской медицины. Шестой и седьмой годы следует провести в клинике – филиале Института тибетской медицины и астрологии, где отрабатываются практические навыки пульсовой диагностики, анализа мочи и работы с пациентами.
Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru По сравнению с другими формами альтернативной медицины на Западе, уникальность тибетской медицины состоит в том, что она основана на философских принципах, астрологии и тесной взаимосвязи ума и тела. Основной принцип тибетской медицины – равновесие трех главных энергий, Nyes-pa-gSum (произносится «ньи- па сум»): rLung, mKhris-pa и Bad-Kan. rLung (произносится «лунг») – тонкое течение энергии, циркулирующей в теле и способствующей всем формам движения и активности ума, речи и тела. mKhris-pa (произносится «три-па») – энергия тепла, циркулирующая в теле и уравновешивающая температуру тела, пищеварение и жизненную силу. Bad-Kan (произносится «бекен») – энергия жидкого свойства, циркулирующая в теле и поддерживающая гибкость нашего тела и суставов, способствующая крепости тела и обеспечивающая работу лимфатической системы. Когда эти три главные энергии в состоянии равновесия, мы – здоровы, а в случае его нарушения – болеем. В тибетских медицинских текстах главной причиной всех болезней и страданий называется ma-rig-pa – неведение. Неведение, в свою очередь, порождает три яда – желание, злость и узость восприятия. Непосредственными причинами болезней могут быть неправильное питание, неправильный образ жизни и сезонные факторы. Сочетание этих причин вызывает болезни, и врач должен поставить диагноз сначала путем вопросов и сочувственного выслушивания ответов больного. Затем врач проводит общее обследование больного – особенно посредством осмотра языка и анализа мочи, где исследуются цвет, запах, пузырьки, испарения и осадок в моче; и, наконец, исследует пульс пациента, что является крайне важным источником информации. После постановки диагноза должно начаться лечение. Главная цель лечения – уравновесить и скорректировать три главные энергии. Например, если одна из энергий в избытке, то лечение направлено на ее уменьшение, и наоборот, если есть недостаток одной из энергий – необходимо ее усилить. Тибетская медицина не основывается на магии, таинствах или чудесных исцелениях – это древняя система, передававшаяся из поколения в поколение. Тибетский врач ориентирует пациента, прежде всего, на правильную диету, исходя из индивидуального строения тела, и дает также советы о правильном образе жизни. Если этого недостаточно, то назначается лекарство. Тибетская фармакология чрезвычайно богата, и по разнообразию и по глубине. В ней используются полудрагоценные камни, минералы, металлы, типы почвы, сок растений, деревья и целебные травы; число ингредиентов в лекарстве
Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru может быть от 3 до 157. В настоящее время изготавливается около 250 видов лекарств. К применению различных видов терапии в тибетской медицине прибегают как к последнему средству. В настоящее время используются прижигание, банки, лечение золотой иглой, кровопускание и ванны с использованием целебных трав. В тибеткой медицине применяется также астрология, а именно – для приготовления некоторых специальных лекарств, во время сбора трав и в случае применения таких видов терапии, как прижигание. Все лекарства затем освящаются с помощью тибетских ритуалов. Тибетская медицина эффективно помогает от таких хронических заболеваний, как проблемы с пищеварением, артрит, астма, кожные заболевания, проблемы почек и печени, свищ, бессонница, беспокойство, сердечные заболевания, повреждения внутренних органов, проблемы с центральной нервной системой. Есть средства для очищения крови. Кроме того, тибетская gSo-ba Rig-pa лечит корни болезни, а не симптомы. В тибетских медицинских текстах приводится такое сравнение: если не лечить корни болезни, то это все равно, что отрезать листья и ветки у ядовитого дерева, вместо того чтобы вырвать его с корнем. Если только отрезать листья и ветки, дерево продолжит расти. Человек, страдающий хроническим заболеванием, не сможет найти быстрое решение путем применения тибетских лекарств. Пациент должен быть готов к тому, чтобы принимать лекарство в течение длительного времени, прежде чем это даст эффект. Сейчас многие на Западе хотят изучать тибетскую медицину. Четыре медицинские тантры, к сожалению, не переведены на русский язык. Эта проблема, без сомнения, осложняется тем, что у тибетцев больше нет своей страны, где имелись бы необходимые средства для проведения такой работы. Содержание четырех медицинских тантр – чрезвычайно сжатое, и для полного объяснения одной фразы может понадобиться несколько страниц. Хороший, точный перевод потребовал бы работы группы людей, с одной стороны, изучивших четыре медицинские тантры, а с другой – в совершенстве владеющих русским языком. Крайне важно, чтобы не возникало разночтений в толковании медицинских терминов и чтобы точно, без размытости, был передан смысл четырех медицинских тантр. Тибетское медицинское знание должно служить на благо всего мира. Практикующие тибетскую медицину могут многое почерпнуть из аллопатической медицины, а западные медики могут получать пользу от освоения gSo-ba Rig-pa. Обе медицинские науки основываются на схожих концепциях, стремясь к исцелению, к облегчению страданий. Четыре тантры
Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru Джуд ши
Содержание джуд жи – четырех тантр по медицине
джуд жи – сокращенное название самого авторитетного текста по тибетской медицине. Полное тибетское название - "Ду ци нян по ян лаг дже па сан ба мен няг ги " («Сущность тайных наставлений по восьми ветвям»). Обычно название переводится как «Четыре тантры». Джуд буквально означает «переданное», а жи – «четыре». Таким образом, это название четырех разделов тибетской медицины, которые передавались как устно, так и письменно, в линии преемственности многомудрых мастеров тибетской медицины. Четыре тантры – это:
1) Ца джуд («Коренная тантра») 2) Че джуд («Объяснительная тантра») 3) Ман нгал джуд («Тантра сущностных устных наставлений») 4) Чи ма джуд («Последующая тантра»)
Автор первоисточника – Ютхог Йонтен Гёнпо «Старший» (703-833 н.э.), который синтезировал в нем все медицинское знание, накопленное до середины VIII века.
Ютхог Йонтен Гёнпо «Младший» (1126-1202 н.э.) пересмотрел этот текст и добавил в него еще много информации по медицине, в результате чего появился современный вариант Чжуд ши, содержащий главы по диете, поведению, целебным травам, минералам, прижиганию, пульсу, моче и злым духам, представляющие собой уникальные особенности тибетской медицинской системы.
Текст написан стихами, по девять слов в каждой строке. Всего в Чжуд- ши содержится 156 глав, где вся информация представлена в форме диалога между мастером Риши Ригпе Йеше и учеником Риши (Йиле Кье). Согласно Зуркару Лодё Гьялпо, Ригпе Йеше – это Ютхог Йонтен Гёнпо Младший (1126-1202 н.э.), а Йиле Кье – его любимый ученик Сумтхон Йеши. Этот классический текст содержит 5900 строф, представленных в форме «пяти великолепий» (пун цог ня дан); это, с одной стороны, не приписывает тексту авторство Будды Медицины, но, с другой, показывает, что к нему следует относиться с не меньшим уважением, чем к поучениям самого Будды.
Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru
В «Четырех тантрах» подробно представлены восемь областей медицины:
1) Лу (тело) 2) Щи па (педиатрия) 3) Мо ни (гинекология) 4) Дон (вредоносные злые духи) 5) Цон (раны, нанесенные оружием) 6) Тыг (токсикология) 7) Ги па (омоложение) 8) Ро ца (препараты, усиливающие сексуальное влечение)
Благотворное действие практики Чжуд ши доказано в ходе клинических исследований. Она оказалась эффективной для многих пациентов, включая тяжелобольных. Далее я привожу объяснение различных разделов Чжуд ши.
1.Ца джуд («Коренная тантра»). Коренная Тантра – семя, из которого выросли другие три тантры, как и вообще все методы лечения. Понимание содержания Коренной Тантры крайне важно для понимания всей тибетской медицины. Ютхог Йонтен Гёнпо так описывает шесть глав Коренной Тантры: "Лан жи лан лонг жи танг мун зен дан со ба таб дан ци чи леу тыг ". Коренная Тантра – 6 глав: 1. Лан жи: основа наставлений по тибетской медицине. Ютхог Йонтен Гёнпо, используя свой литературный талант, создал Мандалу для обучения на основе пяти великолепий (Дхарма, Учитель, свита, время и место), показывая, что к этим поучениям следует относиться так же почтительно, как к поучениям самого Будды. 2. Лан лонг: здесь перечисляются предметы изучения, то есть все главы Чжуд ши). 3. Жи: основа сущности ума-тела в состоянии гомеостаза и неустойчивость этого состояния, от которого зависят здоровье и болезнь. 4. Мун зен таг: тридцать восемь способов диагностики и симптомы недугов. 5. Со таб: противоядия и способы лечения (четыре общих
Джонанг. Традиция тибетского буддизма www.jonangpa.ru метода терапии – диета, поведение, лекарства и дополнительные средства).
6. Це чу леу: краткий обзор Коренной Тантры (а именно – третьей, четвертой и пятой главы текста).
|
|||
|