Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Синтетические масла



Синтетические масла

Синтетические масла — быстрорастущий сегмент рынка сма­зочных материалов; в настоящее время их доля колеблется от 5 до 15% от общемирового объема производства смазочных мате­риалов. По сравнению с нефтяными маслами синтетические об­ладают лучшими эксплуатационными свойствами и, как прави­ло, лучшими экологическими характеристиками.

В настоящее время к важнейшим классам синтетических ма­сел с точки зрения экологической безопасности (отсутствие кан­церогенов и токсичных соединений) относятся сложные эфиры моно- и дикарбоновых кислот, монокарбоновые кислоты и полиспирты, полиалкиленгликоли, полиссолефины (ПАО), полибутены, нетоксичные масла на основе перфторированных органи­ческих соединений, а также силиконы (простые полиэфиры алкилзамещенных производных кремния).

К экологически опасным базовым маслам относят алкиларены и органические фосфаты, а также масла на базе галогенорганических соединений.

Наиболее распространенным типом синтетических базовых масел в настоящее время являются ПАО, получаемые олигомеризацией олефинов С8—С]2, в основном — н-децена.

Возможность использования в технике смазочных материалов на базе жирового сырья обусловлена возобновимостыо их ресур­сов, хорошими смазочными и экологическими свойствами; жиры обладают высокой (до 100%) биоразлагаемостью (как продукты чисто биосферного происхождения), они нетоксичны. Использо­вание жиров, а также отходов и побочных продуктов их перера­ботки возможно в производстве практически всех видов смазоч­ных материалов и многих присадок.

Наиболее приемлемыми для указанных целей с экологической и экономической точек зрения являются растительные масла: рапсовое, подсолнечное, соевое, кукурузное, пальмовое и пальмоядровое.

Важнейшее экологическое свойство жиров — практически пол­ная биоразлагаемость.За рубежом это стало одним из основных требований как к базовым маслам, так и к присадкам. Однако практическое применение синтетических сложных эфиров со степе­нью биоразлагаемости до 90-95% ограничено их высокой стоимо­стью. Полиалкиленгликоли молекулярной массы до 600 также ха­рактеризуются высокой биоразлагаемостью, однако практически полная (до 100%) растворимость их в воде создает потенциальную опасность загрязнения вод и осложняет очистку последних. Водорастворимость жиров составляет менее 0,1%, что при высоком уров­не эксплуатационных свойств дает им неоспоримое преимущество. Считается, что отрицательное воздействие на окружающую природную среду снижается при степени биоразлагаемости базо­вых компонентов >70% (присадки должны быть потенциально биоразлагаемы).

Регенерация и утилизация отработанных смазочных материалов

Регенерация и утилизация отработанных смазочных масел (ОСМ) является важной научно-технической проблемой, т.к. они являются техногенными отходами, крайне негативно влияющи­ми на все объекты окружающей среды — атмосферу, почву и воды. Только загрязнение вод отработанными нефтяными масла­ми составляет 20% от общего техногенного загрязнения, или 60% от загрязнения нефтепродуктами.

Захоронение и уничтожение ОСМ (в основном — путем сжи­гания) порождают подчас еще более сложные экологические про­блемы, чем сами ОСМ, и представляют существенную угрозу для биосферы.

Экологически безопасная утилизация ОСМ предполагает их переработку с получением товарных продуктов самого различно­го назначения: масел, пластичных смазок, смазочно-охлаждающих технологических средств (СОТС), консервационных матери­алов и др. Основное место в решении проблемы занимают отра­ботанные нефтяные масла, ресурсы которых оценивают пример­но в 50% от потребления свежих продуктов, при этом ОСМ со­ставляют -30% всех нефтяных отходов. Развивается и техника очистки и регенерации отработанных синтетических и раститель­ных масел. Утилизация отработанных пластичных смазок затруд­нена из-за целого ряда факторов и пока еще реализована только на железнодорожном транспорте для натриевых и натриево-кальциевых смазок.

Важнейшей проблемой является сбор ОСМ. При сборе ОСМ подразделяют на группы: ММО (отработанные моторные мас­ла), МИО (отработанные индустриальные масла) и СНО (сме­си отработанных нефтепродуктов). ММО и МИО используют как сырье для регенерации и очистки, СНО перерабатывают на НПЗ в смеси с сырой нефтью. Имеется возможность соби­рать: моторных и индустриальных масел — до 20—40%, а трансформаторных — 80—90% от объема отработанных продук­тов. Мировой сбор ОСМ составляет -15 млн т/год, при этом подавляющее количество (70—90%) сжигается как компонент топлива. До сих пор в большинстве стран отсутствует центра­лизованный сбор ОСМ. В Европе самые высокие и сбор ОСМ - 57% (до 1,6 млн т/год), и использование их в качестве топ­лива — 60% отн.

В настоящее время ОСМ подвергают:

1) вторичной переработке в виде смесей, в основном нефтя­ных масел, иногда — с незначительными примесями синтетичес­ких масел и СОТС, с получением базовых компонентов;

2) раздельной регенерации по маркам с получением продук­тов соответствующего назначения. В этом случае осуществляют удаление продуктов старения и загрязнений без разрушения и

отделения присадок, недостающее количество которых вводят на заключительной стадии приготовления товарных масел;

3) переработке смесей ОСМ или очистке отдельных отрабо­танных продуктов с целью получения котельного топлива;

4) использованию в качестве низкокачественных топлив или компонентов других нефтяных топлив.

Среди современных способов очистки и регенерации ОСМ преобладают физические методы — отстой, центрифугирование, фильтрация, вакуумная сушка. Возможно применение и более сложных физико-химических методов (в случае сильно загряз­ненных или глубоко окисленных масел).

Считают, что при годовом объеме потребления предприятием более 10 т масел капитальные вложения на очистку и регенера­цию ОСМ на месте потребления полностью себя окупают.

Вторичная переработка.В наибольших объемах осуществляет­ся переработка смесей ОСМ, собираемых централизованно на промышленных предприятиях. Основной трудностью здесь явля­ется организация сбора сырья. В мире общая доля базовых ма­сел, получаемых вторичной переработкой ОСМ, не превышает 5% от потребления свежих.

Значительную часть ОСМ составляют моторные масла, содер­жащие в основном парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды, присадки, продукты старения и металлы. Среди разнообразных промышленных процессов вторичной переработки преобладают следующие методы очистки: сернокислотная, адсорб­ционная, гидроочистка, экстракционная, тонкопленочное испаре­ние, ультрафильтрация.

ОСМ применяются не по прямому назначению, если они не поддаются регенерации и переработке. ОСМ могут использо­ваться для смазки грубых узлов трения, например, железобетон­ных пресс-форм; как реагенты (ПАВ) при флотационной обра­ботке руды на обогатительных фабриках; для предотвращения смерзания и прилипания сыпучих грузов к стенкам вагонов при низких температурах. Недостаток такого использования ОСМ — возможность загрязнения окружающей среды.

Очищенные ОСМ или базовые масла вторичной переработки могут применяться в производстве пластичных смазок.

Очистка и регенерация синтетических маселв связи с их высо­кой стоимостью имеет особо важное значение. Кроме того, ряд синтетических масел (полихлордифенилы, сложные эфиры фос­форной кислоты) представляет значительную опасность для че­ловека и окружающей среды. Часть отработанных синтетических масел неизбежно попадает в ОСМ при сборе для вторичной пе­реработки и может негативно влиять на эффективность исполь­зуемых процессов.

Способы регенерации отработанных синтетических масел вы­бирают в зависимости от их химического состава, и, как прави­ло, они аналогичны тем, которые применяются при регенерации нефтяных ОСМ: фильтрация, вакуумная перегонка, сернокис­лотная, селективная, гидроочистка и др.

Утилизация отработанных пластичных смазок (ОПС)весьма специфична. Твердообразное коллоидное состояние и многоком­понентный состав ОПС требуют специальной технологии пере­работки. ОПС представляют собой ценные продукты, которые после соответствующей обработки могут использоваться повтор­но или добавляться в рабоче-консервационные материалы. Выде­ленные из ОПС исходные компоненты — масла и загустители также могут находить квалифицированное применение. Способы переработки ОПС предполагают разрушение их структуры с вы­делением отдельных компонентов и их последующим повторным использованием.

Разнообразные процессы металлообработки предусматривают использование широкого ассортимента жидких СОТС (более 100 наименований). Их доля от общего объема потребления смазоч­ных материалов сравнительно невелика (3—8%). В последнее время увеличивается значение водных СОТС. Водосмешиваемые концентраты смазочного материала перед употреблением разводят водой — содержание концентрата в конечном продукте составля­ет в среднем 3%. Это существенно увеличивает реальную долю водных СОТС среди прочих смазочных материалов — до -50%, что может способствовать загрязнению окружающей среды.

Для очистки и регенерации СОТС используют сложные схе­мы с применением гравитационных баков-отстойников, магнит­ных сепараторов и коагуляторов, гидроциклонов, различных конструкций фильтров, флотаторов и пеноотделителей, коагу­лянтов и реагентов для осаждения примесей и последующего ввода необходимых добавок.

К экологобезопасным смазочным материаламв настоящее вре­мя относят сложные эфиры на базе синтетического или расти­тельного сырья, рафинированные растительные масла и продук­ты их переэтерификации.

При уничтожении таких ОСМ требуется соблюдать опреде­ленные правила: сжигать отработанные растительные масла на специальных заводах по уничтожению отходов, сброс в канали­зацию или в открытые водоемы производить при разбавлении соответственно 1:2000 и 1:20 000.

Технология вторичной переработки ОСМможет включать ва­куумную перегонку отработанных масел (позволяет получать масло прежнего уровня качества — базовое или сырье для про­изводства технических продуктов), щелочную нейтрализацию, промывку нейтрализованного масла водой и адсорбционную очи­стку. Необходим отдельный сбор биоразлагаемых жидкостей, чтобы сохранить их свойства (биоразлагаемость и нетоксич­ность).

Отработанное рапсовое и другие растительные масла можно использовать в качестве топлива, в том числе в смеси с отрабо­танными нефтяными маслами. Возможна конверсия (переэтери-фикация) в сложные метиловые эфиры, используемые в качестве дизельного топлива (биодизельное топливо).

 

Задания для выполнения:

Задание 1. Ответить на вопросы.

 

1. Какие основные экологические свойства масел влияют на окружающую среду?

2. Какие направления существуют для решения экологических проблем применения смазочных материалов?

3. Что такое канцерогенность смазочных материалов и её влияние на окружающую среду?

4. Объясните понятие биоразлагаемость.

5. Назовите основные свойства синтетических масел.

6. Как происходит регенерация смазочных материалов.

7. Влияние масел на работу двигателя внутреннего сгорания.

8. Способы утилизации смазочных материалов

9. Влияние смазочных материалов на отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания.

 

Задание 2. Заполнить кластеры.

             
   

 


                                                                        

 

 

 

 

Задание 3. Заполнить таблицу. Экологические свойства смазочных материалов.

 

Опасные для окружающей среды Безопасные для окружающей среды.
   

 

Задание 4. Творческое задание. Создать кроссворд по данной теме (не менее 10 слов).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.