Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ф.И.О.: Павлютин Алексей Васильевич



Ф.И.О.: Павлютин Алексей Васильевич

_________________  (подпись)

 

Тел.: +77772768696

E-mail: pav.alexei@mail.ru

             

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТОПЛИВА, МАСЕЛ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ

Все сорта топлива, смазочные материалы и специальные жидкости в той или иной степени ядовиты (токсичны) и огнеопасны, а топлива и органические растворители к тому же еще и взрывоопасны. Поэтому необходимо хорошо знать основные экологические свойства топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей, которые воздействуют на человека и окружающую среду и могут проявляться при хранении, транспортировании или использовании. К наиболее важным относятся: токсичность, пожароопасность, взрывоопасность и способность электризоваться. Развитие современного общества связано с использованием энергии. в связи с ускорением научно-технического прогресса исключительно важная роль отводится топливно-энергетическим ресурсам. при складывающейся структуре современного производства большую роль составляют жидкие и газообразные виды топлива - газ, дизельное топливо, бензин, мазут и различные масла в качестве основного энергетического средства всех мобильных машин (автомобилей, тракторов, комбайнов), благодаря компактности, экономичности и малой удельной массе (кг/кВт) господствующее положение заняли двигатели внутреннего сгорания (ДВС) - карбюраторные и дизельные с точки зрения экономии жидкого топлива, а также уменьшения загрязнения окружающей среды все более активно находит применение газовое топливо, таковым является выделяющийся при добыче нефти попутный газ, пропано-бутановая смесь, получаемая при переработке нефти, природный, а также генераторный газ - продукт сухой переработки дерева или угля. Несмотря на богатые природные ресурсы нашей страны и большой объем производства топлива, требуется экономное использование топливно-энергетических ресурсов. чтобы решить эту задачу необходимо знать и применять в производстве характеристики и свойства энергоносителей, с одной стороны, а с другой стороны характеристики машин и механизмов где они применяются, чтобы повысить надежность и долговечность этих устройств в эксплуатации.

Влияние смазочных материалов на биосферу и человека весь­ма разнопланово и определяется многими факторами. Оно про­является на этапах производства, применения, регенерации и утилизации отработанных продуктов.

В условиях применения экологический аспект проблемы оп­ределяется химическим составом смазочного материала, парамет­рами работы узлов трения (давление, температура и т.п.), а так­же профессиональным уровнем персонала. Условия применения определяют степень и скорость «старения» смазочного материала, накопление экологически опасных соединений.

В решении экологических проблем применения смазочных материалов существуют два направления. Первое — улучшение качества и разработка новых, экологически безопасных продук­тов. Второе — утилизация и регенерация отработанных смазоч­ных материалов, важнейших техногенных отходов.

Товарные смазочные материалы содержат основу — базовое масло (от 70 до 90%) из нефтяного, альтернативного или сме­шанного сырья, а также присадки и добавки различного функ­ционального назначения. Важнейшими свойствами базовых ма­сел и присадок, определяющими их потенциальную опасность, являются токсичность, канцерогенность, стабильность состава и свойств, испаряемость и биоразлагаемость, а также взрывопожаро-опасность.

Токсичность нефтяных маселповышается с ростом их молеку­лярной массы, кислотного числа, с увеличением в их составе доли аренов, смол и соединений серы. Соединения с разветвлен­ной боковой цепью менее токсичны, чем нормального строения. Циклические соединения обычно токсичнее алифатических, не­насыщенные более токсичны, чем насыщенные. Опасность уве­личивается с ростом растворимости масляных компонентов в жидкостях (прежде всего, в воде и животных жирах), что повы­шает возможность их проникания в экосистемы и живые орга­низмы.

Нефтяные масла, кроме обычной токсичности, обладают фитотоксичностью— способностью к ожиганию растений, завися­щей от химического состава и физико-химических свойств ма­сел. Это свойство наиболее важно при использовании масел в природных экосистемах (лесная промышленность) и агроценозах (сельское хозяйство).

Наиболее фитотоксичными компонентами нефтяных масел являются непредельные и ароматические углеводороды, которые при окислении кислородом воздуха образуют кислоты, обладаю­щие фитоцидным действием.

Канцерогенность.Ряд соединений масляных фракций нефти обладает канцерогенностью. Наиболее сильными канцерогена­ми в нефтяных маслах являются арены (ПДК 0,01—100 мг/ м3), олефины (1 — 10 мг/м3), соединения серы (0,8—50 мг/м3), азота (0,01—2 мг/м3) и кислорода (0,1—50 мг/м3). Особую опасность представляют биологически активные полицикли­ческие ароматические углеводороды (ПАУ) — соединения с конденсированными бензольными кольцами. ПАУ различают­ся по числу и расположению таких колец и алкильных замес­тителей и могут содержать в молекуле гетероатомные функци­ональные группы (кислород-, азот-, серосодержащие). Биоло­гической активностью обладают би- и трициклические соеди­нения; к наиболее канцерогенным относят высшие ангулярные ПАУ с числом колец от 4 до 7. Вещества с числом колец более 7 в составе масел неизвестны. Гибридные циклоалканоарены также канцерогенны.

Наиболее безопасными в токсикологическом отношении из числа нефтяных являются масла нафтено-парафинового осно­вания.

Показателем канцерогенности в большинстве стран служит содержание в масле бенз-апирена, суммарное токсическое дей­ствие которого примерно в 10 000 раз выше по сравнению с ок­сидами азота. Масла содержат не более 50 млн" бенз-апирена, а прочие ПАУ присутствуют в количестве порядка от миллиона до триллиона. (большинство составляют соединения с алкильными боковыми цепями). При длительном воздействии на кожу нефтяные масла способны вызвать дерматиты и в некоторых случаях — раковые заболевания.

В целом, товарные базовые масла отличает малая токсичность при непосредственном контакте с объектами окружающей среды. В процессе эксплуатации техники канцерогенность нефтяных масел может повышается: отработанные масла и отработавшие газы двигателей содержат ПАУ типа бензантрацена, бензфлуорантена, бензальфапирена и др.

Испаряемость.Основу нефтяных дистиллятных смазочных масел, как правило, составляют фракции нефти с пределами вы­кипания 350—500°С. Повышенная испаряемость масел, т.е. поте­ря легких фракций, наблюдается преимущественно в условиях применения смазочного масла. Это приводит к повышенному расходу масла.

Нефтяные масла имеют невысокие значения давления насыщен­ных паров, и отравление их парами — явление чрезвычайно редкое.

Масла могут проникать в организм даже через неповрежден­ную кожу, растворяясь в жирах и жироподобных веществах, по­крывающих кожу (особенно легко под давлением при повышен­ных температурах). На слизистые оболочки органов дыхания и глаз масла оказывают раздражающее действие как в жидком, так и в парообразном состоянии. Пары масел не вызывают отравле­ния при кратковременном контакте, они не взрывоопасны.

Влияние масла на состав автомобильных отработавших газов.Совершенствование конструкции двигателя и увеличение сроков службы моторных масел ведут к росту нагрузок на последние, что негативно отражается на составе отработавших газов. Пред­почтительно применение высокоиндексных базовых масел, синтетических масел полиолефинового типа и сложных эфиров, вяз­костных присадок с малой степенью деструкции в процессе экс­плуатации, нетоксичных присадок, продукты сгорания которых нейтральны по отношению к окружающей среде и не отравляют каталитические нейтрализаторы отработавших газов.

Стабильность состава и свойств масел.Сохраняемость и совме­стимость масел с прочими техногенными материалами характе­ризуют физическая стабильность и испаряемость. Изменения свойств масел возможны при длительном хранении в результате испарения легких фракций. Совместимость масел с конструкци­онными материалами — в основном неметаллическими, резина­ми, каучуками характеризуется тем, что при контакте с маслом детали, выполненные из данных материалов, не изменяют свои размеры и свойства, не набухают и не теряют эластичности.

Биоразлагаемость и биостойкость масел.При хранении и экс­плуатации техники во влажной атмосфере химический состав масла и свойства ухудшаются за счет поражения масла микроор­ганизмами. Избыток влаги активирует питательную среду для развития грибков и бактерий. Для работы в такой атмосфере требуется повышенная биостойкость смазочных материалов, дос­тигаемая применением биоцидных присадок.

При попадании смазочных материалов в окружающую при­родную среду необходима высокая биоразлагаемость, обеспечива­ющая быстрое самоочищение экосистем от загрязнений. Это тре­бование относится в первую очередь к смазочным материалам, используемым в экологически уязвимых областях — лесной про­мышленности, сельском хозяйстве, стройиндустрии, медицине. Современные международные нормы для биоразлагаемости сма­зочных материалов составляют не ниже 70% за 21 сутки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.