Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Протоиерей Георгий Рой. Литургико-экзегетическое рассмотрение текстов стихир на «Господи воззвах…» Недели о блудном сыне.. Стихира 1.. В безгре́шную страну́ и живо́тную вве́рихся…»



Протоиерей Георгий Рой

Литургико-экзегетическое рассмотрение текстов стихир на «Господи воззвах…» Недели о блудном сыне.

 

В безгре́шную страну́ и живо́тную вве́рихся, посе́яв грех, серпо́м пожа́в кла́сы ле́ности, и рукоя́тием связа́в дея́ний мои́х снопы́, я́же и постла́х не на гумне́ покая́ния: но молю́ Тя преве́чнаго де́лателя на́шего Бо́га, ве́тром Твоего́ любоблагоутро́бия разве́й пле́ву дел мои́х, и пшени́цу даждь души́ мое́й оставле́ние, в небе́сную Твою́ затворя́я мя жи́тницу, и спаси́ мя.

 

Εἰς ἀναμάρτητον χώραν, καὶ ζωηράν, ἐπιστεύθην, γεωσπορήσας τὴν ἁμαρτίαν, τῇ δρεπάνῃ ἐθέρισα, τοὺς στάχυας τῆς ἀμελείας, καὶ δραγμάτων ἐστοίβασα, πράξεών μου τὰς θημωνίας, ἃς καὶ κατέστρωσα οὐχ ἅλωνι τῆς μετανοίας. Ἀλλ' αἰτῶ σε, τὸν προαιώνιον γεωργὸν ἡμῶν Θεόν, τῷ ἀνέμῳ τῆς σῆς φιλευσπλαγχνίας ἀπολίκμισον τὸ ἄχυρον τῶν ἔργων μου καὶ σιτάρχησον τῇ ψυχῇ μου τὴν ἄφεσιν, εἰς τὴν οὐράνιόν σου συγκλείων με ἀποθήκην καὶ σῶσόν με

 

Стихира 1.

Стихира примечательна очень яркими образами и наглядными сравнениями из области земледелия. Известные образы работы хлебороба иллюстрируют духовные реалии жизни человека. В этих сравнениях автор раскрывает действие греха на жизнь человека и показывает процесс преодоления греха покаянием и действием благодати Божией. Думается, тема земледельчества возникает здесь не случайно.  Сюжет евангельской притчи о блудном сыне также разворачивается в этом контексте.   

«В безгре́шную страну́ и живо́тную вве́рихся…»

Εἰς ἀναμάρτητον χώραν, καὶ ζωηράν, ἐπιστεύθην

Фраза «безгрешная страна» ἀναμάρτητον χώραν (анамартитон хоран) встречается в тексте толкования на первые стихи книги Бытие автора 13 века преподобного Неофита Затворника.[1] Он говорит о новосозданной земле, как о жилище Господа и Его ангелов, как о неприступной для зла, как о чертоге невечернего света. Именно о такой новосотворенной, чистой, безгрешной и исполненной жизненной силы земле говорит и текст стихиры. Земля – чистое и святое творение Бога, доверенное человеку.

Но вместо, творческого возделывания земли и возрастания в добре и единстве с Небесным Отцом человек сеет грех. Последствия трагичны: «…посе́яв грех, серпо́м пожа́в кла́сы ле́ности…». Тема сеяния греха и пожатия его злых плодов нередко встречается и в библейских текстах[2] и в текстах святоотеческой письменности. По лексическому составу и по своему смысловому содержанию эти слова стихиры очень близки к словам святителя Иоанна Злтатоуста: «Диавол посеял грех, как плевелы, — Христос серпом покаяния вырезал плевелы греха. Грех есть тяжкий недуг, но прекрасное дело — покаяние. Будем поэтому избегать страшного первого и любить вожделенное второе! Чрез грех диавол низводит нас в геенну, — чрез покаяние Христос вводит нас в царство небесное».[3] Определенные параллели можно найти и в иных текстах древнехристианской письменности.[4]

В церковно-славянском тексте стихиры слово «леность» переводит  древнегреческое слово ἀμέλεια (амелиа), которое имеет значения беззаботности, небрежности, нерадения, равнодушия. Слово ἀμέλεια  чаще всего на церковно-славянский язык переводится как «небрежение». Собственно слово «леность» передается другим греческим словом «νώθεια» (нотиа). Таким образом, речь в стихире все же идет не столько о «лености», сколько о «небрежениии», «принебрежении».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.