Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 2



Приложение 2

 https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/konc_razv_practikoorient_obr.pdf

Понятие «практикоориентированное профессиональное образование» приобрело в последние годы весьма высокую популярность.

Практикоориентированное профессиональное образование не является исключением, и именно его нацеленность на подготовку обучающихся к реализации определенной профессиональной деятельности следует считать главной отличительной особенностью. Анализ печатных источников показывает, что существуют и иные основания, ведущие к пониманию практикоориентированного профессионального образования как образования насыщенного практикой и практическими формами. Такой признак особенной дидактической стратегии вполне правомерен, но не является основным. Встречаются случаи, когда программы профессионального образования или обучения имеют в своей структуре большой объем практических занятий, но при этом не связаны с конкретной профессиональной деятельностью по своей цели. Признак цели, таким образом, при определении понятия практикоориентированного профессионального образования как типа образования следует считать ведущим. Уместно рассмотреть наиболее распространенные альтернативы практикоориентированного профессионального образования. Традиционно таковой считается фундаментальное и классическое профессиональное образование. У сосуществования данных подходов – направлений в образовании богатая история. Необходимо подчеркнуть, что все они имеют право на жизнь, нужны и востребованы. Важно понимать в какой пропорции, применительно к характеру эпохи. Отметим, что периоды активного социально-экономического развития стран сопровождаются углублением, фундаментализацией профессионального образования и расширением сектора реального - практикоориентированного образования. Это явная историческая закономерность, неоднократно проявлявшаяся, в том числе и в России. Фундаментальное профессиональное образование ориентировано, прежде всего, на развитие кадрового потенциала науки. Оно не может быть общедоступным, так как требует от студента особых способностей или таланта. Оно не может замыкаться в рамках конкретных трудовых функций или действующих технологий, так как ориентируется на последние достижения наук, на перспективы общественного развития. Классическое образование – университетское высшее, как правило, гуманитарное образование фактически было вытеснено фундаментальным и реальным - практикоориентированным уже в конце XIX века. На рубеже XVIII – XIX вв. классическое университетское образование еще было весьма распространено как институт подготовки гражданской элиты. Оно являлось основным источником кадрового пополнения всех государственных министерств и ведомств. Хорошим примером такого широкого классического образования являются программы Царскосельского лицея в России. Языки, литература, математика, естественные науки – все, что может пригодиться (или не пригодиться) будущему дипломату, чиновнику от образования или от любого другого ведомства государственной власти. В разговорной речи нередко встречаются такие обороты, как «классический университет» и «классическое образование», хотя таковых сущностей в практике фактически не существует. Говоря о практикоориентированном профессиональном образовании справедливо понимание того, что это одновременно и один из секторов профессионального образования, ограниченный специфической целью, системой задач и представлений о результате, содержанием, организационными формами, дидактическими методами и субъектами образовательной деятельности. Наличие этих характеристических признаков позволяет утверждать, что практикоориентированное образование может быть описано и как определенный сектор профессионального образования. В данном случае значимыми оказываются содержательные характеристики цели образования. Практикоориентированное профессиональное образование имеет целью подготовку обучающихся к конкретной трудовой деятельности, основанной на использовании полученных ими практических умений и знаний из различных областей науки и практики. Источником цели профессионального образования являются субъекты социального заказа. По этому признаку могут быть выделены три образовательные парадигмы: 1. Практикоориентированное образование, источником целеполагания которого выступают потребности широко понимаемой «социальной практики», оформленные как запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации. 2. «Клиентоориентированное» профессиональное образование, нацеленное на удовлетворение образовательных потребностей личности. По мере развития гуманистических, личностно-ориентированных тенденций в образовании (в том числе и профессиональном), усилилась роль индивидуального заказчика – частного лица, желающего освоить ту или иную профессию и готового оплатить обучение. 3. «Аутичное»1 профессиональное образование, не имеющее внешнего заказчика и нацеленное на удовлетворение собственных корпоративных интересов образовательной сферы. Какие-либо собственно образовательные цели при этом не ставятся либо имитируются. Существенными характеристиками практикоориентированного профессионального образования, отличающего его от других образовательных парадигм являются: 1) целеполагание, в основе которого лежит подготовка обучающегося к определенной профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями экономики или конкретного заказчика - работодателя; 2) социальное партнёрство, понимаемое как включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы – непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов образования; 3) первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных на формирование конкретных, стандартных и стандартизуемых навыков и умений. Таким образом, практикоориентированное профессиональное образование – это тип профессионального образования, целью реализации программ которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров – работодателей. Практикоориентированное профессиональное образование определяется и как сектор профессионального образования и как его тип. Обе 1 «Аутичный» - замкнутый в своём собственном мире, обращённый на себя. характеристики важны для исследований, имеющих различный аналитический ракурс. Так, для определения характера конкретной программы необходимы типологические признаки, а для исследования состояния образования в конкретной отрасли необходимы характеристики, по которым можно отнести программы к определенным секторам. Такого рода задачи не являются отвлеченными от практики, так как их решение позволяет избежать многих стратегических ошибок, при формировании системы подготовки тех или иных специалистов. В практике современного профессионального образования сектор практикоориентированного профессионального образования имеет тенденцию к расширению. Данная тенденция носит позитивный характер, так как обусловлена процессами социально-экономической модернизации. Вместе с тем необходимо указать и на риск искусственного, лишенного экономической почвы, расширения данного сектора. Это связано с развитием смешанного типа программ, когда в структуре фундаментальных программ все чаще появляются дидактические элементы в виде модулей, имеющих выраженные практикоориентированные цели. Так, например, в структуре программы по направлению экономика в вузах часто изучается бухгалтерский учет с возможностью сдачи квалификационного экзамена и получения соответствующего сертификата. Развитие программ прикладного бакалавриата становится все более и более распространенным явлением как раз иллюстрирующим гибридные программы такого рода. Говоря о дидактических особенностях программ практикоориентированного профессионального образования, следует отметить, что их главный элемент – практика - имеет существенные отличия не только по количественным показателям, но и функционально. Для фундаментального образования практика – иллюстрация истинности теории, для практикоориентированного образования теория – средство освоения практики. Подчиненность цели, характерная для всех педагогических подходов, вынуждает разработчиков практикоориентированных программ отталкиваться от содержания трудовых функций, описанных в профессиональных стандартах, формировать сначала программы практик, а лишь затем теоретических дисциплин, существенно меняя их привычную классическую структуру, отбирать знания и умения необходимые для практической деятельности. Практикоориентированное профессиональное образование прагматично по своей цели, что приводит к известной избирательности содержания. В этом имеются как свои преимущества, так и риски. Анализ практики реализации данного подхода позволил выявить следующие позитивные ожидания: 1. повышение степени соответствия подготовки выпускников по уровню квалификации и по набору компетенций требованиям современной экономики в целом и конкретного работодателя в частности; 2. сокращение адаптационного периода выпускников профессиональных образовательных организаций на рабочем месте, отсутствие необходимости в ресурсоёмкой системе «доучивания» молодых специалистов; 3. возможность получения специалистов «заданного» качества, т.е., в наибольшей степени соответствующих требованиям не только определённой специальности или профессии, но и требованиям конкретных предприятий; 4. повышение конкурентоспособности на рынке труда и эффективности трудоустройства; 5. возможность освоения индивидуального набора дополнительных квалификаций (модулей) на основе гибкой образовательной программы; 6. сокращение периода обучения за счёт исключения всех элементов содержания, не связанных непосредственно с функциональной подготовкой 7. привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, развитие материально-технической базы как следствие заинтересованности социальных партнеров. Ожидаемые риски от реализации программ практикоориентированного профессионального образования: 1. снижение адаптационных способностей выпускника за пределами полученной профессии (специальности); 2. риск личностной стагнации выпускника в силу того, что снижаются творческие возможности обучающегося до уровня реальных потребностей работодателя; 3. снижение горизонтальной мобильности выпускников. Среди опасений нередко встречаются мнения, что развитие сектора практикоориентированного профессионального образования может привести к снижению фундаментальности, особенно в высшем образовании, к подмене образования обучением в среднем профессиональном образовании. Данная полемика достойна обсуждения и отдельного анализа. Гипотетически возможно предположить, что истинным бедствием в профессиональном образовании является не практикоориентированное, а аутичное – имитационная, глубоко укоренившаяся и мимикрирующая парадигма образования. Так, например, в России пока не удалось переломить тенденцию «непрактичности» и низкой функциональности профессионального среднего и высшего образования (по международной терминологии – «третичного образования»).

Отдельного внимания исследователей в перспективе заслуживает вопрос о том, что отличает образование от обучения, в каких случаях целесообразно первое или второе. Многие исследователи и практики, подходя формально, заявляют о том, что отличие обучения от образования заключается в отсутствии воспитательного, ценностного компонента в цели, игнорируя факт того, что обучение само является главным средством воспитания. Очевидно, что освоение востребованной квалификации позитивно влияет на социализацию личности любого человека.

Особенности практикоориентированного сектора профессионального образования, его место (миссия) в системе профессионального образования и профессионального обучения, кадровом обеспечении отраслей экономики Российской Федерации Целеполагание в практикоориентированном профессиональном образовании Источником целеполагания практикоориентированного профессионального образования выступают потребности широко понимаемой «социальной практики», оформленные как запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации. Результаты анализа истории развития профессионального образования свидетельствуют о том, что оно возникло из сферы труда и профессий, как «надстройка» по отношению к «базису». Отношения между экономикой и профессиональным образованием и в дальнейшем развивались как отношения «базиса» и «надстройки», однако по мере развития социальных, демократических тенденций усиливалась посредническая роль государства, принявшего на себя функцию формирования и распределения образовательного заказа. Психолого-педагогические основания практикоориентированного образования Виды учебной деятельности и образовательные технологии. Практикоориентированное образование, направленное на формирование, чаще всего, стандартных или стандартизуемых образовательных результатов, предполагает обучение на основе решения стандартных учебно-производственных задач. Это обусловливает максимальное использование репродуктивной деятельности в сочетании с рефлексивно-самооценочной деятельностью обучающихся. Это определяет преимущественное использование в рамках практикоориентированного образования следующих образовательных технологий: · для формирования умений – практика, имитационные (деловые, ролевые и др.) игры; кейс-стади (решение ситуационных задач); социально-психологические и профессиональные тренинги; · для формирования навыков – обучение на основе интерактивных тренажёров (тренажёров с вмонтированными датчиками обратной связи). Основное дидактическое отличие практикоориентированного образования от фундаментального: Для фундаментального образования практика – инструмент освоения теории, для практикоориентированного образования теория – инструмент освоения практики. Практикоориентированность образования как признак Существенными (парадигмальными) характеристиками практикоориентированного образования, отличающего его от других образовательных парадигм, являются: 1. целеполагание, в основе которого лежит подготовка учащегося к определенной профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями экономики; 2. социальное партнёрство, понимаемое как включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы – непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов; 3. первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизуемых навыков и умений; 4. высокая процедурная (технологическая) проработка учебного процесса, использование стандартных форматов, технологий, методов и средств обучения; 5. особый язык, отличающийся от языка педагогики и педагогической психологии и представляющий собой переходный тип языка педагогики к языку технологического (производственного) процесса. Причины утраты практикоориентированности российским профессиональным образованием. Вплоть до конца советского периода существовали тесные многосторонние связи между учебными заведениями начального и среднего профессионального образования и базовыми предприятиями, нацеленными на решение плановых задач по подготовке квалифицированных кадров для народнохозяйственного комплекса. Это обеспечивало приемлемый уровень практикоориентированности профессионального образования, что, в сочетании с традиционно прикладной направленностью учебного процесса, позволяло выпускникам быстро адаптироваться на рабочем месте и включаться в решение стандартных производственных задач, диктуемых условиями технологического процесса.

Ограничения и риски практикоориентированного образования. 1. Непосредственная привязка целеполагания профессионального образования к внешней, «работодательской» составляющей образовательного заказа неизбежно приводит к переносу рамочных ограничений, свойственных данному заказу, на само практикоориентированное образование, его задачи, содержание процесс и результаты. Первое ограничение – восприятие работника как «человека-функции», реализующего конкретные (как правило, стандартные или стандартизованные) профессиональные задачи на конкретном рабочем месте. Практикоориентированное образование, направленное на реализацию такого заказа, способствует скорейшей адаптации работника к конкретной профессии / должности / данному рабочему месту, но не способствует его подготовке к решению задач профессиональной мобильности. Второе ограничение – постановка работодателями задач кадрового обеспечения исходя их актуальных дефицитов, при отсутствии перспективного, стратегического видения развития экономической и кадровой ситуации. Будучи ориентировано на такой социальный заказ, практикоориентированное образование связывает себя с конкретными технологиями и требованиями сегодняшнего дня и не отвечает задачам развития производства и кадрового обеспечения инновационной экономики. Третье ограничение – региональный (регионально-отраслевой), а в ряде случаев и местечковый характер работодательского образовательного заказа. Ориентированное на такой заказ практикоориентированне образование адекватно удовлетворяет частные потребности региональных экономик, но не создаёт условий, необходимых для формирования единого народнохозяйственного комплекса России, основанного на тесных межрегиональных связях и, соответственно, единых экономических и технологических подходах. Напротив, возрастает риск обособления региональных экономик. Федеральная система обучения – это нечто большее, чем разрозненный набор учебных курсов, временно предлагаемых то там, то здесь в зависимости от изменения работодательского спроса. 2. Другая группа ограничений практикоориентированного образования определяется его нефундаментальным характером. Во-первых, обостряется риск подготовки работника с отсутствием долговременной профессионально-трудовой мотивации, воспринимающего собственную трудовую деятельность как повинность. Такие работники демонстрируют отсутствие интереса к содержанию своей профессиональной деятельности, низкую производительность труда, стабильную неудовлетворённость работой, склонность к бесконечной перемене рабочих мест и т.д. Во-вторых, практикоориентированное образование ориентировано на стратегию адаптации работника к условиям профессии, а не на стратегию профессионального развития. Стратегия профессиональной адаптации уменьшает период вхождения в профессию, но вместе с тем снижает и личностную интенцию профессионального роста, не способствуя формированию у обучающегося индивидуального стиля профессиональной деятельности. 3. Сектор практикоориентированного образования и другие сектора образования ориентированы на потребности различных заказчиков, между которыми в нашей стране существует конфликт интересов, носящий во многом антагонистический характер. Вследствие этого, построение «компромиссного» типа образования, гармонично сочетающего в себе признаки практикоориентированности и фундаментальности, утилитарный и личностно-развивающий подходы, представляется невозможным. Вместе с тем, противопоставление практикоориентированного образования и фундаментального образования представляется непродуктивным. По-видимому, целесообразный путь нахождения «точки компромисса» - последовательное чередование в жизни человека разных типов образования, в зависимости от его возраста, жизненной ситуации, объективных образовательных потребностей. Перспективным представляется и путь сочетания в программах профессионального образования фундаментальных и практикоориентированных дидактических элементов: например, фундаментальных дисциплин и профессиональных модулей. 4. Особые образовательные подходы и технологии, используемые в рамках практикоориентированного образования («интенсивное обучение»), накладывают существенно более высокие требования к педагогическим кадрам профессиональных образовательных организаций. В настоящее время полноценно реализовать подобные технологии может лишь узкая прослойка элиты преподавательского корпуса. При этом усилия, направляемые в последние годы на расширение данной кадровой страты посредством повышения их квалификации, не дают существенного результата. Одним из препятствий в преодолении данного ограничения является фундаментальный характер педагогического (и вузовского, в целом) образования, которое является первичным источником кадров профессионального образования. Педагогов в фундаментальной образовательной среде вузов готовят к реализации фундаментального, а не практикоориентированного образования. Социальные эффекты практикоориентированного профессионального образования. Для экономической сферы. Положительные: + повышение степени соответствия подготовки выпускников по уровню квалификации и по набору компетенций требованиям современной экономики в целом в лице конкретного работодателя в частности; + сокращение адаптационного периода выпускников профессиональных образовательных организаций на рабочем месте, отсутствие необходимости в ресурсоёмкой системе «доучивания» молодых специалистов; + возможность получения специалистов «заданного» качества, т.е., в наибольшей степени соответствующих требованиям, «заточенным» не только под определённую специальность или профессию, но и под конкретное предприятие или производство. Отрицательные: - снижение горизонтальной мобильности выпускников профессиональных образовательных организаций; - несформированность профессионально-трудовой мотивации обучающихся, основанной на понимании смысла и социальной миссии профессии, творческого к ней отношения в силу узкофункциональной направленности обучения; - неготовность выпускников быть «изобретателями и рационализаторами» на основе творческого отношения к своей профессиональной деятельности и, следовательно, их несоответствие требованиям инновационной экономики. Для обучающихся и выпускников. Положительные: + повышение конкурентоспособности на рынке труда и эффективности трудоустройства; + возможность освоения индивидуального набора дополнительных квалификаций (модулей) на основе гибкой образовательной программы; + в ряде случаев – подготовленность к предпринимательской деятельности. Отрицательные: - снижение адаптационных способностей выпускника за пределами полученной профессии (специальности), как следствие – уменьшение его социальной защищённости в условиях отсутствия рабочих мест по полученной профессии (специальности); - значительное ограничение возможностей выпускника для продолжения образования по профессиональным программам более высокого уровня; - риск личностной стагнации и деградации обучающегося и выпускника в силу того, что практикоориентированное образование снижает творческие возможности обучаемого до уровня реальных потребностей работодателя. Для системы государственного управления. Положительные: + сокращение периода обучения за счёт исключения всех элементов содержания, не связанных непосредственно с функциональной подготовкой. Отрицательные: - усиления риска маргинализации группы населения «молодые рабочие и служащие», получившей короткое и содержательно усечённое образование (при этом полностью освобождённое от задач «социального призрения») и выпущенной на рынок труда без достижения достаточной социальной зрелости; - усиление риска безработицы в условиях динамичных изменений на рынке труда. Для профессиональных образовательных организаций. Положительные: + обеспечение стабильно высокого качества освоения практикоориентированных программ, успешного функционирования и развития, на этой основе – повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, внешнего признания, престижа и статуса образовательной организации; + привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, развитие материально-технической базы; + появление новых возможностей для повышения квалификации педагогического состава и целевого привлечения высококвалифицированных специалистов для участия в образовательном процессе. Отрицательные: - необходимость массовой переподготовки педагогических кадров, высвобождающихся в результате сокращении сроков и содержания обучения; - деградация образовательной среды образовательных организаций, сокращение возможностей педагогического воздействия на личностное развитие обучающегося; - из-за сокращения содержательных рамок подготовки в масштабах одной профессии (специальности) неизбежен рост количества профессий (специальностей) СПО, что лишь частично может быть компенсировано гибким модульным подходом к построению программ. Одним из наиболее значимых условий развития практикоориентированного профессионального образования является привлечение профессиональным образовательными организациями внебюджетных ресурсов (финансовых, информационных, учебнометодических, кадровых, материально-технических) со стороны партнеровработодателей. Указанный процесс может быть реализован на основе следующих основных механизмов: · государственно-частное партнерство (на локальном, муниципальном, региональном уровнях); · формирование территориальных отраслевых образовательных кластеров (на региональном уровне). Механизмы, обеспечивающие соответствие квалификации выпускников практикоориентированных образовательных программ требованиям рынка труда, образовательную и профессиональную мобильность обучающихся и выпускников, непрерывность профессионального образования Механизмы связаны с развитием национальной системы квалификаций и системы поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития на различных этапах образования и могут быть разделены на следующие четыре относительно автономные подгруппы: 1) нормативные механизмы, в том числе: · уровни квалификации2 ; · профессиональные стандарты; · образовательные стандарты; 2) механизмы прогнозирования и планирования; 3) механизмы оценки качества образования, в том числе: · оценка квалификаций; · профессионально-общественная аккредитация образовательных программ3 ; · участие работодателей в государственной аттестации обучающихся по программам профессионального образования; 4) профориентационные механизмы (сопровождение профессионального самоопределения обучающихся4 ); 2 «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» 3 Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям утвержден комплект документов, направленных на развитие системы профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и независимой оценки квалификации (протокол №10 от 20 мая 2015 года), которым возможно руководствоваться по данным вопросам в настоящее время. 4 Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования; Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020 гг 5) механизмы государственно-частного партнерства5 ; 6) механизмы взаимодействия государственной власти, профессиональных образовательных организаций и организаций, объединений работодателей в целях повышения качества процесса и результата профессионального образования: · реализация различных моделей обучения на рабочем месте; · повышение квалификации педагогических работников в форме стажировок на предприятиях; · создание подразделений образовательных организаций на предприятиях; · обучение по профессиональным образовательным программам на основе целевого заказа работодателей; · привлечения к преподаванию представителей предприятий; · реализация сетевых форм обучения с использованием ресурсов организаций, входящих в кластер и др.

Приложение 3 https://studbooks.net/1866533/pedagogika/suschnost_praktiko_orientirovannogo_podhoda_obucheniyu_uchaschihsya            


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.