|
|||
Картина третья ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Картина третья
Еще три месяца спустя. Марк сидит в кресле с закрытыми глазами, слушает музыку. Из левой двери показывается Клара. У нее усталый вид. Марк встает и выключает проигрыватель.
Марк. Новая запись… потрясающая, правда?.. Жаль, ты застала только конец. Хочешь послушать сначала? Клара. Спасибо, в другой раз. Сейчас нет желания. Марк. Ты не знаешь, что теряешь. Фантастическое исполнение… никак не могу придти в себя… Кстати, я обратил внимание, что ты давно не подходила к проигрывателю, все диски в том положении, в каком я их оставил… Клара (подходит к окну). Ты наблюдателен. Марк. Опять была у Натали? Клара. Да. Марк. Как она? Клара. Сам можешь представить, как. Марк. Сиделка по-прежнему с ней? Клара. Да, не оставляет ее ни на минуту. Марк. Что можно сделать, чтобы вернуть ее к нормальной жизни? Клара. Дать пройти побольше времени. Марк. Но прошло уже два месяца, и никакого улучшения. Клара. Прошло всего два месяца. Марк. Знаешь, ей надо уехать из города. Подальше от всего, что напоминает ей о Жаке. Клара. Она тоже так решила… Я поеду с ней. Марк. Когда она хочет ехать? Клара. Завтра утром. Марк. Завтра утром? Клара. Что-то не так? Марк. Странная спешка. Обычно это решается заранее. Клара. Так оно и есть. Мы решили сегодня, а едем завтра. Марк. Невероятно. Обычно ты менее импульсивна в своих решениях. И куда вы едете? Клара. Мы еще не знаем. Марк. Час от часу не легче. Это больше похоже не на отъезд, а на бегство. Клара. Можно это назвать и так. Марк. Я понимаю, Натали хочет убежать от воспоминаний, а у тебя какие для этого причины? Клара. Ты считаешь, у меня их нет? Марк. Наверно, есть… все эти тревоги, страхи… А ты уверена, что они оставят тебя там, куда ты собралась? Клара. Нет, не уверена. Но время покажет. Марк. Ценю твою откровенность, Клара. А не могла бы ты отложить свой отъезд? Завтра у меня много работы, и я вряд ли смогу проводить тебя. Клара. Ты ведь завтра уезжаешь к морю, не так ли? Марк. А… а откуда ты знаешь? Клара. Завтра рыбацкая шхуна доставит некий груз, переправку которого в условленное место ты должен проконтролировать. Марк (изумленно). Но... но… но как ты об этом узнала?!.. Клара. Я возвращалась вчера от Натали пораньше и проходила мимо твоей фабрики, сторож узнал меня и пропустил в твой кабинет. Я сказала ему, что ты послал меня забрать нужную тебе папку. Марк. Зачем ты это сделала?!.. Клара. Прости, я поступила некрасиво. Но мне нужно было кое в чем убедиться. Найти ответ на некоторые вопросы. Марк. А не проще было бы задать эти вопросы мне? Клара. Я не хотела, чтобы у меня оставались сомнения в достоверности ответов. Марк. И что же ты хотела бы знать? Клара. Я хотела понять причины твоего поведения в последнее время. Почему, например, ты перестал вздрагивать от каждого телефонного звонка. Марк. Потому что они больше не звонят мне домой. Только в офис. Это ты и так знала. Клара. Но как так случилось, что эти звонки вообще перестали действовать тебе на нервы? Куда исчезли страх, отвращение, подавленность, злость? Как произошло твое превращение? Марк. Ты находишь, что я изменился? Клара. Да. И заметно. Ты излучаешь такую уверенность в себе, какой я в тебе никогда не замечала. Даже до того, как начались эти проклятые звонки. Марк. Все верно. Заботы, трудности, неприятности закаляют мужчину, делают его более зрелым. Клара. По тебе не видно, чтобы ты был чем-то озабочен или переживал неприятности. Ты всегда в хорошем настроении, полон энергии. Марк. А если я веду себя так специально, чтобы избавить тебя от ненужных переживаний? Клара. Как это делал Жак по отношению к Натали? Нет. Это я исключаю. Натали в этом нуждалась, я - нет. И ты всегда это знал. Марк. И к чему привело твое… расследование? Тебе удалось подтвердить свои подозрения на мой счет? Клара. Полностью. Как только прочла копию письма, которое нашла в ящике твоего стола. Марк. Какого именно? Клара. Того, что ты послал Жаку накануне его самоубийства. Марк. Ты знаешь, какой удар для меня - его самоубийство. До последнего момента я надеялся, что Жак не сделает этого. Клара. Это удар для всех. Быть радом с ним и не суметь понять его!.. Марк. Да, он говорил мне, что думает о самоубийстве, а я уговаривал его последовать по тому пути, который избрал я. Клара. По пути, который избрал ты… Я стала думать о том, что же это за путь, когда прочла твое письмо. Все стало ясно, когда я нашла пленки с записью приказов, которые тебе передавали, и номера телефонов тех, кому ты их передавал. Марк. Стало быть, теперь тебе все известно. Хорошо. Так даже лучше. На меня все время это давило… что я должен скрывать от тебя… Да и для тебя облегчение узнать, что я освободился от этого кошмара. Так я думаю. Или я не прав? Клара. А ты действительно освободился? Марк. Действительно. Теперь мне не надо самому исполнять приказы. Я наблюдаю издали, как их исполняют другие. Клара. Это, и есть освобождение, по-твоему? Марк. Это максимум того, что обстоятельства могут мне позволить. Клара. А тебя совсем не беспокоит тот факт, что другие люди рискуют жизнью вместо тебя? Марк. Это игра. Конечно, меня это не радует. Но когда на кону само наше существование, не до моральных рассуждений. Клара. А если тот, кому ты перепоручаешь свое задание, откажется его выполнять, к каким средствам ты готов прибегнуть, чтобы принудить его? Марк. К тем же самым, какими принуждали меня. Клара. Значит, ты сменил позицию. Перешел на другую сторону. Марк. Я точно в той же позиции, в какую меня поставили обстоятельства. Не я их провоцировал. Клара (с иронией). Ты такой убедительный в своих убеждениях. Марк. Мне это дорого обошлось. Но что выстрадал, то выстрадал. Клара. Блестящий финал страданий. Можешь этим гордиться. Марк. А почему бы и нет? Это же нормально: каждая выигранная битва вызывает законную гордость. Клара. Только будь осторожнее, Марк. Опасно шагать с высоко поднятой головой по сумрачным лесным тропинкам. Марк. Но я действительно выстрадал свое право на защиту. Я не позволил сбить себя с ног там, где другой давно бы уже валялся на земле. Клара. Как это случилось с Жаком, правда? Марк. Жак не захотел послушать меня. Клара. Просто он почувствовал, что не способен пойти твоим путем. Твой путь не для каждого. Марк. В лесу выживает сильнейший. Клара. Я предпочла бы, чтобы ты считался с другими законами, а не с этим. Марк. Ничего не поделаешь, таков закон естественного отбора, сантименты тут не причем. Клара. Разумеется, важнее всего - выжить. Любой ценой. Но кто выживет, Марк? Ты спрашивал себя об этом? Самые сильные, которые сражаются за выживание, рискуя надорваться? Или самые слабые, те, кто отказывается от борьбы и смиряется с судьбой?
Молчание. Клара берет со столика газету, разворачивает ее.
Ты читал, что пишут о новых правилах защиты от атмосферного загрязнения?
Марк отрицательно качает головой.
В домах - держать закрытыми окна и постоянно работающие очистители воздуха…Заслышав звук сирены, предупреждающей о достижении опасного уровня концентрации ядов в воздухе, немедленно открыть вентиль баллона с кислородом… На улицах, в самых опасных местах, устанавливаются гигантские вентиляторы, для того чтобы гнать вверх грязный воздух и рассеивать его в атмосфере… Марк. И что тебя тут смущает? Меры неприятные, но необходимые, если мы хотим защитить себя. Клара. От отравления извне. А какие меры существуют для того, чтобы защитить нас от отравления изнутри, а, Марк? Марк. Ты о чем, Клара? Клара. Я спрашиваю тебя, Марк, как противостоять тому злу, которое отравляет наши отношения? И не расширять очаг чумы, как это делаешь ты. Марк. Я только защищаюсь. Неужели не понятно? Клара. А я еще спрашивала себя, почему здесь больше не растут цветы... Марк. Мир болен. И скорее всего, смертельно. Клара. Но ведь есть же где-то уголки, где еще можно жить!.. Марк. Не строй иллюзий, Клара. Ветер принесет и туда споры гниения. Клара. И все же стоит поискать такой уголок, тебе не кажется? Марк. Как ты предлагаешь это сделать? Клара. Прежде всего, убраться из этого города. Марк. Убраться из города? Ну уж нет! Здесь моя работа, которой я отдал всю свою жизнь! Клара. Но здесь и петля, которой тебе захлестнули горло. Марк. Мне удалось ослабить удавку, теперь она меня больше не пугает. Клара. Я не сказала тебе одну вещь, Марк. Я уезжаю и больше не вернусь сюда. Марк. Ты решила меня бросить? Клара. Я больше не могу так жить, Марк. Марк. Ты оставишь меня одного? Клара. Поезжай со мной. Марк. А что делать со всем тем, что я строил и выстроил за эти годы? Клара. Ты сможешь построить что-то новое в более приспособленном для человеческой жизни месте. Марк. Я не могу бросить свою работу, я тебе уже сказал. Не уезжай. Клара. Зачем я тебе? Я уже не могу ни понять тебя, ни помочь тебе. Марк. Мы столько трудностей преодолели вместе. Преодолеем и эту. Клара. Я больше в это не верю, Марк. Марк. А как же Сюзанна? Клара. Я заберу ее с собой. Надеюсь, ты мне в этом не помешаешь. Вряд ли тебе приятно сознавать, что твоя дочь растет в условиях, где все пространство поделили между собой крысы и вороны. Марк. Вам здесь нечего опасаться, ни тебе, ни Сюзанне. Клара. В этих джунглях? Марк. Назови как хочешь. Но если эта среда возникла не по нашей воле, без нашего ведома, почему не стараться приспособиться к ней, не пытаться оказаться среди тех, кто выживет? Клара. То есть, заточив зубы и когти? Извини, Марк, но такой путь выживания не для меня. Я не смогу последовать им за тобой. Марк. Жак тоже не захотел. И чем это для него кончилось? Тебе больше нравится его путь? Клара. Мой, в сущности, близок. Речь идет об одном и том же. О бегстве. Но и твой путь - ошибка. Марк. Тогда, скажи мне, какой - не ошибка? Клара. У меня нет на это ответа. Марк. Зато есть действие. Ты бросаешь собственного мужа и собственный дом. Клара. Хочу надеяться, что наше расставание будет кратким, и ты скоро присоединишься к нам. Марк. Это будет означать мое поражение, чего я стараюсь избежать любым способом. Ты же знаешь, что я не люблю проигрывать. Клара. То есть, даже в этом случае ты не можешь поступиться своей гордыней? Марк. Ты не можешь требовать от меня, чтобы я отказался от себя самого, в какой бы ситуации я ни оказался. Молчание. За окном раздается карканье ворон. Клара идет к окну. Клара. Слышишь? Они голодны… ищут какую-нибудь жертву, чтобы растерзать ее… Марк. Они просто чувствуют приближение грозы. Мне кажется, я слышал раскаты грома… Что там с небом? Клара. Затянуто облаками… Хотя осталось несколько дыр, сквозь которые видно ясное небо. Марк. Дыры затягиваются или увеличиваются? Клара. Надо подождать, чтобы узнать это.
Марк подходит к жене. Оба стоят неподвижно и смотрят на небо, в то время, как карканье ворон становится все громче и заполошнее.
Конец.
Валерий Николаев val.nik@mail.ru
|
|||
|